В условиях натурального хозяйства, когда каждый человек, связанный с созданием благ, использовал в этом процессе и свой человеческий капитал, и имущество, принадлежащее всей семье, принадлежность созданных благ, объективно являвшихся общей совместной собственностью, вообще не определялась. Она была очевидной и предполагалась, как сама собой разумеющаяся. Способности человека и его объективный вклад всегда учитывались, хотя такой учёт не носил формального характера.
Но возрастание стоимости производственных фондов и, соответственно, затрат на их создание, и увеличение стоимости финансовой услуги, вызванное ростом потребности в её получении, превратили само обладание деньгами в источник их дополнительного получения, став самостоятельной формой получения денег. Хотя экономическая природа процессов получения денег путём создания благ и путём оказания услуги принципиально различна. Создание благ является основанием рассматривать их денежную стоимость, как "новую стоимость" т.е. "доход". Оказание услуги никакой "новой стоимости" не создаёт, но даёт право на получение оплаты за оказанную услугу за счёт денег, которые участники юридического лица ещё только должны получить от реализации созданной ими продукции.
Раньше деньгами обладали только отдельные члены общества (ростовщики), а сама ростовщическая деятельность воспринималась обществом даже с осуждением. С развитием товарного производства деньгами постепенно стали обладать, практически, все члены общества, хотя и в разной степени. Стало очевидно, что необходимо отделить трудовое участие от оказания денежной услуги, поскольку основания для получения вознаграждения в каждой из этих форм различны. Принципы осуществления такого отделения должны обязательно учитывать объективные различия в природе человеческого и имущественного капитала. Сделка, как форма имущественных отношений, могла иметь место только в случае оказания услуги, в том числе, финансовой, получателем которой являются участники, а источником оплаты – будущая выручка юридического лица. Попытка представить процесс трудового участия, как куплю-продажу товара "рабочая сила" несостоятельна: во-первых, рабочая сила (способности человека) не отчуждается и не может быть товаром; во-вторых, где тот "покупатель" рабочей силы, который имеет для этого соответствующие деньги? Ведь акционеры пришли в юридическое лицо тоже за деньгами, которые они рассчитывают получить от участников за оказанную им услугу.
Процесс трудового участия – это не коммерческая сделка, а трудовой договор группы специалистов, объединивших в юридическом лице свои способности и образовавших сложный капитал "юридическое лицо", используя который участники надеются, создав блага и продав их, получить выручку. Т.е. денег участники не имеют, и им ещё предстоит их получить. Но при этом участники имеют дело с естественным процессом создания благ, осуществляя который они создают новые блага, одновременно становясь их собственниками по естественным основаниям.
Члены общества не делятся на лиц, обладающих и не обладающих имущественным или человеческим капиталом. Все члены общества обладают и тем и другим капиталом, хотя и в разной степени. Но само по себе "обладание" становится бессмысленным, если капитал не используется. Использование сложного капитал может произойти только путём участия, а в результате появляются новые блага, собственником которых становится участник, получающий зарплату из выручки от реализации. Человек, обладающий денежным капиталом, может получить деньги, вообще не участвуя в деятельности юридического лица, а оказав ему услугу. Никакого "нового блага" при этом не образуется, а деньги, которые он получает, образуются за счёт уменьшения дохода участников, заключивших сделку с лицами, оказавшими юридическому лицу различные виды услуг.
1.3.4. Развитие рынка и денежного обращения.
Натуральное хозяйство возникло в условиях отсутствия рынка, как системы, и было ориентировано, только или в основном, на собственное потребление участников натурального производства. В условиях товарного производства его рыночная составляющая стала не менее важной, чем само производство, так как без получения предметов труда и энергоносителей, и без реализации готовой продукции, не нужным становится и само производство.
Рынок – общественный институт, представляющий собой: механизм ценообразования путем получения, накопления и распространения информации о конкретных товарах и условиях их возможной реализации; механизм достижения консенсуса в реализации противоположных интересов участников рынка (покупателей и продавцов); механизм практической реализации процесса купли-продажи.
Такое определение существовало в обществе в течение нескольких веков. Но двухвековое господство идей "свободного рынка" показало, что ценообразование – это сложный процесс, требующий высокой квалификации, а, главное, объективности лиц, его осуществляющих. Такой объективности лишены и продавец, и покупатель, имеющие противоположные интересы. Кроме того, при отсутствии официальной объективной постоянной цены конкуренция превращается в конкуренцию по степени ценового произвола: высокая цена покроет любые убытки. Поэтому понятие современного рынка должно быть другим:
Рынок – общественный институт, представляющий собой: механизм конкуренции между продавцами товаров и услуг; механизм достижения консенсуса в реализации противоположных интересов участников рынка (покупателей и продавцов); механизм практической реализации процесса купли-продажи, действующих при наличии независимого и квалифицированного органа ценообразования.
Для образования и развития рынка решающее значение имело изобретение человеком денег, которые сразу же стали измерителем и носителем стоимости и документом, удостоверяющим право их владельца на приобретение благ путём обмена их на деньги. Одновременно процессы распределения натуральных благ между их производителями (там, где такие процессы существовали) превратились в процессы распределения благ между их потребителями, которые (процессы) осуществлялись в форме товарно-денежного обращения в сфере торговли.
Деньги – это правовой символ в различной материальной форме (сегодня, как правило, в форме документа или в электронной форме), удостоверяющий, что владелец этого символа имеет право обменять его на натуральные блага или услуги, при условии, что их стоимость определяется в том же номинале, который используется и в денежном документе, и является постоянным показателем, не подверженным стихийным изменениям.
Деньги – не товар, а правовой документ, обезличенный "ордер на получение". От увеличения числа ордеров количество товаров не увеличивается.
1.3.5. Превращение экономической деятельности в общественный процесс, при котором основанием для выплаты денежного вознаграждения его участникам становится "степень участия".
В условиях распределения натуральных благ естественный принцип распределения "в меру произведенного" просто нельзя было нарушить, так как распределять возможно лишь то, что существует. С переходом к товарно-денежному обращению процесс распределения стал осуществляться в два этапа. Во-первых, определялась "степень участия", получавшая оценку в денежной форме (заработная плата). Во-вторых, каждый участник самостоятельно обменивал полученные деньги на товары, в которых нуждался.
Но, самое главное, естественный принцип "в меру произведенного" как бы перестал существовать и превратился в принцип "в меру участия". Это, казалось бы, достаточно объективный критерий. Но на практике это означало, что оплата труда участника стала осуществляться не "в меру результата труда", а "в меру затрат труда". Ведь при наличии общего результата определить "степень участия" отдельного участника можно, только сопоставляя его затраты труда, измеряемые часто только временем, с аналогичными затратами труда других участников.
Но такой способ не является объективно обоснованным, поскольку "затраты труда" сами по себе не могут создать источника для оплаты труда. Поэтому процесс распределения денег не может иметь той объективности и достоверности, которую имеет принцип распределения натуральных благ, если он применим к отдельному участнику..
Но наиболее серьёзный недостаток новой системы распределения заключается в том, что появилась возможность отдельно распределять денежную массу без жёсткой увязки её с товарной массой. Тем более, что количество денег, которые может напечатать печатный станок, ограничено только здравым смыслом человека, который далеко не всегда заинтересован свой "здравый смысл" использовать. Поэтому "инфляция" денег (т.е. их обесценивание), которая происходит при избытке денежной массы по отношению к товарной, стала постоянным явлением российской и мировой действительности. Конечно, инфляции просто не должно быть, и государство при желании может это сделать. Но сохранение инфляции необходимо для осуществления финансовой аферы, поэтому вместо ликвидации инфляции происходит бесконечная "борьба" с ней.
1.3.6. Производство товаров на "анонимного потребителя"
Специализация на производстве одного или нескольких товаров заведомо предполагает существование рынка и ориентировку на анонимного потребителя при производстве товаров массового спроса. Хотя производство сложных изделий (корабль, самолёт, сложный технологический агрегат и т.п.), как правило, всегда осуществляется по индивидуальному заказу и будущий потребитель (арендатор или покупатель), даже участвует и в процессе финансирования заказа.
Процесс реализации товаров массового спроса производится, обычно, не самим производителем, а через систему посредников. И хотя конкуренция между производителями сохраняется, но сговор между несколькими крупными производителями ("картельное соглашение") стало повседневной реальностью. Равноправия покупателя и продавца, являющееся основой отношений, которые принято называть "рыночными", сохраняется в современных условиях очень редко. Поэтому для "анонимного потребителя" процесс ценообразования покупаемого им товара часто оказывается больше похожим на вымогательство, чем на рыночное ценообразование: не покупать нельзя (например, автобензин или электроэнергию), значит, приходится соглашаться с любой ценой.






