Учебные задания

1. На фондовой бирже 1 марта заключена сделка по продаже 20 тыс. акций по цене 10 грн за акцию на срок до 31 мая. Через три месяца курс акций повысился до 12 грн. Кто и какую сумму выиграл (продавец или покупатель) в создавшейся ситуации. Как называется контрагент, играющий на повышении курса акций? Что произойдет, если за этот же период курс акции понизится до 9 грн?

2. На бирже заключена сделка с премией на 100 фьючерсных контрактов по 2000 ден.ед. за контракт, из которых премия составляет 100 ден.ед. В момент исполнения сделки а) курс контракта упал до 1850 ден.ед.; б) курс контракта вырос до 2200 ден.ед. Каково будет поведение покупателя?

3. Определить степень монополизированности рынка, если: а) известно, что эластичность спроса на товар фирмы Х -1,5; б) известно, что фирмы А, В, С, D, E, F, G, H имеют соответственно доли рынка 0,15; 0,1; 0,2; 0,05; 0,05; 0,3; 0,15.

4. Выведите коэффициенты эластичности спроса и предложения по цене, если Qd = a – bp, Qs = m + np, где р – цена товара.

5. В результате повышения цены на товар с 10 до 12 грн., объем спроса снизился с 8 до 6 тыс. штук. Определите коэффициент и тип эластичности спроса по цене.

6. Доход потребителя возрос с 2000 до 4000 грн. в год. Спрос на маргарин упал с 3 до 1 кг в год, спрос на масло возрос с 10 до 15 кг в год. Определить эластичность спроса по доходу на маргарин и масло.

7. Цена на чай возросла с 10 до 20 грн. за кг. Спрос на сахар сократился с 2 до 1 кг. Спрос на кофе возрос с 0,5 до 1,5 кг. Спрос на спички не изменился – 10 коробок. Определите перекрестную эластичность и тип товаров по цене чая.

8. Эластичность спроса на рынке стирального порошка составляет: по цене прямая – -4,5; по доходу – 0,8; по цене хозяйственного мыла – 2,5. Что произойдет с объемом спроса на стиральный порошок, если а) цена на него увеличится на 1%; б) доходы населения увеличатся на 1%; в) цена хозяйственного мыла увеличится на 1%; г) одновременно цена на стиральный порошок снизится на 4%, доходы населения упадут на 5%, цена на хозяйственное мыло увеличится на 6%?

9. Эластичность спроса населения на товар по цене равна –0,5; по доходу - +0,9. в предстоящем периоде доход увеличатся на 4%, а цена данного товара уменьшится на 3%. Как изменится объем спроса на товар?

10. Определить коэффициент эластичности спроса по доходу, если известно, что при доходе 4000 грн в месяц спрос на данный товар – 20 единиц, а при доходе 5000 грн – 18 единиц. К какой группе относится данный товар?

11. Компания получила исключительные права на торговлю товаром в курортном регионе. Перед тем, как назначить цену, компания провела исследование спроса и выяснила, сколько единиц товара она сможет продать, и определила свои предпочтения в ценообразовании. Постройте графики и определите графически параметры равновесия.

Предложение Спрос
Объем, ед. Цена, грн. Объем, ед. Цена, грн.
       
       
       
       
       

12. Функция спроса Qd = 40-7р, функция предложения Qs = -6+16р. Определить параметры равновесия. Как изменятся спрос и предложение, если равновесная цена составит 4 ден.ед.? Какая ситуация возникнет на рынке, если равновесная цена снизится до 1 ден.ед.?

13. Функция спроса на товар Qd= 8-р, функция предложения Qs= -7 + 2р. определить излишек покупателя.

14. Функция спроса имеет вид Qd=14 – 2р, функция предложения Qs= -4 + 2р, Определить ставку налога, при которой равновесный уровень продаж составит 2 единицы.

15. Функция спроса имеет вид Qd=8 – р, функция предложения Qs=2р – 4. Предположим, что на данный товар введен налог, уплачиваемый продавцом в размере 1,5 ден.ед. за штуку. Определить общую сумму налогового сбора.

16. Функция спроса имеет вид Qd=10 – р, а функция предложения Qs=2р – 5. Предположим, что правительство ввело акциз в размере 3 ден.ед за единицу товара. Определить величину чистых потерь общества.

17. Функция спроса на товар имеет вид Qd=15-3р, а функция предложения Qs=-5 + 2р. Предположим, что данный товар дотируется из бюджета в размере 2 ден.ед. Определить излишек продавца и излишек покупателя до и после введения дотации, общую сумму расходов бюджета на дотирование товара.

18. * Функция спроса на цветы имеет вид Qdt = 200 – pt, а функция предложения Qst = -10 + 0.5ptожидаем, где ptожидаем = pt-1. Определить объем продаж и цену цветов в периоде 3, если р0 = 200 ден.ед.

19. * На рынке с прямолинейными функциями спроса и предложения установилось равновесие с параметрами р=36, Q=120, при этом еdр = -0,75, еsр = 1,5. Определите величину дефицита, если правительство установит предел цены на уровне 30 ден.ед.

Словарь

Рынок – целостная система организационно-экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающаяся по поводу обмена и формирования цен товаров, пропорций общественного воспроизводства;

Рыночная экономика – саморегулирующаяся децентрализованная система взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующаяся в своем развитии на сигналы и результаты товарного производства; сфера взаимодействия экономических интересов производителей и потребителей; общая форма функционирования экономики; обратная связь в обеспечении соответствия экономических отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Инфраструктура рынка – метаподсистема рынка (совокупность фирм, государственных структур и отношений между ними и участниками рынка), обеспечивающая выполнение последним своих функций.

Домохозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких человек, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, является собственником факторов производства, стремится удовлетворить свои потребности.

Фирма – экономическая единица, использующая факторы производства для удовлетворения социального заказа на производство товара (услуги), стремясь при этом получить прибыль, либо достичь социального эффекта.

Государство – совокупность экономико-правовых институтов, осуществляющая формирование юридической и политической среды деятельности домохозяйств и фирм, контролирующая рынок как механизм общественного производства.

Биржа – рынок оптовой торговли стандартными контрактами на однородный товар с определенными характеристиками.

Торгово-промышленная палата – некоммерческая организация, главной задачей которой является благоприятствование развитию экономических (в первую очередь, торговых) связей с экономическими субъектами зарубежья.

Ярмарка – торги товарами, которые периодически организуются в установленном месте.

Аудиторская фирма – коммерческая организация, осуществляющая по закону комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятия, подтверждение достоверности и законности его финансовой отчетности.

Страховые компании – коммерческие финансовые организации, целью которой является получение прибыли от операций по нейтрализации риска.

Консалтинговые фирмы – коммерческие организации, целью которых является получение прибыли от осуществления помощи в разработке и реализации бизнес-проектов, управленческих действий.

Банки – коммерческие финансово-кредитные организации, целью которых является получение прибыли от операций по аккумулированию и использованию фондов денежных средств.

Облигация – ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство государства или фирмы, обеспеченное активами (в отличие от векселя).

Вексель – ценная бумага, представляющая собой письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте, не обеспеченное активами.

Акция – ценная бумага, удостоверяющая право на владение частью капитала и получение дохода

Деривативы – вторичные (по отношению к акциям, облигациям, векселям, приватизационным сертификатам) ценные бумаги, представляющие собой контракты на право владения активами.

Сделка – соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении товара, сопровождаемого переходом финансового инструмента (денег, ценных бумаг, банковских документов) от одного лица к другому.

Спот – контракт на немедленную поставку реального товара в настоящее время по цене на момент заключения.

Форвард – сделки на немедленную поставку реального товара в будущем в срок, обозначенный контрактом.

Фьючерс – контракт на приобретение товара в будущем по фиксированной на момент исполнения договора цене, вид дериватива.

Опцион – контракт на приобретения права приобрести товар в будущем.

Хеджирование – способ страхования биржевых операций, предусматривающий продажу фьючерсов в случае падения цен и покупку в случае их роста.

Брокер – посредник между покупателем и продавцом, выступающий от имени и по поручению своих клиентов.

Дилер – лицо, осуществляющее торговые операции от своего имени и на свой риск.

Парето-оптимальность – такая ситуация, при которой увеличение благосостояния одного члена общества повлечет за собой уменьшение благосостояния хотя бы одного другого члена общества.

Прямая теорема Парето (первая фундаментальная теорема благосостояния) – всякое конкурентное равновесиеявляется Парето-оптимальным.

Обратная теорема Парето (вторая фундаментальная теорема благосостояния) – при соблюдении ограничений на характер предпочтений и производственной функции всякое Парето-оптимальное состояние является конкурентным равновесием.

Парето-оптимальность в обмене – обмен является Парето-оптимальным, если при заданном количестве произведенных товаров благосостояние от имеющихся у потребителей наборов товаров не может улучшиться хотя бы у одного их них в результате обмена, не ухудшившись у другого.

Парето - оптимальность в производстве – производство является Парето-оптимальным, если при заданных объемах производственных ресурсов за счет их перераспределения нельзя увеличить производство хотя бы одного товара без уменьшения производства другого.

Транспарентность рынка - наличие у участников полного объема рыночной информации.

Спрос (demand) - потребность, подкрепленная платежеспособностью и желанием приобрести некоторое количество товара по определенной цене.

Закон спроса - при прочих равных условиях объем спроса на товар находится в обратной зависимости от цены товара.

Эффект Веблена – объем спроса на некоторые товары может иметь и прямую зависимость от цены вследствие снобизма, т.е. при повышении цены на товар, последний автоматически переходит в разряд «высококлассных», и спрос на него увеличивается

Парадокс Гиффена – рост потребления низкого товара с ростом цен на него.

Эффект дохода воздействие, которое изменение цены продукта оказывает на реальный доход (покупательную способность) потребителя и соответственно на количество продукта, которое потребитель купит, называется

Эффект замещения – влияние, которое изменение цены потребительского товара оказывает на его относительную дороговизну и соответственно на количество товара, которое потребитель купит при условии, что его доход останется неизменным.

Эффект негативного влияния дохода Дж.Хикса – рост цены с ростом предложения товара вследствие необходимости скорейшей реализации товара либо если товар является единственным источником дохода, который как можно скорее желает получить продавец.

Товары нормального качества – товары, спрос на которые изменяется в том же направлении, в котором изменяется уровень доходов потребителей.

Товары низкого качества (некачественные) – товары, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном изменению доходов потребителей.

Высококачественные товары – товар, спрос на который растет быстрее, чем происходит увеличение дохода.

Первый закон Энгеля – с ростом дохода доля его, направляемая на продовольственные товары, снижается, доля, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает.

Предложение (supply) - желание и намерение производителей (торговцев) продать определенное количество товаров по определенной цене.

Закон предложения - при прочих равных условиях объем предложения товара прямо зависит от цены товара.

Эластичность спроса по цене еDp – мера реакции объема спроса на 1% изменения цены товара.

Эластичность спроса по доходу eDy – мера реакции объема спроса на 1% изменения дохода покупателя.

Эластичность предложения по цене eSp – мера реакции объема предложения на 1% изменения цены товара.

Метод частичного равновесия – способ исследования равновесия, который предполагает, что конъюнктура рынка рассматривается без учета внешних для данного рынка факторов (без учета макроэкономических характеристик и состояния конъюнктуры остальных рынков национальной экономики)

Метод полного равновесия – способ исследования равновесия, когда предполагается взаимосвязь и взаимообусловленность конъюнктуры всех рынков национальной экономики.

Закон (теорема) Вальраса - если в национальной экономике существует n рынков, то при условии, что 1,…, n-1 (все, кроме одного) рынки будут в равновесии, то на последнем (n-м) рынке также будет равновесие.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: