Удовлетворению материальных потребностей отводится явный приоритет, что вполне естественно, так как, прежде всего, человек должен просто жить

Именно это чувство руководило и дикарём, использовавшим в пищу такого же дикаря, но из соседнего племени, и рабовладельцами и феодалами, и деятелями первого Интернационала, провозгласившими "экспроприацию экспроприаторов". И продолжает руководить современными либералами, провозгласившими, что "Человек – свободен" и в части удовлетворения своих потребностей за счёт других членов общества, и от обязанностей перед обществом.

Изменилась в чём-либо эта цель за последние 10-12 тысяч лет, которые можно рассматривать, как период, в котором человек уже осознал себя, как особый вид животных, обладающий сознанием? По существу "удовлетворение материальных потребностей" должно сохраняться, как цель, только в обществе, находящемся под угрозой голодной смерти. В обществе, реально способном обеспечивать жизнедеятельность всех своих членов, "удовлетворение материальных потребностей" утрачивает роль "цели", становясь средством для её достижения.

Истинной "целью", которая должна быть у личности, обладающей сознанием, остаётся только "удовлетворение духовных потребностей".

Но личные потребности и личные цели человека очень плохо увязываются с общественным существованием человека. Человек ведёт общественное существование, так как в одиночку он жить просто не способен. Долгое время таким минимумом, способным к самостоятельному существованию, было племя. Потом им стала семья. Но семья оказалась только экономически достаточной структурой. Социально достаточной структурой всегда были более крупные человеческие объединения, постепенно превратившиеся в современные государства. Именно государство, тоже претерпевающее значительные изменения, является сегодня той объективной структурой, в рамках которой современный человек способен удовлетворить свои духовные и материальные потребности.

Изменилась и необходимая и достаточная форма, в которой происходит экономическая деятельность. Ею стало "юридическое лицо", которому для своего нормального функционирования иногда достаточно масштабов семьи, но иногда требуются масштабы всей планеты. Впрочем, вопрос о достаточности того или иного человеческого объединения, способного обеспечить самостоятельное развитие своих членов, остаётся открытым. А, возможно, не следует и вообще ломать голову над этой проблемой, а принять, как некую данность, что естественной максимальной формой такого объединения является уже объективно существующее объединение в виде всего населения планеты. Но если рассматривать человеческое сообщество именно так, то нельзя не признать, что в этом случае современное человечество устами своей "8", "20" или "50" или иного органа должно признать важнейшее социальное положение:

(1)
равноправие всех членов сообщества и недопустимость при высоком "среднем" уровне материального обеспечения, одновременного существования одного-двух миллиардов нищих и 100-200 миллионов миллионеров и миллиардеров.

После перехода к товарному производству границы сообщества людей, осуществляющих совместное воспроизводство благ и совместную жизнедеятельность, стали расширяться. Для современного общества характерна формальная "независимость" человека от общества, хотя, на самом деле, это лишь видимость свободы, объективно для отдельной личности вообще не существующей, так как человек просто не способен существовать в одиночку.

Таким образом, условия, в которых осуществляется реализация цели, изменились очень сильно, но пока на планете сохраняются миллиарды нищих цель остаётся прежней. В этой цели "удовлетворение материальных потребностей" сохраняется именно, как цель человеческого существования. Но как чья цель? Только нищих, или всего человечества? Думаем, однако, что хотя найдётся немало членов общества, считающих, что этот вопрос их не касается, но вряд ли многие рискнут откровенно в этом признаться.

Поскольку человек может удовлетворить только свои собственные материальные потребности, то получается, что каждый член общества объективно способен реализовать только свою собственную цель. Однако вторая часть объективной цели человеческого развития "удовлетворение духовных потребностей" и объективная необходимость общественного существования человека не сочетается с индивидуальной. формой удовлетворения человеком своих материальных потребностей в том виде, который сложился в современном обществе.

Не может существовать общей цели, если её удовлетворение достигается не только в индивидуальном порядке, но и за счёт окружающих, что неизбежно, если речь идёт об удовлетворении материальных потребностей за счёт общего источника, объективно ограниченного возможностями общества, и за счёт осуществления коммерческих сделок, в которых один член общества обогащается за счёт другого.

Наличие неисчерпаемого источника удовлетворения материальных потребностей, в который общество пытается превратить деньги, это не просто "утопия". Это глупость, так как и материальные потребности совсем не безграничны, а должны оставаться в границах разумной "меры", и, тем более, не безграничны источники их удовлетворения. Насколько правильно определяет понятие "цель" существующее общественное представление о ней, которое сложилось ещё в первобытно-общинном строе и с тех пор не претерпело существенных изменений?. Ведь у жителей первобытно-общинного строя основной целью было не умереть с голоду. Поэтому она и выражалась, как "удовлетворение материальных потребностей", ничем не отличаясь от инстинктивной цели любых животных. Соответственно, выбор средств, чтобы не допустить голодной смерти, вполне допускал и "каннибализм". В современном обществе цель мало изменилась, а что изменилось в средствах?

Средства, которыми располагает современное общество, (производительные силы), достигли такого развития, когда угроза голодной смерти уже не витает над каждым членом общества, как это было при первобытно-общинном строе. Но и удовлетворение материальных потребностей, как главная задача, сохраняется почти для трети всего современного человечества, а, следовательно, и для человечества в целом. Имеет место очень важное обстоятельство, превращающее процесс удовлетворения материальных потребностей в современном обществе в значительно менее эффективный процесс, чем тот, который существовал даже при первобытно-общинном строе.

При племенном существовании уже могла иметь место частная собственность на оружие, на украшения или предметы одежды. Но частная собственность на блага, используемые в пищу, появилась, практически, значительно позже, уже в период товарного производства. Существование общей совместной собственности на жизненные блага при первобытно-общинном строе (субъект собственности – племя) и при натуральном хозяйстве (субъект собственности – семья) представляло собой, мощную систему социального обеспечения (тот же стихийный "договор поколений"), действующую в естественной природной форме, благодаря общей совместной собственности. Представление о собственности крестьянского хозяйства, как о частной индивидуальной, ошибочно. Собственность всегда частная, т.е. принадлежащая человеку. Но для крестьянского хозяйства она всегда была "общей совместной". Современная система социального обеспечения является лишь жалким подобием той системы социальной помощи, которая существовала внутри первичных социально-экономических сообществ, которыми были сначала племя, а потом семья. Племя и семья представляли собой самостоятельную экономическую ячейку, производящую, практически, всё, что требовалось для жизнеобеспечения всех членов племени или семьи.

Экономическим аналогом племенных и семейных экономических сообществ прошлого в современном обществе является совсем не "юридическое лицо", а всё современное общество (т.е. десятки миллионов людей, объединённых в миллионы юридических лиц), усилиями которых создаются блага, потребляемые каждой современной семьёй.

Но для членов натурального хозяйства не имели практического значения ни цены на товары, ни стабильность цены′ денег, так как они получали, всё, что производили, в натуральной форме. В то же время, для современного члена общества между его трудовым вкладом и конкретным благом, которое он должен потребить для поддержания своей жизнеспособности, возникла сложная система распределения, купли-продажи и обращения товаров и денег, которую современное общество превратило в источник создания денег без создания благ. Это система "свободного рынка", за которым общество сохранило "право" самому (т.е., фактически, продавцам) устанавливать цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: