Период экономики натурального хозяйства

Человек получил постоянный управляемый источник энергии в виде домашних животных. Научился использовать силу воды и ветра. Естественное разделение труда (рыболов, охотник, земледелец) тоже явилось мощным фактором роста производительности труда, и повлекло за собой дальнейшую специализацию человеческой деятельности. Орудия труда тоже постоянно совершенствовались. Производительность труда человека увеличилась настолько, что он стал способным в определённых условиях создать больше, чем он сам мог потребить. Это создало объективную целесообразность существование рабовладения или феодальной зависимости. Рабство появилось сразу, как только стало выгодно иметь рабов, С точки зрения бесправия основной категории населения – участников трудовой деятельности, рабство и феодализм политически мало чем отличались друг от друга. Но экономические различия между ними были принципиальными. При рабовладении "хозяином" в экономическом процессе считался рабовладелец, которому принадлежал и сам раб, и создаваемые им блага. Такое положение обеспечивалось прямым насилием, и хозяин "содержал" раба. При феодализме хозяином в экономическом процессе был крестьянин ("крепостной" в России), который "содержал" своего феодала ("барина").

Неэкономическое обогащение, осуществлявшееся за счёт рабовладения, ничем не отличалось от обычного грабежа, хотя с точки зрения "технологии присвоения" выглядело иначе. Но даже такого шаткого "обоснования" оказалось вполне достаточно, чтобы этот процесс был признан "законным", что нашло своё отражение в "Римском праве" (Кодекс Юстиниана, изданный в 529 году). Вероятно, "Кодекс Юстиниана" можно рассматривать, как первый пример коррупции, осуществлённой в государственном масштабе. Причем для социальной квалификации определённых действий огромное значение имел масштаб применения таких действий. Кража поросёнка или курицы всегда рассматривалась обществом, как кража. А походы князя Олега на Царьград, о которых упоминает Пушкин в своей "Песне о вещем Олеге", рассматривались обществом, как "дело чести, славы, доблести и геройства".

Неэкономическое обогащение, осуществлявшееся в феодальную эпоху, имело в своей основе уже не применение силы (хотя возможность её применения всегда подразумевалась), а "социальное неравенство", которое, как считалось, существует "от Бога". Этот процесс следует рассматривать, как ещё один пример коррупции, осуществлённой в масштабе практически всех государств Европы. Причём осуществлённой с таким блеском, что потребовалось множество столетий, пока, наконец, необоснованность и социальная несправедливость существующей системы распределения стала очевидной для большинства населения и привела к серии буржуазно-демократических революций.

Но революции происходили под политическими лозунгами, а экономический принцип распределения благ и сегодня остаётся неосознанным в такой степени, которая могла бы исключить повторение чего-либо подобного. Поэтому в эпоху товарного производства всё повторилось, хотя для неэкономического присвоения использовались другие методы. Как при натуральном хозяйстве, так, тем более, при товарном производстве,

(1)
собственниками новых благ могут стать только участники процесса их сбора, добычи или создания, так как новое благо объективно может принадлежать только тому, кто его создал, используя свой человеческий капитал, природную энергию и производственные фонды. Не создал, не добыл – нет ни самого блага, ни возможности его присвоить, отнять или украсть.

Одновременно в сфере натурального хозяйства происходили важные изменения, которые подготовили условия к дальнейшему экономическому развитию, выражавшемуся в становлении "товарного производства":

− появился рынок, как неизбежное следствие разделения труда, сначала основанный на товарообмене;

− появились понятия "стоимость" и "деньги" – универсальный стоимостной эквивалент, выражающий ещё и право на приобретение благ;

− появились признаки технологического разделения труда, при котором в законченном процессе создания благ потребовалось участие уже не одного, а нескольких физических лиц, что привело к созданию совокупного человеческого капитала, получившего, в дальнейшем, название "юридическое лицо".

Выводы:

1. Система производственных отношений, которая постепенно установилась при натуральном хозяйстве, полностью соответствовала объективной роли участников натурального хозяйства. Причём, это в истории человечества оказался последний период, когда основные принципы производственных отношений соответствовали объективной природе процесса экономической деятельности, для которой они и были созданы. Поэтому никаких катаклизмов, типа инфляции или финансовых кризисов, в течение всего периода натурального хозяйства, продолжавшегося около 10 тысячелетий, не происходило.

2. При феодализме, пришедшем на смену рабовладельческим государствам, на государственном уровне была создана система неэкономического присвоения благ, основанная на формальном признании социального неравноправия определённых категорий физических лиц данного государства – участников экономического процесса, с другими категориями физических лиц этого же государства – феодальной знати (феодальные отношения).

3. Буржуазные революции XVII – XVIII в.в., порождённые экономическим неравенством граждан, происходили под политическими лозунгами (Братство, Равенство, Свобода), которые сами по себе не могли привести к созданию объективно обоснованной системы производственных отношений. Поэтому система неэкономического присвоения при товарном производстве сохранилась и усовершенствовалась, хотя изменился объект присвоения, и вместо благ стали присваивать деньги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: