Формы предпринимательства

Успех предпринимательской деятельности в значительной мере зависит от того, насколько эффективен выбор ее формы, в частности организационно-правовой. В современной России этот вопрос - один из главных для перехода к предпринимательскому типу хозяйствования. Правда, в настоящее время, при многократно критиковавшихся в литературе “командно-административных” методах приватизации, выбор той или иной формы (во всяком случае, организационно-правовой) во многом предопределен соответствующей законодательно-нормативной базой. Однако, во-первых, элементы свободы в рассматриваемом отношении все же имеются, и они сильнее выражены применительно к малым и вновь создаваемым предприятиям (по сравнению с крупными и с приватизированными). Во-вторых, законодательство и иные нормативные акты, вне всякого сомнения, будут совершенствоваться, и раньше или позже проблема выбора формы предпринимательской деятельности полностью останется за самими ее субъектами.

Эффективными для данных места и времени должны быть признаны те формы предпринимательства, которые позволяют максимально результативно использовать наличный производственный аппарат, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические, прежде всего рыночные, и правовые отношения.

По критерию формы собственности выделяют личные, частные (включая частно-коллективные), государственные, муниципальные и смешанные предприятия. Различают производственный, коммерческий и финансовый виды предпринимательства. По масштабампоследнее подразделяют на малое, среднее и крупное (корпоративное); по ареалу (широте территориального охвата) - на местное, региональное, общегосударственное и межгосударственное; по отраслевой направленности - на промышленное, аграрное, строительное, транспортное, торговое и т. д.

Особый вопрос - организационно-правовые параметры предпринимательства. До недавнего времени в перечень его организационно-правовых форм большинство авторов включали индивидуально-частные, кооперативные и арендные предприятия, акционерные общества, товарищества и др.

По Гражданскому кодексу РФ к числу таких форм относятся: 1) хозяйственные товарищества (полные, коммандитные и с ограниченной ответственностью) и общества (АО открытого и закрытого типа); 2) производственные кооперативы; 3) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 4) некоммерческие организации.

На выбор формы хозяйственной деятельности влияют размеры капитала, мера готовности предпринимателя брать на себя ответственность (в полной мере или частично) за результаты своей деятельности. Большое влияние здесь оказывают и такие факторы, как размах предполагаемой деятельности, ее виды, а также отраслевая и функциональная направленность, общеэкономическая ситуация в стране и в данном регионе, социальная и политическая обстановка в государстве. Все это должно быть учтено и просчитано при составлении бизнес-плана - документа, без которого нельзя начинать дело. Именно в бизнес-плане надлежит проанализировать всю совокупность факторов, способных оказывать хоть какое-то воздействие на предпринимательскую деятельность и ее эффективность, связанную с нацеленностью на максимум предпринимательского дохода с единицы капитала. Только комплексный учет всей этой совокупности дает ответ на вопрос, какая из организационно-правовых форм может обеспечить такой максимум.

Вопрос о прибыли часто бывает решающим при определении степени ответственности, возлагаемой на себя предпринимателем. Когда создается частноиндивидуальное предприятие предпринимательского типа, его владелец при результативной работе получает весь доход лично: соответственно, при неудаче, а тем более банкротстве, он рискует всем своим капиталом. При образовании же товарищества или акционерного общества, инициатор появления нового предприятия вынужден делить доход с другими собственниками. Но в этом случае и ответственность за неудачу, и банкротство делится в зависимости от доли вложенного капитала. Все это также играет большую роль в выборе формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательские преимущества акционерных обществ открытого типа (как подлинно акционерных обществ, акции которых свободно продаются и покупаются на фондовом рынке) - инвестиционные, инновационные, организационно-управленческие, связанные с модернизацией, диверсификацией и структурной перестройкой производства, и т. п., - подробно описаны в литературе и хорошо известны. Но можно ли эту форму абсолютизировать? Думается, нет, особенно если речь идет о приватизации не крупных, а средних российских предприятий, которые в отличие от первых во многих случаях находятся на сравнительно высоком технико-технологическом уровне, располагают относительно малоизношенными производственными фондами и имеют достаточно средств для осуществления инновационного расширенного воспроизводства.

1.3 Роль малых, средних и крупных фирм в экономике;

Многообразие существующих форм организации бизнеса, основные из которых мы рассмотрели в предыдущем параграфе, порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационноправовых форм. Наиболее распространенный подход к классификации фирм - разделение их на малые, средние или крупные. Следует выделить два основных метода классификации фирм - количественный и качественный.
Согласно наиболее известному методу классификации фирм - количественному, - предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).
В мировой практике встречаются весьма разнообразные варианты использования количественного метода в целях классификации фирм. Так, Администрация малого бизнеса (АМБ), учрежденная при правительстве США в 1953 г., разработала классификацию малых фирм для США. Ее структуру можно определить как двухступенчатую. Сначала формируется граница размера фирмы по отраслевому принципу

Определение малых фирм по классификации Комитета по делам малого бизнеса при правительстве США

Вторая ступень классификации предусматривает более детальную разбивку по величине торгового оборота или количеству занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятельности фирмы.
В менее крупных странах, таких, например, как Дания или Ирландия, пороговые значения критерия количества занятых ниже, чем в США. Так, в Дании применяется следующая классификация: до 49 занятых - малая фирма; от 50 до 199 занятых - средняя фирма; свыше 200 занятых - крупная фирма.1 В Дании даже под такое «заниженное» определение крупной фирмы подпадают лишь около 400 компаний, а если бы здесь применялась классификация, принятая в США, то таких фирм практически бы не было.
Варианты качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности.

Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия, внутренне присущие компаниям того или иного размера.

В последние несколько десятилетий широкое распространение получила также теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы, появившаяся в результате исследований в области организационных наук и в области маркетинга - науке о продвижении товара на рынок. Предполагается,
Этот подход, впервые разработанный американским экономистом
- маркетологом Т. Левиттом в 1965 г., также способствовал распространению качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. Один из вариантов данной теории фокусирует внимание на стратегии развития продукта как индикаторе этапа роста фирмы. При этом фирмы рассматриваются в динамическом плане, как развивающиеся, начиная от малой, ориентированной на производство одного продукта, до крупной, диверсифицирующей свою деятельность по товарному и отраслевому принципу. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.
Эти классификации помогают ответить на вопрос о том, стоит ли перед государством задача поддержки тех или иных групп фирм для создания благоприятной среды в национальной экономике. Известная фраза «что хорошо для «Дженерал Моторз», то хорошо для Америки», отражает точку зрения, в соответствии с которой государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимающих передовые позиции в национальной экономике.
Другая точка зрения основана на том, что в самом механизме конкуренции заложена «мина замедленного действия»: со временем с рынка выдавливаются небольшие фирмы, а крупные в таких условиях имеют меньшие стимулы для интенсивного развития. Следовательно, государство должно поддерживать конкурентную среду в экономике, с одной стороны, предоставляя льготы малым фирмам, а с другой - сдерживая ограничительную деловую практику1 строгим антимонопольным законодательством. В современной экономической политике развитых стран преобладает именно последняя позиция.
Крупную фирму вряд ли сметут с рынка неожиданные колебания процентных ставок или курсов валют: ее Деятельность, как правило, диверсифицирована по различным отраслям и
даже странам. Эти субъекты рынка об- ' Напомним' что ограничи- _ тельная деловая практика - это
ладают значительными преимущества- стратегия фирм, подрывающая

Ми перед малыми и средними компани- свободную конкуренцию.
ями с точки зрения возможностей использования эффекта масштаба, тем самым неся значительно меньшие удельные издержки (издержки на единицу продукции) по сравнению со своими «меньшими братьями».
Помимо этого очевидного «плюса» крупных и крупнейших фирм, легко привести и другие причины их успеха в конкурентной борьбе. Выдающийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер еще в начале прошлого века высказал мнение о том, что прогресс в производстве благ под силу лишь крупным субъектам экономического процесса, способным концентрировать большой коллектив ученых и разработчиков новых технологий. Шумпетер считал, что крупные монополистические компании, имеющие превосходство над малыми и средними фирмами в возможностях концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, постепенно вытеснят более слабых конкурентов, причем доля малого бизнеса будет неуклонно сокращаться с ростом темпов научного прогресса. Утверждение Шумпетера о том, что крупные фирмы будут определять экономическую динамику, особенно в новых наукоемких и капиталоемких отраслях, также разделяет американский экономист, видный представитель институциональной школы Джон Гэлбрейт. Он выделяет следующие причины превосходства крупного бизнеса: во-первых, высокая стоимость научных исследований, и, во-вторых, длительные сроки их реализации и окупаемости.

Однако, действительные проблемы, с которыми может столкнуться корпорация, весьма похожи на те, с которыми столкнулся, в прямом смысле этого слова, огромный океанский лайнер «Титаник», одноименный фильм о трагедии которого прогремел на весь мир. Как мы уже говорили ранее, в силу возрастания трансакционных издержек административного контроля по мере увеличения размера фирмы, степень ее управляемости и скорость реагирования на рыночные изменения имеют тенденцию к снижению. Таким образом, «синдром Титаника», из-за действия которого крупная фирма не сможет вовремя увернуться от «айсберга» изменившихся рыночных условий, способен пустить даже такого гиганта ко дну.
Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм - «венчурные» (от англ. venture - рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.

1.4 Взаимодействие государства и фирмы;

В условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к использованию различных ее форм весьма актуальна задача определения роли и функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и предприятий.

Реалии переходных процессов

Преобразование предприятий в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие организационно-правовые формы требует изменений и в структуре их управления. Наряду с созданием экономических, правовых и организационных условий для формирования и успешного функционирования разнообразных структур предпринимательской деятельности важнейшей функцией государства является содействие развитию так называемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. той среды, в которой осуществляется деловая активность. Продавцы и покупатели, работодатели и наемный персонал, кредиторы и заемщики действуют в определенной экономической обстановке, политической ситуации, правовой, социально-культурной, технологической и географической среде. Организация предпринимательской деятельности является производным продуктом социально-экономической среды, в которой формируется бизнес и которая определяет положение предпринимателей в экономике и обществе.

Переходный период радикальной экономической реформы протекает в условиях борьбы между старыми и новыми формами управления, между административными и экономическими методами. Формирование хозяйственной системы нового типа, в основе которой лежит предпринимательская деятельность и использование современных методов государственного регулирования, происходит в нелегких условиях. При этом ключевое значение приобретает деятельность по преодолению возникшего в переходный период кризиса управления, основные черты которого отражены

Либерализация экономики, крупномасштабная приватизация государственной собственности, включение предприятий в мирохозяйственные связи привели к отказу от административных методов управления на разных уровнях, открыли дорогу новому экономическому мышлению. С другой стороны, сохраняется (а в некоторых отношениях и растет) чрезмерная государственная (федеральная и региональная) управленческая надстройка; медленно формируется рынок;

предприятия недостаточно активно организуют прямые хозяйственные связи, нередко в угоду местным интересам нарушают сложившиеся отношения. Противоречия усугубляются тем, что старый экономический механизм, имея глубокие корни, создал многочисленные защитные системы. Это проявляется в разных формах: новые формы хозяйствования втягиваются в русло сложившихся структур и приемов работы; под флагом использования экономических рычагов нередко сохраняется неоправданное государственное вмешательство в деятельность негосударственных предприятий; то в явной, то в скрытой форме нарушается хозяйственное законодательство; в свою очередь, часть предпринимателей при переходе к новым методам хозяйствования испытывает неуверенность, боязнь остаться без сырья и материалов, которые они ранее гарантированно получали "сверху".

В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь в России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими моделями и условными экономическими расчетами. Принципиальная схема взаимодействия федеральных и местных органов власти, например с субъектами промышленной сферы, Корпоративный уровень

Изменение форм собственности не сопровождается применением форм и методов эффективного управления

Бесхозность предприятий, находящихся в государственной собственности

Тенденция к разделению на отдельные части крупных и средних предприятий

Разрушение производственных и управленческих структур корпоративного типа

Права и ответственность собственников и руководителей не разграничены и во многом не упорядочены

Отсутствие нормативной базы, определяющей требования к управлению государственными предприятиями

Общегосударственный уровень

Самоустранение государственных структур от целенаправленного использования системы экономических и административных рычагов

Отсутствие четкого разграничения прав и ответственности как по вертикали власти, так и между властью и хозяйствующими субъектами

Необеспеченность правовой защитой договорных отношений

Дезорганизация системы заказов и закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд

1.5 Показатели эффективности предприятия

Чтобы оценить, эффективен ли ваш бизнес, не обязательно проводить долгосрочные и дорогостоящие исследования. Каждый руководитель может выработать и внедрить собственную систему оценки эффективности. Причем набор таких показателей довольно ограничен, его легко контролировать. Предлагаемый в статье инструмент разработки показателей эффективности предприятия довольно прост, но в то же время охватывает приоритетные направления деятельности предприятия. Использование показателей эффективности в управленческой практике резко повышает управляемость и прозрачность бизнеса, повышает уверенность руководителя в правильности принимаемых решений. Проблема определения эффективности организаций всегда волновала и руководителей и собственников. Наиболее простое определение эффективности предприятия сводится к отношению затраченных ресурсов к полученным результатам. То есть чем больше предприятие имеет доход и чем меньше при этом его затраты, тем более оно эффективно. Долгое время такое понимание эффективности преобладало, и, соответственно, все усилия предприятий были направлены на повышение доходов и сокращение расходов. Однако, постепенно такой взгляд на эффективность перестал удовлетворять требованиям времени. Все большую популярность стал приобретать холистический подход, при котором эффективность оценивалась целой совокупностью критериев. Основной причиной этого стало то, что финансовые показатели, лежащие в основе показателей эффективности в парадигме соотношения доходов и расходов, отражают лишь текущее состояние компании. И если сегодня предприятие эффективно (то есть имеет максимальный доход при минимальных затратах), то завтра ситуация может измениться. То есть получается, что одним показателем невозможно оценить эффективность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. Кроме того, за кадром остается и получивший в последнее время большое распространение показатель стоимости (или капитализации) компании. Все это привело к созданию методики Balanced Scorecard или "Сбалансированная система показателей эффективности". Главная идея подхода состоит в том, что основная часть стоимости предприятия складывается не из материальных (тех, что принято называть основными) активов предприятия, а из таких "неосязаемых" вещей, как его персонал, бизнес-процессы, инновации, отношения компании с потребителями.

Суть методики сводится к тому, на предприятии создается всеобъемлющая система, включающая как финансовые, так и нефинансовые показатели. Эти показатели не должны являться хаотичным набором данных и отчетов, как это часто бывает. Все они должны быть систематизированы на определенной интегрированной основе, то есть показатели определяются стратегией предприятия. Стройная система показателей обеспечивает мобилизацию сотрудников на реализацию стратегии. Основное преимущество Balanced Scorecard - это возможность создания карты стратегий, которая, с одной стороны, охватывает основные направления развития предприятия, а с другой стороны, позволяет увидеть причинно-следственные связи между ними.

В соответствии с подходом Balanced Scorecard, стратегическое развитие предприятия рассматривается в четырех взаимосвязанных направлениях:

- финансы (показывает, насколько интересно акционерам вкладывать деньги в предприятие);

- взаимоотношения с клиентами (показывает, чем можно заинтересовать клиентов, чтобы привлечь их и добиться требуемых финансовых результатов);

- внутренние процессы (показывает, какие процессы играют наиболее важную роль при реализации конкурентных преимуществ компании);

- инновации, развитие персонала и инфраструктуры (показывает, за счет каких знаний, умений, опыта, технологий и прочих нематериальных активов можно реализовать конкурентное преимущество компании).

Разработка сбалансированной системы показателей заключается в разработке системы взаимосвязанных целей, критических факторов успеха и ключевых показателей эффективности. Затем задаются плановые значения целей/факторов успеха/показателей эффективности на стратегический и тактический период. Достижение этих значений периодически отслеживается и используется для принятия решений по изменению планов/целей/стратегий.

Набор показателей в системе определяется стратегией компании и, только разработав стратегию, можно переходить к дальнейшим шагам по разработке Balanced Scorecard.

Процедура разработки сбалансированной системы показателей эффективности сводится к следующему:

1. Определение необходимого набора показателей.

2. Выстраивание причинно-следственных связей между стратегическими задачами.

3. Выбор наилучших критериев оценки (измерителей) выполнения поставленных задач.

4. Определение целевых значений показателей.

5. Разработка планов стратегических инициатив, направленных на достижение целевых значений показателей.

6. Определение сотрудников компании, наделенных ресурсами для выполнения стратегических инициатив и ответственных за достижение целевых показателей.

Мы предлагаем несколько видоизмененный вариант методики "Сбалансированных показателей эффективности". Будет рассматривать эффективность с точки зрения финансовых и нефинансовых результатов в настоящий момент и в перспективе и с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов и других заинтересованных аудиторий. Основной посыл состоит в том, что предприятие существует на рынке не изолированно, функционируя, оно воздействует на довольно большую аудиторию. Это и акционеры, и клиенты, и общественность, и партнеры, и СМИ, и собственные сотрудники и их семьи.

Поэтому все аудитории компании мы предлагаем классифицировать на 4 группы по общности интересов той или иной группы. 1 группа - акционеры 2 группа - реальные и потенциальные клиенты компании, 3 группа - сотрудники 4 группа - общественность, партнеры.

Почему важно оценивать, насколько предприятие удовлетворяет потребности своих аудиторий? Прежде всего, потому, что именно мнение аудиторий создает репутацию предприятия, а имидж и репутация являются признанным нематериальным активом, который может существенно увеличить стоимость предприятия. Другими словами, имидж предприятия обеспечивает ему определенный кредит доверия, и не только на текущий момент, но и на определенную перспективу. Все это в свою очередь обеспечивает устойчивость предприятия. У каждой группы аудитории есть свои потребности и ожидания от предприятия. Соответственно, удовлетворяя эти потребности, мы должны оценивать определенные параметры, которые их отражают. Это и будут показатели эффективности с учетом различных аудиторий предприятия.

В общем виде эти потребности и показатели представлены в таблице. Конечно, у каждого предприятия и состав аудиторий и их потребности будут отличаться, поэтому важно тщательно проанализировать эти параметры и как можно точнее сформулировать.

Немаловажно, что игнорирование потребностей какой-либо из аудиторий может привести к закрытию предприятия. Этого, например, могут потребовать защитники природы, если предприятие оказывает негативное влияние на окружающую среду. Или сотрудники могут устроить забастовку, которая приведет к фатальным последствиям. При выборе критериев может возникнуть проблема определения наиболее значимых из них. Ведь очевидно, что если учесть все потребности аудиторий, то список показателей эффективности будет огромен. И затраты на сбор, обработку и анализ необходимой информации значительно превысит эффект от полученных данных. И это уже вопрос эффективности расчета показателей эффективности. Поэтому в качестве показателей необходимо выбирать довольно ограниченное число параметров. За основу мы берем наиболее значимые, на текущий момент и на перспективу, потребности. Возможно, даже, что потребности какой-либо аудитории могут быть не учтены, в силу их вторичности по отношению к другим показателям. Кроме того, обязательно принимаем в расчет показатели, плохие результаты по которым могут прямо угрожать существованию предприятия. При этом вероятность такого расклада высока, если, не прилагать специальных усилий, по регулированию ситуации. Например, технологический процесс химического предприятия довольно сильно влияет на окружающую среду и если постоянно не контролировать производственные выбросы и не вести постоянную работу по улучшению ситуации, нормы могут быть нарушены. Если же деятельность предприятия (например, сборка телевизоров) очень мало отражается на окружающей среде, то и принимать в расчет этот показатель не нужно. То же можно сказать в отношении забастовок. Если профсоюз крупного завода настроен решительно и ведет непримиримую борьбу с администрацией, то имеет смысл в показатели эффективности включить пункт о взаимоотношениях с профсоюзом. С другой стороны, если на небольшом предприятии хорошая атмосфера, а профсоюза нет вообще, то и такой показатель не нужен.

Пример. Рассмотрим на примере процесс выработки показателей эффективности с учетом стратегии и целей, а также потребностей основных аудиторий. Общая характеристика предприятия Предприятие находится в ближайшем

Подмосковье и представляет собой вертикально-интергированный пищевой холгинг, в который входит ферма, перерабатывающий завод и сеть собственных торговых точек. Потребности основных аудиторий Акционеры. Холдингом владеют несколько акционеров, которые заинтересованы в его развитии, большая часть прибыли возвращается в производство. Клиенты холдинга - частные лица, покупающие продукты в торговой сети холдинга и средние по размеру магазины восточной и юго-восточной части Москвы. Для частных лиц большее значение имеет невысокая цена продукции, удобство и скорость обслуживания, свежесть продукции. Для магазинов - небольшой размер партии, точность выполнения заказа, доставка, товарный кредит, на текущий момент все магазины удовлетворены обслуживанием. Сотрудники. Коллектив предприятий холдинга состоит из местных жителей, для которых имеет большое значение стабильность их работы, уверенность в завтрашнем дне, регулярность выплаты заработной платы, хорошие отношения в коллективе. Общественность. Жители близлежащих к предприятию территорий заинтересованы в чистоте и озеленении. Проблемные зоны. Последнее время участились случаи претензий со стороны клиентов к качеству продукции, кроме того, проверки СЭС всегда вызывают большие осложнения из-за невозможности точно следовать технологическому процессу, ввиду недостатка площадей. Предприятие стало ощущать нехватку квалифицированных рабочих кадров. Собственных средств не хватает на модернизацию и расширение производства, необходимо увеличить объемы производства.

Таким образом, предприятие обозначило 11 приоритетных показателей, на основании которых будет оценивать свою эффективность. Как видно, данные показатели рассчитаны не только на текущую ситуацию, но и учитывают эффективность в более долгосрочной перспективе. Так, работа по озеленению направлена на формирование позитивного имиджа у местного сообщества, государственных органов и собственных сотрудников. На перспективу рассчитано и расширение производственных площадей, и обучение персонала.

После того, как выделены основные параметры эффективности, необходимо организовать процесс сбора информации и расчета показателей. Именно потому, что такая работа достаточно трудоемка, показателей не должно быть очень много. Оптимально 8 - 15 показателей. Если показателей больше, то они перестают быть эффективным инструментом управления бизнесом, а превращаются в отчеты, которыми никто не пользуется. Такие отчеты больше подходят для научных исследований, но не для управления бизнесом. Понятно, что с помощью ограниченного числа показателей невозможно охватить весь бизнес. В данном случае речь идет с одной стороны о приоритетах для данной компании, с другой стороны, о контроле эффективности на каждом уровне управления. Так, руководитель компании, при оценке положения дел оперирует определенным набором показателей. В то же время руководитель департамента для оценки эффективности своего подразделения также вырабатывает определенное число показателей на основе показателей эффективности первого уровня и т.д.

Пример. К компетенции директора по маркетингу рассмотренного выше предприятия, относятся следующие показатели:

- объем продаж;

- уровень сервиса в собственных торговых точках;

- обеспечение свежести продукции;

- удовлетворенность клиентов.

Формулируя показатели эффективности своего подразделения (показатели эффективности второго уровня) директор по маркетингу раскладывает показатели эффективности первого уровня на составляющие, которые он будет контролировать: Объем продаж - доля объема продаж в собственных торговых точках - доля продаж новым клиентам Уровень сервиса в собственных торговых точках - Скорость обслуживания одной покупки - Количество покупок на одного покупателя - Средняя стоимость покупки - Доля покупателей вышедших с покупкой - Доля фасованной продукции Обеспечение свежести продукции - выполнение графика поставок в торговые точки с точностью до 15 минут - доля продукции не купленной в нормативные три дня Удовлетворенность клиентов - удовлетворенность клиентов соблюдением сроков поставок - удовлетворенность условиями оплаты - удовлетворенность соблюдением точности поставок - доля клиентов отказавшихся от сотрудничества Основой для выработки этих критериев служит маркетинговая стратегия, направленная на - активизацию продаж через посредников за счет привлечения новых клиентов (магазины), при сохранении объема закупок по постоянным клиентам на прежнем уровне - повышение выручки с каждой собственной торговой точки и повышение удельного веса продаж через собственную сеть за счет увеличения скорости обслуживания, качества (свежести) продукции, увеличения средней стоимости покупки, за счет лучшего оформления витрин.

Если продолжить этот пример, то, например, начальник отдела собственной торговой сети, также будет разрабатывать показатели для своего подразделения, но уже с опорой на показатели эффективности второго уровня.

Выстраивая свою собственную систему показателей эффективности важно просчитывать влияние одних показателей на другие. Чтобы не получалось ситуации, когда выполнение одного показателя ведет к невозможности выполнить другой показатель. Особенно часто бывает, что таким образом вступают в противоречия показатели разных подразделений и в итоге возможен конфликт, вызванный некачественно сформулированными задачами. Поэтому задача увязки показателей - это задача высшего менеджмента. Задача руководителя компании выстроить причинно-следственные цепочки, наиболее значимые для компании, что существенно облегчит выработку показателей второго и последующих уровней. В качестве методики для этих целей можно использовать классическую диаграмму "рыбья кость". Только анализу подвергаются не проблемы и их источники, а возможности достижения определенных показателей. Рассматриваются максимально возможное для конкретного предприятия количество вариантов, из которых затем выбираются несколько наименее затратных, с максимально ожидаемым эффектом, и учитывающие перспективы развития компании.

Пример. Показатель "рост прибыли" может быть обеспечен либо за счет повышения объема продаж (выручки), либо за счет сокращения издержек. Точно также раскладывается и каждый последующий показатель. Далее выбирается одна или несколько наиболее оптимальных цепочек. Для рассматриваемого предприятия это выделенные цепочки: 1. Сокращение уровня запасов - Увеличение оборачиваемости капитала - Возможность увеличения объема производства - Рост продаж - Рост прибыли. 2. Организация собственного учебно-производственного участка - Сокращение затрат на внешнее обучение - Сокращение постоянных издержек - Рост прибыли.

Другой пример причинно-следственной цепочки: Повышение контроля за соблюдением технологии - Повышение качества продукции - Сокращение претензий и возвратов - Увеличение доли постоянных клиентов - Сокращение затрат на привлечение клиентов - Увеличение рентабельности.

После того, как показатели эффективности выбраны, переведены на уровни направлений, подразделений и т.д. (в идеале вплоть до каждого сотрудника), а также увязаны между собой, необходимо разработать и закрепить процедуру сбора и расчета данных. Чем качественнее выполнены предыдущие этапы, тем проще разрабатывать такую процедуру. Каждый из выбранных показателей эффективности должен найти отражение в системе планирования и отчетности подразделений. Иногда бывает, что подразделения отчитываются по одним формам, а показатели эффективности рассчитываются отдельно специальным отделом. Это неправильно. Если показатели эффективности не заложены в планах подразделений и не контролируются через отчеты, то они не являются ориентирами в деятельности, а поэтому и не соблюдаются. Важно, чтобы информация стекалась в единый центр одним потоком, это повышает ее достоверность и сокращает затраты на использование системы показателей эффективности. Кроме того, эти же показатели должны учитываться и в системе мотивации.

Пример. Система премирования директора предприятия может быть построена следующим образом. Премия начисляется только при выполнении базового показателя, например, размер чистой прибыли или объем продаж. Устанавливается вилка процентов от базового показателя. Например, 0,1 - 0,2% от оборота. Нижняя граница вилки составляет исходный фонд премирования директора. Далее каждому показателю эффективности присваивается ранг или коэффициент вклада. То есть на каждый показатель рассчитывается исходная ставка премии. Если план выполнен - эта ставка выплачивается, если перевыполнен - увеличивается по прогрессивной шкале в пределах верхней границы, а если не выполнен, эта часть премии не выплачивается. Таким образом, в систему стимулирования директора, закладываются показатели эффективности предприятия в целом. А в систему стимулирования руководителей подразделений можно заложить показатели эффективности их подразделений.

представлены наиболее распространенные показатели эффективности предприятий. Список этот далеко не полный, и сильно отличается у разных предприятий, достаточно вспомнить пример в начале статьи, многие из выделенных там показателей не входят в "типичный" список. Набор показателей для каждого предприятия индивидуален и зависит от отрасли, размера компании, этапа развития организации, стратегии, текущих и долгосрочных целей организации и других факторов.

1.6 Риск и способы его снижения. Страхование рисков

В условиях асимметричности информации и неопределенности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск. Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат. Рассмотрим некоторые основные понятия, связанные с поведением человека в условиях неопределенности. Участие в лотерее - типичный пример рисковой деятельности.
Ожидаемое значение случайной величины (например, выигрыш или проигрыш в лотерее) подсчитывается по формуле математического ожидания:
Е(х) ~ д,х1 + л2х2 +... + япхп, (1)
где яЛ,... яп- вероятности каждого исхода,
Ху х2,... хп - значения каждого исхода.
При этом важно учитывать, что вероятности могут иметь различную природу, то есть быть как объективными, так и субъективными. Те ученые, которые придерживаются концепции объективной природы вероятностей, полагают, что значения вероятностей потенциально определимы на математической основе. Так, французский астроном, математик и физик Пьер Лаплас определял вероятность исследуемого события как отношение количества благоприятных исходов данного события к количеству всех возможных исходов. Сторонники субъективного подхода (например, американский экономист и статистик Леонард Сэвидж) полагали, что вероятности - это степени убежденности в наступлении тех или иных событий.
В любом случае, какую бы трактовку природы вероятностей мы ни приняли, нам важно различать математическое ожидание (предполагаемое значение исхода) и ожидаемую полезность.
Истоки математического обоснования теории ожидаемой полезности можно встретить в работах швейцарских математиков Габриэля Крамера и Даниила Бернулли, последний из которых предложил свое решение знаменитого Санкт-Петербургского парадокса.1Парадокс формулируется следующим образом: индивиды готовы заплатить всего лишь небольшую сумму денег за участие в игре, в которой математическое ожидание выигрыша бесконечно велико. Игра заключается в подбрасывании монеты до тех пор, пока не выпадет заданная ее сторона, например, «орел», а размер выигрыша определяется количеством подбрасываний монеты до выпадения заданной стороны.

Так, при первом подбрасывании в случае выпадения «орла» субъект X выплачивает субъекту У 1 долл.; во втором таком же случае У получит 2 долл.; в третьем - 4 долл., т. е. за каждый бросок с выпадением «орла» субъект X выплачивает при п-ом броске 2п_1долл.
Вероятность (тг) выигрыша в игре с подбрасыванием монеты, согласно теории вероятности, составляет 50%, или 0,5 при каждом броске.
Математическое ожидание денежного выигрыша при первом броске составляет к х 1 долл. или 0,5 х 1 долл. = 0,5 долл. При втором броске оно составит (0,5 х 0,5) х 2 долл. = 0,5 долл. Общее ожидаемое значение представляет собой сумму ожиданий на каждой стадии игры и составит, следовательно, 0,5 долл. + 0,5 долл. +0,5 долл. +... Сумма этого бесконечного ряда представляет бесконечно большую величину.
Таким образом, как отмечалось выше, парадокс заключается в том, что ожидаемый денежный выигрыш в такой игре бесконечен, однако большинство людей уклонится от участия в ней.2 Почему же так происходит? Чтобы объяснить Санкт-Петербургский парадокс, Д. Бернулли предположил, что в данном случае индивиды стремятся к максимизации не ожидаемого денежного выигрыша, а морального ожида-
ния, впоследствии названного ожидаемой полезностью выигрыша. А это не одно и то же. Рассмотрим эту проблему подробнее в связи с отношением людей к риску.
Идеи Д. Бернулли получили развитие в работах американских экономистов Джона фон Неймана и Оскара Моргенш- терна, которых часто называют основоположниками теории ожидаемой полезности. Они показали, что в условиях неполной информации рациональным выбором индивида будет выбор с максимальной ожидаемой полезностью.
1 Даниил Бернулли (1700- 1782), швейцарский математик и естествоиспытатель. В 1723- 1725 гг. работал в Петербургской Академии наук на кафедрах физиологии и математики.
Габриэль Крамер (1704- 1752)- швейцарский математик.
2 См.подробнее: БернуллиД Опыт новой теории измерения жребия. В книге: Теория потребительского поведения и спроса. С.-Пб. 1993. С. 23.Ожидаемая полезность каждого варианта подсчитывается следующим образом:
п
Е(и) = X и, к,
где и. - полезность исхода /, ж. - вероятность исхода /', п - число исходов. Затем индивид сравнивает ожидаемые полезности вариантов и осуществляет выбор, стремясь максимизировать ожидаемую полезность.

Каково же будет его отношение к риску?
Людям свойственно различное отношение к риску. В экономической теории принято выделять:
а)нейтральных к риску;
б)любителей риска;
в)испытывающих антипатию к риску, или противников риска.
В некоторых случаях математическое ожидание при осуществлении рисковой деятельности может быть равно в денежном выражении нерисковому варианту, и все же люди поведут себя по-разному. Например, ваш должник вместо того, чтобы вернуть вам 10 долл., предлагает бросить монету.1 Если вы выиграете, то получите не 10, а 20 долл. (т. е. ваш чистый выигрыш составит 10 долл.), но если проиграете - не получите ничего (т. е. потеряете свои 10 долл.). Математическое ожидание Е(х) в этом случае составит: (0,5 х 10) + (0,5 х -10) = 0. Оно равно нулю, и получается, что вам, вроде бы, безразлично, играть в орлянку с должником или потребовать просто свои деньги назад.
Но кто-то пожелает пойти на риск в надежде получить больше, а кто- то предпочтет не предпринимать никаких действий, связанных с риском. Для того, чтобы объяснить выбор экономических агентов, необходимо включить в наш анализ концепцию ожидаемой полезности.
Практика показывает, что в основной своей массе люди не склонны к рисковой деятельности. Такое поведение обычно объясняется, помимо особенностей человеческой психики, чисто экономической причиной, а именно: действием закона убывающей предельной полезности.

1 Напомним еще раз, что в случае с подбрасыванием монеты вероятности проигрыша и выигрыша равны между собой и составляют величину 0,5.
Предположим, что у вас есть 100 долл. Вы можете сыграть в рулетку и поставить «на красное» 50 долл. В случае выигрыша (при удачной игре «на цвет» сумма ставки увеличивается в два раза) у вас будет 150 долл.: 50 долл., которые вы не ставили, плюс 50 долл. х 2
- ваш выигрыш. Таким образом, вы увеличите свое первоначальное богатство,

равное 100 долл., на 50 долл. В случае проигрыша у вас останется всего 50 долл., т. е, вы уменьшите свое первоначальное богатство на 50 долл. Математическое ожидание в денежном выражении составит:
(0,5 х -50) + (0,5 х 50) = 0.
Но предельная полезность, как видно из графика общей полезности (рис. 8. 1.), убывает, поэтому в условных единицах полезности1 ожидаемая полезность будет иметь отрицательное значение:
(0,5 х -2) + (0,5 х 1) = -1.

Иначе говоря, в случае проигрыша ваши убытки будут в условных единицах полезности больше, чем ваше приобретение в случае выигрыша. Таким образом, в категориях полезности ситуация выглядит иначе, чем в денежном исчислении, и вы не будете склонны рисковать. Вот почему мы говорили ранее о необходимости различать математическое ожидание денежной суммы выигрыша и ее ожидаемую полезность. Выражаясь более простым языком, можно сказать, что, конечно, вам доставит радость получить больше того, что вы имеете, но для вас гораздо ощутимее будет потеря того, к чему вы уже привыкли. В экономической теории
данный феномен получил название эф-—-
фекта владения. Эффект владения зак- 1 Условные единицы полезно-
лючается в том, что люди гораздо выше сти можно обозначить как «ютили» (от английского слова иШйу- оценивают то, чем они владеют, чем то, пол;зность)1 можно и в преслов;
что пока им не принадлежит. тыху. в., подразумевая под ними
Возвращаясь к Санкт-Петербургскому именно некие условные едини- парадоксу, мы можем теперь сказать, что цы, а не доллары США.
индивиды, отказываясь от игры в подбрасывание монеты, несмотря на бесконечно большое значение математического ожидания, руководствуются, согласно гипотезе Бернулли, прежде всего ожидаемой полезностью выигрыша. А предельная полезность дохода с каждым его приростом снижается. При уменьшающейся предельной полезности денежного выигрыша люди будут требовать все возрастающих выплат, для того, чтобы компенсировать свой риск в случае проигрыша.
Конечно, существуют люди, которые все же склонны идти на риск. Само понятие предпринимательства всегда связано с большим или меньшим риском. Для таких людей, испытывающих склонность к риску, кривая общей полезности будет приобретать вогнутый вид, и приобретение в случае выигрыша будет превышать убыток в случае проигрыша в условных единицах полезности (рис. 8.2).
Математическое ожидание в денежном выражении, как и в случае, рассмотренном выше, будет следующим:
(0,5 х -50) + (0,5 х 50) = 0.
Но предельная полезность в данном случае возрастает, поэтому в условных единицах ожидаемая полезность будет иметь положительное значение:
(0,5 х -1) + (0,5 х 5) = 2.
Положительный знак говорит о том, что для людей, склонных к рисковой деятельности, ощутимее будет радость выигрыша, чем неудовольствие от проигрыша.
И, наконец, в случае нейтрального отношения к риску кривая общей полезности будет приобретать вид прямой линии

Математическое ожидание в денежном выражении, естественно, не меняется:
(0,5 х -50) + (0,5 х 50) = 0.

Но и предельная полезность не меняется, поэтому в условных единицах полезности ожидаемая полезность будет также равна нулю:
(0,5 х -2) + (0,5 х 2) = 0.
Таким образом, мы видим, что для людей, безразличных к риску, положительные эмоции от выигрыша равны отрицательным эмоциям от проигрыша.
С точки зрения теории ожидаемой полезности все три рассмотренные варианта выбора будут рациональными. Однако впоследствии было выявлено и описано достаточное количество случаев, не укладывающихся в данную теорию. Рассмотрим некоторых из них.
Известен так называемый эффект точки отсчета. Чтобы пояснить его, приведем пример. Человек собирается купить джинсы стоимостью 50 долл., при этом у него есть выбор, либо купить их в магазине рядом с домом, либо потратить час времени и купить их в другом магазине по цене 40 долл. Конечно, он может махнуть рукой на деньги и купить их рядом с домом, но все же существуют достаточные стимулы для поездки в целях экономии. Если же тот же самый человек стоит перед выбором, купить кожаную куртку за 690 долл. рядом с домом или - за 680 долл. в удаленном магазине, стимулов к поездке будет гораздо меньше. Экономия в 10 долл. получается в обоих случаях, но точка отсчета заключается в проценте экономии, т. е. отношении сэкономленных денег к цене товара, выраженном в процентах.

Человек может вести себя, опровергая концепцию ожидаемой полезности, в результате нелинейной зависимости объективных и субъективных вероятностей. Существует тенденция к повышению субъективной вероятности по мере увеличения желательности событий, т. е. человек выдает желаемое за действительное. Применительно к рисковой деятельности, можно сказать, что человек в большей степени будет склонен идти на риск, если повышается притягательность возможного исхода.

Исключения из теории ожидаемой полезности связаны также с желанием большинства людей избежать риска любой ценой. Существует эффект определенности. Он заключается в том, что привлекательность определенных исходов для людей оказывается непропорционально выше, чем неопределенных. Проведенные эксперименты показывают, что выигрыш с 100%-ной вероятностью люди оценивают непропорционально выше, чем выигрыши с вероятностью, приближающейся к 100%, но не достигающей ее: с вероятностью 99%, 98% и т. д. Т. е. люди оценивают вероятность не только с количественной, но и с качественной точек зрения. Они оказываются еще менее склонны к риску, чем это предполагается в теории ожидаемой полезности.
М. Фридмен и Л. Сэвидж в своей статье «Анализ полезности при выборе альтернатив, предполагающих риск»1 связывают склонность или антипатию к риску с уровнем доходов различных лиц и строят следующую кривую полезности:

Участок А - группа лиц с низкими доходами.
Участок В - промежуточная группа., _ _ I
х/,, ~ См.: Теория потребительс-
Участок С - группа лиц с высокими кого поведения и спроса. доходами. 250.
Лица, принадлежащие к группам А и С, испытывают обычную антипатию к риску. Лица группы В склонны к риску, поскольку они не успели привыкнуть к богатству, недавно перейдя из группы А, но у них есть шанс попасть в группу С. Группа В немногочисленна, так как из-за своего стремления к риску лица этой группы быстро переходят в группу А или в группу С. В данном случае рациональность поведения в отношении риска зависит от фактического дохода, или благосостояния.
Есть и другие факты, противоречащие концепции ожидаемой полезности. Однако данная концепция остается основной при оценке рационального выбора в условиях неполноты информации.
Итак, подавляющая масса людей стремится максимально снизить риск, так как относится к категории противников риска.
Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Под страхованием понимается процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.
Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом методе основывается существование различных коллективных фондов, касс взаимопомощи. Обычная страховая компания в своей деятельности также использует объединение риска: большое количество индивидов объединяют свой риск, уплачивая страховые взносы, а страховой случай имеет сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы».
Распределение риска - способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Например, предприятие страхует свою деятельность от пожара, причем размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма существенны. Предприятий подобного типа мало, или рассматриваемое предприятие единично в своем роде, поэтому невозможно применить объединение рисков. Тогда оно обращается в крупную страховую ассоциацию, и риск возможной потери распределяется между компаниями, входящими в нее. В таком случае каждая компания получает в качестве вознаграждения за участие в распределении рисков часть страхового взноса страхующегося предприятия и принимает на себя обязательство в той же пропорции компенсировать ущерб от возможных потерь в случае пожара. Риск оказывается распределенным между рядом страховых компаний.
Диверсификация - способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы.

Вывод по первой главе

Предпринимательство в сегодняшнем мире – это серьезная экономическая и политическая сила. В ряде развитых стран Европы и Америки на долю фирм с числом работающих менее 20 человек приходится от 40% до 55% всех занятых в частном секторе. Малые фирмы питают жизненными силами здоровый экономический организм любой страны. Они занимают такие ниши в экономике, где невыгодно действовать гигантским транснациональным кампаниям, и там маленькие фирмы смело вступают в конкурентную борьбу с большим бизнесом, обладая более высокой инициативой, гибкостью и низкими затратами на управленческий аппарат. Своей высокой экономической активностью они не позволяют бесконтрольно поднимать цены монополиям, и способны эффективно развивать и эксплуатировать новые революционные технологии.

Не так давно эти процессы вновь заработали в России, что сделало актуальной проблему изучения психологии предпринимательства. Более того, развитие малого бизнеса в нашей стране - одно из непременных условий устойчивой стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии. Особенность исторического развития России состоит в том, что конец ХХ века оказался переломным этапом в развитии российского общества, так как сопровождался резкой сменой общественно-экономических формаций, форм собственности на средства производства и общественного сознания. Помимо основных социальных групп, характерных для советского общества (рабочие, крестьяне, партийно-бюрократический аппарат, интеллигенция), в постсоветской России бурно формируется новый класс собственников – предпринимателей и бизнесменов, людей, которых классический марксизм определял как буржуазию.

Следует отметить, что переход человека из одной социальной группы (например, технической интеллигенции) в другую (бизнесмен), определяется не только суммой денежных средств или материальных благ, имеющихся в его распоряжении, но и во многом – его сознанием, которое коренным образом отличается у наемного рабочего и свободного предпринимателя. Именно психологический компонент: мотивации, установки, волевые качества и другие личностные параметры, определяют, станет ли человек предпринимателем или нет. Более того, совокупный менталитет жителей страны определяет ее политическую систему, темпы демократических преобразований и характеристики промышленного роста.

Рекомендации к написанию работы

законодательно-правовую базу создания коммерческих предприятий Деятельность коммерческих организаций получила свое развитие совсем недавно и является относительно молодой. Это связано с переходом Российской Федерации с социалистических позиций в сторону капитализма в 1990-х годах. И естественно не все отношения, в которые вступают коммерческие организации, получают юридическую регламентацию, и зачастую основываются на обычаях делового оборота. В предпринимательской деятельности обычаю делового оборота придается значение источника права. Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) не только закрепил определение обычая делового оборота, но и периодически включал отсылки на него в статьи специального договорного права. Этим законодатели пытались преодолеть пробелы, имеющиеся в Российской правовой системе в отношениях строящегося с нуля капитализма. Комплекс предпринимательских имущественных отношений является важным элементом гражданского права, сфера которых в условиях формирующегося в России рынка товаров и услуг.

Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью следует понимать - «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказание услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Статья 50 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что юридическими лицами в целом могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Основными признаками коммерческой организации являются:

) цель деятельности - получение прибыли;

) четко определенная в законе организационно - правовая форма;

) распределение прибыли между участниками юридического лица.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Характер деятельности юридического лица закреплен в его учредительных документах.

Коммерческие организации обладают также всеми признаками, присущими любому юридическому лицу:

обладает обособленным имуществом на права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;

отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом;

приобретает и осуществляет от своего имени имущественные и неимущественные права; несет обязанности;

может быть истцом и ответчиком в суде.

Одним из важнейших прав юридического лица, особенно коммерческой организации, является право на фирменное наименование, торговую марку, которая позволяет идентифицировать производителя, выделить его товары (продукты) из массы аналогичных.

Наличие имущественного комплекса - необходимое условие для деятельности коммерческой организации. К имуществу Гражданский кодекс РФ относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, имущественные права (ст. 132 ГК РФ). В целом понятие «имущество» обозначает совокупность наличных вещей, денег, ценных бумаг, имущественных прав, а также обязанностей субъекта.

Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности, ином вещном праве (хозяйственного ведения, оперативного управления). Часть имущества (земельные участки, производственные помещения) могут быть арендованными, в том числе и по договору финансовой аренды (лизинга). Следовательно, объем прав юридического лица по владению и пользованию имуществом будет различным в зависимости от его режима.

Основной целью коммерческих организаций, как уже отмечалось, является извлечение прибыли в результате предпринимательской деятельности. Эти организации делятся на несколько видов.

Полные товарищества являются объединением юридических и физических лиц. Для их создания необходимы учредительный договор и складочный капитал, состоящий из взносов учредителей (товарищей). В качестве взноса могут выступать деньги, вещи, ценные бумаги или же определенные права. Капитал делится на доли пропорционально взносам товарищей. Управление товариществом строится на довольно демократической основе: все товарищи равны, решения принимаются большинством голосов по принципу «одно лицо - один голос», каждый товарищ может представлять организацию на стороне. На практике в соответствии с учредительным договором одному из товарищей все же делегируются права первого лица организации. Получаемая прибыль распределяется пропорционально долям членов товарищества. Особо необходимо подчеркнуть, что товарищи несут самый высокий уровень материальной ответственности за деятельность организации, так называемую полную ответственность. Для погашения обязательств товарищества может использоваться не только собственность организации, но и личное имущество товарищей.

Наименование товарищества включает слова «полное товарищество» и фамилии товарищей. Разновидностью такой организации является товарищество на вере. Его особенностью является то, что кроме полных товарищей в него принимаются так называемые вкладчики. Эти лица делают взнос в складочный капитал, получают часть прибыли, но в управлении организацией участия не принимают. Естественно, их ответственность ниже - они отвечают только в пределах своего взноса. Наименование этой организации включает слова «товарищество на вере».

Наиболее распространенным типом коммерческих организаций являются общества. Они представляют уже объединения капиталов.

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) создается на основе учредительного договора и устава. Учредители (им может быть даже одно лицо) делают взнос в уставный капитал общества и определяют свои доли. Как следует из самого названия, ответственность членов общества ограничена, ее размер - доля в уставном капитале. Высшим органом управления является общее собрание членов общества, однако голосование ведется уже по принципу «одна доля - один голос». Собрание проводится не реже одного раза в год, оно распределяет полученную прибыль, создает систему управления обществом, при необходимости - вносит изменения в устав. Для повседневного руководства избирается единоличный (директор, генеральный директор) или коллегиальный орган управления (правление, совет директоров). В первом случае директору предоставляются широкие полномочия: осуществлять прием и увольнение наемных работников, представлять общество на стороне, заключать сделки. Во втором случае правление избирает своего председателя, причем ряд его действий принимается с согласия правления. Кроме Гражданского кодекса отношения в обществе регулируются Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «Об обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии с ним число участников общества не должно быть более пятидесяти, размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

Наименование общества должно включать слова «общество с ограниченной ответственностью».

Разновидностью ООО является общество с дополнительной ответственностью. Его отличие заключается лишь в том, что оно принимает на себя дополнительные обязательства (как правило, нести ответственность в дву- или трехкратном размере доли участника).

Средние и крупные организации создаются в форме акционерных обществ. Они также действуют в соответствии с уставом, а уставный капитал создается на основе распространения ценных бумаг, именуемых акциями и предоставляющих их владельцу право на часть собственности организации. Кроме того, владелец (акционер) получает часть прибыли общества, так называемый дивиденд. Акции имеют первоначальную стоимость (номинал), причем различают два вида акций: обыкновенные и привилегированные. Дивиденд на привилегированную акцию фиксирован, он устанавливается в процентах к ее первоначальной стоимости и, естественно, мало зависит от успешности деятельности общества, так как ее владелец получает доход в любом случае. Дивиденд обыкновенной акции меняется в зависимости от прибылей организации. Акционеры несут ответственность в пределах стоимости акций.

Высшей формой управления АО является собрание акционеров, решения принимаются по принципу «одна акция - один голос». В голосовании по большинству вопросов допускаются только владельцы обыкновенных акций. Как правило, собрание избирает орган коллективного руководства - совет директоров, а повседневным управлением занимается директор (генеральный директор). Регулирует деятельность общества Гражданский кодекс и Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об акционерных обществах».

Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества. В ОАО акционер может свободно продавать их, а в закрытом обществе продажа возможна только в своей организации. В закрытом акционерном обществе число участников не может быть более 50. Наименование организаций такого типа включает слова «открытое (закрытое) акционерное общество».

Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: