Теоретический материал и методические рекомендации к его самостоятельному изучению

Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своем современном виде. Но, не смотря на сложности эволюции, он сохранил свое родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена, таким образом, рынок следует считать формой существования товарного производства. Но лишь тогда, когда товарообмен приобретает всеобщий характер можно говорить об утверждении рынка. Здесь необходимо остановиться на условиях формирования и развития рыночного уклада:

§ наличие развитого товарного производства, денежной системы;

§ общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей и потребителей;

§ фундаментальный материальный интерес участников обмена;

§ наличие конкурентной среды (отсутствие участников, обладающих абсолютной властью); многообразие форм собственности; юридическое закрепление отношений собственности; свободное ценообразование;

§ наличие и подвижность ресурсов и резервов роста экономики;

§ функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников необходимой информации для принятия решений.

Обратите внимание, что рыночные отношения основываются на экономической свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора, причем в ходе обмена интересы независимых сторон приходят к некоторому компромиссу, формируется пропорция распределения доходов. В результате этого происходит учет и своеобразная оценка благ на эквивалентной основе. Заметим, что в процессе торгового обмена происходит взаимодействие продавцов и покупателей, на основе которого корректируются объемы потребления и производства. Эти изменения повлекут за собой новую пропорциональность в распределении доходов. Новые величина и структура доходов будут определять вновь образованный объем и структуру экономических интересов, в частности, платежеспособной потребности в товарах. Таким образом, взаимодействие продавцов и покупателей происходит в сфере товарно-денежного обмена, но результаты этого процесса сказываются на всех остальных фазах воспроизводственного цикла: производстве, распределении и потреблении.

Целесообразно выделить следующие функции рынка:

§ воспроизведение материальных предпосылок цивилизации;

§ установление связей между производителями, производителем и потребителем; адаптации их к окружающей экономической среде;

§ ценообразование

§ обеспечение эквивалентности экономических отношений;

§ формирование и регулирование пропорций общественного производства;

§ обеспечение приоритета экономических интересов хозяйствующих субъектов;

§ блокирование индивидуальной и региональной автаркии (хозяйственной изолированности);

§ стимулирование экономии используемых ресурсов и обеспечение полного объема производства;

§ санирование экономической системы;

§ обеспечение участников рынка информацией.

Обратите внимание на то, что рынок служит сферой взаимодействия экономических интересов производителей и потребителей; общей формой функционирования экономики; обратной связью в обеспечении соответствия экономических отношений характеру и уровню развития производительных сил. Подробнее о сущности рынка и его функциях [1, с. 148-153, с.161-165, 176-179; 2, с.51-52. 55-58; 4, с.80-87; 5, с. 94-99; 7].

Субъектами рыночного хозяйства выступают: домашнее хозяйство, предприятие, банк, государство.

Объекты рыночного хозяйства: товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты [см. 4, с.63-65].

Очень часто под рынком понимается более широкое понятие – экономическая система, основанная на рынке. Она представляет собой децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своем развитии на результаты товарного обмена. В этом случае обратные связи от потребителей в зависимости от их выбора становятся индикатором общественно необходимой пропорциональности. Отсутствие либо ослабление механизма обратных связей становится сигналом угнетения рыночной экономики, что чревато подавлением материального интереса у производителей, появлением и расширением товарного дефицита. Вместе с тем рыночная система имеет ряд недостатков, определяющих минимум необходимости участия государства в экономических процессах. Подробнее [7; 9; 10, с.84-87; 11, с.51-59]. Рассмотрите рисунок 6.1, в котором указаны позитивные и негативные моменты рыночного уклада [5, 6].

Рисунок 6.1 Черты рыночной системы.

Подчеркнем, что чрезмерное вмешательство государства в механизм рынка приводит к деформации рыночных отношений. Следствием этого является неспособность рынка выполнять свои функции. Основные черты деформации рынка таковы [4, с.90]:

§ неупорядоченность и принципиальная неэффективность деятельности субъектов экономики;

§ чрезмерная централизация в распределении товаров и факторов производства;

§ несбалансированность спроса и предложения (экономических интересов контрагентов обмена);

§ товарный дефицит, расцвет теневой экономики и «черного» рынка;

§ нарушения в денежном обращении, бартеризация экономики;

§ центробежные силы и регионализация [10, с. 87-92].

Далее необходимо рассмотреть типологию рынка по различным критериям. Отметим, что особенностью многокритериальных типологий является то, что один и тот же рынок может быть отнесен к различным видам одновременно (! – метод научной абстракции, когда некоторые существенные аспекты явления рассматриваются по отдельности). Важное замечание: не следует думать, что товары обращаются только на рынке товаров, почти все объекты обмена (в том числе и услуги) на перечисленных ниже рынках являются товарами в политэкономическом смысле (вспомните определение товара), а сами эти рынки – товарными рынками.

Таблица 6.1. Типология рынка [ см. 1, с. 167-169, 4, с. 93-96; 5, с.94-99; 8; 10]

Критерий Виды рынков
По экономическому назначению § рынок товаров и услуг; § рынок средств производства; § фондовый рынок; § валютный рынок; § рынок труда; § рынок информации и интеллектуальной собственности;
По товарным группам § рынки товаров народного потребления, продовольствия; § рынки факторов производства;
По пространственному признаку § локальные; § региональные; § национальные; § международные; § мировой рынок;
По степени концентрации рыночной власти § чистая конкуренция; § монополистическая конкуренция; § олигополия; § монополия;
По характеру продаж § оптовые; § розничные;
По легальности § легальные, официальные рынки; § нелегальные, «черные», «теневые» рынки
По дате исполнения контракта (синхронности купли-продажи) § спотовый рынок; § срочный рынок

Важным элементом структуры рынка является его метаподсистема, названная инфраструктурой (дословно – основание, фундамент, внутреннее строение). Для рыночной экономики необходимо функционирование сфер деятельности, которые способствуют продвижению товарных и денежных потоков от продавца к покупателю. Реализуют сбыт и обеспечивают рынок необходимой коммерческой информацией. Эти сферы хозяйствования и получили название рыночной инфраструктуры. К инфраструктуре рынка относятся:

§ домохозяйства, фирмы, государство;

§ торгово-промышленные палаты;

§ каналы сбыта (торговые дома; ярмарки, биржи; оптовые и розничное торговцы);

§ страховые компании;

§ аудиторские и консалтинговые фирмы;

§ банки.

Рассмотрите подробнее содержание и функции инфраструктуры в [1, с.170-175; 4, с. 96-103; 3, с.546-562, 572-582]

Обратите внимание также на классификацию рынков по дате исполнения контракта: спотовый и срочный рынок. В свою очередь срочный рынок разделяется на рынок форвардных, фьючерсных, опционных контрактов и др. [5, с.104-105; 9].

Таблица 6.2 Характеристика срочного рынка

Элементы контрактов Срочные контракты
Форвард Фьючерс Опцион
Виды сделки Биржевой и внебиржевой контракт Биржевой контракт Биржевой и внебиржевой контракт
Условия сделки Стандарт Стандарт Стандарт на биржевом рынке, по согласованию – на внебиржевом
Размер контракта По соглашению, стандарт Стандарт По соглашению
Дата исполнения Фиксирование по соглашению Стандарт (1, 3, 6, 9 мес.) По соглашению
Гарантийный взнос Не требуется Взнос под открытие позиций участников торгов По соглашению
Гарантия Обязательства Гарантия расчетной палаты биржи Гарантии расчетной палаты биржи

Схема поведения покупателя при срочных сделках с целью получения разницы от изменения цен:

§ если цена товара в сделке с премией больше, чем цена товара на бирже на момент исполнения сделки + премия, то покупатель отказывается от сделки, платит премию и покупает товар на бирже;

§ если цена товара в сделке с премией меньше, чем цена товара на бирже на момент исполнения сделки, то покупатель исполняет сделку с премией, затем продает товар на бирже по более высокой цене.

При этом премия – это плата за право участвовать в сделке.

Прежде, чем перейти анализу механизма согласования экономических интересов производителей и потребителей товара, следует подробнее остановиться на проблеме концентрации экономической власти у участников рынка, поскольку она определяет способы и результаты этого согласования, то есть результат торговых сделок. В таблице 6.3 представлены структуры, возникающий на рынке однородного товара (не различающегося по качеству, оформлению), с учетом количества покупателей и продавцов.

Таблица 6.3 Структуры, возникающие на рынке однородного товара

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Полиполия (совершенная конкуренция) Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Билатеральная Олигополия Ограниченная Монополия
Один Монопсония Ограниченная Монопсония Билатеральная Монопсония

Таблица 6.4 Основные структуры рыночного предложения с учетом характера конкуренции

Признак Рыночная структура
Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество продавцов Много Много Несколько Один
Тип продукта Стандартизированный (однородный, гомогенный) Дифференцированный (разнородный, гетерогенный) Стандартизированный или дифференцированный Уникальный
Контроль над ценами Отсутствует (товар однородный и замена может быть осуществлена мгновенно) Некоторый, но довольно в узких пределах (влияние ограничено возможностью замены на близкий по свойствам) Ограниченный взаимозависимостью, значительный при тайном сговоре, возможно появление ценового лидера Значительный (близкой замены нет)
Барьеры для вступления на рынок Препятствия практически отсутствуют Сравнительно легкий доступ Имеются существенные препятствия Доступ блокирован

В таблице 6.4 приведена характеристика четырех основных типов рыночных структур с учетом характера конкуренции производителей (продавцов) товара. Обратите внимание на то, что в таблице 6.4 есть структура, не учтенная в таблице 6.3 – монополистическая конкуренция, кроме того, олигополисты в таблице 6.4 могут производить как однородный, так и разнородный товар. Конкуренция и другие структуры рассматриваются в данном случае как состояние, а не процесс борьбы за прибыли или долю рынка.

Чистая конкуренция – идеальная рыночная структура – характеризуется следующими чертами:

§ ограниченное только объемом платежеспособного спроса количество участников рынка;

§ рассредоточение рыночной власти; независимость участников друг от друга;

§ абсолютная мобильность ресурсов;

§ наличие у участников полного объема рыночной информации (транспарентность рынка);

§ однородный по качеству и атрибутам товар (гомогенность товара);

§ мгновенность реакции спроса и предложения;

§ отсутствие трансакционных издержек;

§ отсутствие ценовой и неценовой, недобросовестной конкуренции;

§ игнорирование предпочтений личного, пространственного или временного характера.

§ оптимальность в ценообразовании; в размещении ресурсов; в затратах;

§ при гарантии равенства в доступе нет гарантии в равенстве результата.

Впервой половине ХХ века А.Лернером, О.Ланге, и К.Эрроу были сформулированы утверждения, касающиеся связи общественного благосостояния и типа рыночных структур. При этом было использовано понятие оптимальности, предложенное в начале ХХ века В.Парето (см. тему 2), поэтому эти утверждения получили название прямой и обратной теоремы Парето:

1) всякое конкурентное равновесие является Парето-оптимальным в обмене и производстве;

2) при выполнении некоторых условий (связанных с видом производственной функции и функции полезности) всякое Парето-оптимальное равновесие в обмене и производстве является конкурентным [19].

Рисунок 6.2 Методы конкурентной борьбы [6]

Методами недобросовестной конкуренции являются: распространение ложных сведений о конкуренте; доведение до потребителя искаженной информации о характере изготовления товара и его качестве; незаконное использование товарного знака конкурента (в том числе, знаков, подобных товарному знаку конкурента); использование некорректных сравнений, порочащих товар конкурента; реклама товара, не соответствующая его действительному характеру; самовольное использование конфиденциальной информации конкурентов.

Монополия как диаметрально противоположная совершенной конкуренции рыночная структура соответственно является неоптимальной по всем параметрам, поэтому государство вырабатывает ряд мероприятий по борьбе с последствиями монопольного состояния на отдельных рынках. Отметим, что наиболее простыми способами определения монопольной власти в экономической теории являются расчеты индексов Лернера и Херфиндаля-Хиршмана:

;

где: Pm – монопольная цена; MC – предельные издержки; AC – средние издержки; eDp - эластичность спроса по цене; Pr – прибыль; TR – валовой доход; S2i – доля і-й фирмы на рынке, %. Если IL > 0, то рынок не является конкурентным; если IHH = 10000, то перед нами – абсолютно монопольный рынок.

Подробнее о сущности конкуренции и монополии, уровне монополизации экономики Украины, методах антимонопольной политики [2, с. 53-55; 4, с.104-107; 5, с. 112-114, 118-123, 126-127; 11-16]

И, наконец, перейдем к рассмотрению механизма согласования экономических интересов участников рынка [1, с.201-216; 2, с. 61-78; 3, с.74-88; 4, с. 107-122; 5, с.114-118]. Фундаментальными категориями микроэкономики, исследующей индивидуальные рынки являются спрос и предложение. Под спросом (demand) понимается потребность, подкрепленная платежеспособностью и желанием приобрести некоторое количество товара по определенной цене. Спрос может быть задан тремя способами: таблицей, функцией и графиком.

Рисунок 6.3 Графики спроса

Спрос как явление зависит от ряда факторов: цены товара, цен других товаров, предпочтений, вкусов, доходов, ожиданий. Количество спрашиваемого товара называется объемом спроса. Следует различать изменения в объеме спроса, вызванные только ценой данного товара, и изменения в самом спросе, т.е. в потребности, вызванные всеми остальными факторами. Функция спроса имеет вид QD = f (P, Ps, Pc, Y …), где QD – объем спроса, P – цена на товар, Ps - цена на товар-заменитель (субститут), Pc – цена на товар-дополнитель (комплемент), Y – доход покупателя. Следует пока просто запомнить, что объем спроса имеет обратную зависимость от цены товара, т.е. чем больше цена на данный товар, тем меньше на него спрос, поэтому кривая спроса будет иметь отрицательный наклон (нисходящий вид).Сдвиг кривой спроса вверх и вправо (из D0 в D2) иллюстрирует увеличение спроса, сдвиг влево и вниз (из D0 в D1) - уменьшение спроса. Движение по кривой спроса (например, из точки А в точку В) отражает изменение в величине спроса. Обратите внимание на то, что в какую бы сторону по кривой спроса мы не двигались, цена (Р) и количество товара (объем спроса Q) будут изменяться в разном направлении. Так, при движении А→В объем спроса будет увеличиваться (QВ>QА), а цена падать (РВА), при движении В→А наоборот.

Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар находится в обратной зависимости от цены товара.

Объем спроса на некоторые товары может иметь и прямую зависимость от цены вследствие снобизма, т.е. при повышении цены на товар, последний автоматически переходит в разряд «высококлассных», и спрос на него увеличивается – так называемый эффект Веблена. Известно и другое исключение из закона спроса, которое называют парадоксом Гиффена. Английский экономист Р.Гиффен заметил необычное явление: в Ирландии во время неурожая картофеля, основного продукта питания ирландских бедняков, цены на картофель возросли, но это не сократило, а, наоборот, увеличило спрос на картофель. Кажущееся, на первый взгляд, нелогичным увеличение спроса на продукт, цена которого взметнулась вверх, довольно легко объясняется. Дело в том, что рост цены на картофель, являющийся продуктом первой необходимости для указанной группы населения, заставил их сократить потребление "менее необходимых" предметов (эта группа предметов потребления оказалась уже совсем недоступной для бедняков) и им поневоле пришлось сосредоточить свои возможности на употреблении картофеля.

Воздействие, которое изменение цены продукта оказывает на реальный доход (покупательную способность) потребителя и соответственно на количество продукта, которое потребитель купит, называется эффектом дохода.

Эффект замещения – влияние, которое изменение цены потребительского товара оказывает на его относительную дороговизну и соответственно на количество товара, которое потребитель купит при условии, что его доход останется неизменным.

Заметим, что объем спроса на товар находится в прямой зависимости от цены товара-субститута. Такими товарами являются говядина и свинина: при росте цен на говядину будет уменьшаться ее потребление, тогда как спрос на относительно подешевевшую свинину увеличится. Объем спроса на товар находится в обратной зависимости от цены товара-комплемента. Пример: при росте цен на бензин падает спрос на автомобили.

Под предложением (supply) понимается желание и намерение производителей (торговцев) продать определенное количество товаров по определенной цене. Как и спрос, предложение может быть задано таблицей, функцией и графиком. Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и объема предложения. Объем предложения меняется в зависимости от цены товара (движение вдоль кривой предложения). Предложение меняется в зависимости от остальных факторов (сдвиг кривой предложения).

Факторами предложения являются цена товара, стоимость ресурсов, технология, налоги и дотации, цена на другие товары, ожидания, конкуренция. Функция предложения имеет вид QS = f (P, W, I, R, T, D…), где Р – цена товара, W – расходы на заработную плату, I – расходы на пользование капиталом, R – рентные расходы, T – налоги, D – дотации. При движении С→D объем предложения и цена увеличиваются (QD>QC и PD>PC), а при движении D→C объем предложения и цена уменьшаются (QC<QD PC<PD), то есть изменяются в одном направлении.

Рисунок 6.4 Графики предложения

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара прямо зависит от цены товара. Исключением из закона предложения является «негативное влияние дохода» - необходимость скорейшей реализации товара (например, скоропортящегося) либо если товар является единственным источником дохода, который как можно скорее желает получить продавец.

Для определения реакции одной величины на изменение другой используется понятие эластичности.

1. Эластичность спроса по цене еDp – мера реакции объема спроса на 1% изменения цены товара. Если еDp>1 – спрос эластичен (объем спроса изменяется быстрее, чем цена), еDp<1 – спрос неэластичен (объем спроса изменяется медленнее, чем цена), еDp= ∞ - спрос абсолютно эластичен, еDp = 0 – спрос абсолютно неэластичен (рисунок 6.6).

2. Эластичность спроса по доходу eDy – мера реакции объема спроса на 1% изменения дохода покупателя. Если eDy>0 – благо является «нормальным» («высоким»), eDy<0 – благо является «некачественным» («низким»). Товары нормального качества – товары, спрос на которые изменяется в том же направлении, в котором изменяется уровень доходов потребителей. Увеличение доходов потребителей вызывает увеличение спроса, а уменьшение – уменьшение спроса на товары нормального качества. Товары низкого качества (некачественные) – товары, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном изменению доходов потребителей. Увеличение доходов потребителей вызывает уменьшение спроса, а уменьшение доходов вызывает увеличение спроса на товары низкого качества. Если с ростом дохода спрос на определенный товар растет быстрее, чем происходит увеличение дохода, то такой товар относят к числу высококачественных. Эрнст Энгель (немецкий статистик) проанализировав данные о расходах семей с разным уровнем дохода, установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольственные товары, снижается, доля, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает. Это правило получило название первого закона Энгеля.

3. Перекрестная эластичность спроса eDnk – мера реакции объема спроса на товар N на 1% изменения цены товара К. Для взаимозаменяемых благ (субститутов) eDnk>0, для взаимодополняющих - eDnk<0.

4. Эластичность предложения по цене eSp – мера реакции объема предложения на 1% изменения цены товара.

Рисунок 6.5 Графическое определение эластичности в точке в случае линейной функции спроса

Рисунок 6.6 Вид графиков спроса с учетом эластичности.

Для описания равновесного, сбалансированного состояния индивидуального рынка используется метод частичного равновесия, который заключается в том, что конъюнктура рынка рассматривается без учета внешних для данного рынка факторов (без учета макроэкономических характеристик и состояния конъюнктуры остальных рынков национальной экономики). Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае, равновесие неустойчиво [10, глава 7; 11, глава 5; 12, глава 4].

Если функция спроса имеет вид QD = a – bp, QS = m + np, то равновесие имеет следующие параметры:

,

где Р* - равновесная цена, Q* - равновесный объем товара.

Заметим, что при анализе равновесия необходимо различать цену спроса вообще - сумму денег, которую готов заплатить покупатель, чтобы владеть данным товаром, и цену равновесия – фактическую сумму, отданную покупателем за товар. Разница в этих ценах предполагает возникновения излишка потребителя на сумму Р*NE (см. рис.6.7).

Рисунок 6.7 Равновесие и излишек потребителя

Рассмотрим кратко некоторые последствия государственного вмешательства в процесс рыночного ценообразования и установления равновесия.

Последствия введения акциза. Пусть на рисунке 6.8 точка Е0 представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления налога (акциза) в размере Т ден.ед. с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0→S1), так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителю на Т ден.ед. дороже. Спрос и предложение уравниваются при цене Р1, из которой производителю достается только m = Р1 - Т. Таким образом после введения налога повысилась цена для покупателя и снизилась цена для производителя.

Рисунок 6.8 Последствия введения акциза

До введения налога потребительский излишек равнялся площади Р0Н Е0, а после его введения составил Р1Н Е1,, т.е. потери составили Р0Р1Е1Е0. Излишки производителей сократились с величины Р0Е0n до величины mAn, то есть их потери составили P0E0Am. Величина собранных налогов Р1Е1Аm, а треугольник Е1Е0А – величина чистых потерь общества.

Последствия дотации единицы реализованной продукции. Без дотации рыночное равновесие устанавливается в точке Е0. Дотация в сумме Н для производителя равносильна тому, что часть производственных затрат государство берет на себя. Линия предложения смещается вниз S0→S1. Равновесной становится точка Е1. Сумма выплаченной государственной дотации отображается mBE1P1. Прирост выигрыша производителя в результате приращения его излишка равен площади Р0Е0Вm, а выигрыша потребителя соответствует площади Р0Е0Е1Р1. Чистые потери общества – Е0ВЕ1 (рисунок 6.9).

Рисунок 6.9 Последствия введения дотации

Кроме описания установления равновесия на отдельных рынках товаров интерес представляют закономерности формирования совместного равновесия на всех рынках. Для этого используется метод полного равновесия, когда предполагается взаимосвязь и взаимообусловленность конъюнктуры всех рынков национальной экономики. Центральной категорией этого метода является «общее экономического равновесия» (ОЭР). Процесс его установления описывается законом (теоремой) Вальраса: если в национальной экономике существует n рынков, то при условии, что 1,…, n-1 (все, кроме одного) рынки будут в равновесии, то на последнем (n-м) рынке также будет равновесие.

Краткие выводы

1. Рынок можно определить как систему экономических отношений в сфере обмена, посредством которых происходит удовлетворение потребностей покупателей и общественное признание затрат в сфере производства. Рыночная система включает в себя все элементы, связанные с обеспечением производства, внедрением достижений НТП, материальным и денежным обращением.

2. Добровольный обмен приносит выгоду всем участникам рынка (заметим, что по мере расширения обмена увеличиваются и его трансакционные издержки, что может нейтрализовать выгоды обмена – следовательно, расширение обмена целесообразно до тех пор, пока его выгоды больше трансакционных издержек).

3. Механизм функционирования рынка основан на взаимодействии двух основных субъектов: покупателей и продавцов, в процессе которого формируются спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения, дающее равновесные цену и объем обмена, образует конъюнктуру рынка.

4. Реализация рынком своих функций (основными являются информационная, ценообразующая, стимулирующая, санирующая, воспроизводственная) требует наличия инфраструктуры – совокупности социальных институтов, видов деятельности, материально-технических средств, обеспечивающих движение товарных, денежных, информационных потоков рынка.

5. Каждый элемент рынка может функционировать с различной степенью экономической самостоятельности. Однако движущей силой развития рыночных субъектов является конкуренция между ними. В этом заключается закон конкуренции. Следует понимать, что конкуренции в чистом виде в реальной жизни не существует (в отличие от монополии). Кроме того, конкуренция в ходе централизации и монополизации капитала способна изживать себя и превращаться в монополию (что будет рассмотрено далее) – закон монополизации.

6. Рыночная система имеет определенные недостатки, связанные с невозможностью обеспечить экономические стимулы для определенных видов деятельности и природой конкуренции, предполагающей изначальное и конечное неравенство. Наличие этих недостатков приводит к выводу о необходимости государственного воздействия на рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: