Какие изменения произошли при переходе к товарному производству?

Зависимость (1)), представленная нами выше, для предыдущих периодов экономического развития была не столь заметной, так как образование благ происходило и без участия человека. Но в условиях товарного производства произошли очень большие изменения, благодаря которым зависимость (1) проявляется сегодня в полную силу и полностью определяет эффективность процесса создания благ.

Изменился сам человек:

Во-первых, человек перестал зависеть от природных условий в той степени, в какой это было ещё 300-500 лет тому назад, и сегодня почти весь объём создаваемых им благ зависит только от эффективности его экономической деятельности.

Во-вторых, вместо физической силы и природных инстинктов, в которых проявлялся человеческий капитал почти в течение всего предыдущего периода его развития, в период товарного производства главным качеством, присущим человеческому капиталу, стал человеческий интеллект, вместо топора и лопаты орудием и средством производства стал станок или бульдозер, а, кроме природных способностей, огромное значение стали иметь приобретённые человеком профессиональные навыки.

В-третьих, благодаря разделению труда современный человек, как участник процесса производства, оказался способен создавать законченный продукт, в основном, только в сообществе с такими же участниками, которые все вместе образуют совокупный человеческий капитал ("юридическое лицо"), который только в таком объединённом виде достаточен для осуществления конкретного процесса производства.

В четвёртых, многократно возросла роль человека как фактора процесса производства; что привело к росту зависимости эффективности использования человеком своего человеческого капитала от оценки обществом его роли в трудовой деятельности, которая (оценка) выражается в его заработной плате, в его правовом положении в юридическом лице и в обществе в целом.

Изменилось понятие "сообщество"

В течение многих тысячелетий понятие "сообщество" ограничивалось рамками племени, размещавшегося на одном месте или перемещавшегося по планете, которая, будучи шарообразной, представляла для этого безграничные возможности. Племя вело изолированное существование, используя готовые блага, существующие в ареале обитания племени, и не заботясь о создании новых благ, а отбирая их у природы или у других племён.

И хотя по своим физическим способностям человек часто уступает многим животным, обладание интеллектом позволяет ему создавать более благоприятные социальные условия своего существования, влиять на процессы естественного образования благ, и даже создавать блага, которые в естественных условиях вообще не могут возникнуть. Началась экономическая деятельность, которая оказалась значительно более эффективной, чем процесс простого собирательства, охоты или грабежа.

Несколько десятков тысячелетий, в течение которых отдельные сообщества людей "свободно" перемещались по нашей планете, привели к современному положению, при котором не существует ни одного этноса, продолжающего вести самостоятельное существование, не связанное с развитием планеты в целом. Вероятно, это не совсем так. Есть ещё отдельные племена, ведущие изолированное существование, но этот факт никакой "погоды не делает". Можно считать, что в XX-XXI веках на планете Земля сложилось понятие "человеческое общество", которое может рассматриваться, как хозяин своего ареала обитания, только как всё население планеты, без каких-либо исключений в виде населения Северной Кореи, Талибана и даже радикальных экстремистов. Не говоря уж о делении государств на "рыночные" и "не рыночные", "демократические" или "авторитарные". Пещерная идеология, которая объективно явилась историческим фундаментом формирования любой идеологии вообще, неизбежно и сегодня проявляется во многих правах и законах. В частности, в том, что одним и тем же названием "закон" называют объективные явления природы, происходящие без участия человека, но формирующие все процессы экономического развития, и правила, которые общество устанавливает для самого себя, и может изменять их по своему усмотрению, например, уголовно-правовое законодательство.

Понятие "сообщество" постоянно увеличивавшееся в течение всех предшествовавших периодов человеческого развития, по всей видимости достигло на рубеже XX века н.э. своего естественного предела (планета Земля). Создание механизма, обеспечивающего экономическое, нравственное, правовое развитие всего этого сообщества (подобие государства), является не продуктом "свободы воли" "свободного человека", допускающей альтернативные решения (создавать – не создавать), а естественной объективной необходимостью поисков наиболее эффективных форм решения этой непростой задачи. И в решении этой задачи, как и в определении границ этого сообщества человек не имеет никакой "свободы воли", а должен находить практические пути наиболее эффективного осуществления своих действий на планете Земля, предопределённых объективной необходимостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: