Библиографический список строится в алфавитном порядке на отдельном листе (рекомендуется пользоваться функцией сортировки в MS Word). Заголовок пишется прописными (заглавными) буквами без точки в конце по центру страницы. За образец оформления можно взять библиографический список настоящих методических указаний, пример ссылки на Интернет-ресурс приведен ниже.
1. Непомнящий А.Л. Выживание на море / А.Л. Непомнящий. Режим доступа: [http: // www.nepomnu-niche.pLru 17.05.2006].
5 Введение
Введение оформляется на отдельном листе, заглавием которого должно быть слово ВВЕДЕНИЕ, написанное прописными (заглавными) буквами с абзацного отступа
Введение предназначено для обоснования актуальности темы работы, обозначения объекта и предмета исследования, формулировки цели и задач исследования, описания избранных методов, характеристики структуры научной работы, приведения данных об апробации результатов и публикациях материалов исследования. Рекомендованный объем введения – 2-3 страницы.
Введение является чрезвычайно важной частью работы, поскольку оно не только ориентирует в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики исследования, по которым можно судить об уровне самого исследования. Плохо написанное введение свидетельствует о слабой подготовке студента и в значительной степени снижает ценность всей его работы.
Во Введении рекомендуется дать обоснование темы работы в следующем порядке:
Актуальность
При оценке актуальности выбранной темы следует знать, что актуальность в исследованиях обосновывается тем, что данная тема имеет существенное значение для развития экономической науки, практики хозяйствования в стране, регионе и решение исследуемой проблемы может дать позитивный эффект на макроэкономическом уровне или уровне конкретного субъекта хозяйствования.
Обоснование актуальности не должно быть многословным. Достаточно в пределах 0,5-1 страницы текста показать суть проблемы, из чего будет следовать актуальность темы.
Объект и предмет исследования
При выяснении объекта и предмета исследования необходимо считаться с тем, что между ними и темой работы существуют системные логические связи.
Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой для исследователя информации. Объект-это то что исследуется. Область, явление, предмет не зависят от исследователя. Ответ на вопрос: «Что изучаем»
Предмет исследования – это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Предмет исследования размещается в пределах объекта. Объект и предмет как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное.
Определяя объект, нужно найти ответ на вопрос: что рассматривается? Вместе с тем, предмет определяет аспект рассмотрения, дает представление о содержании рассмотрения объекта исследования, о тех новых отношениях, свойствах, аспектах и функциях объекта, которые раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется. А предметом – то, через что будет исследоваться объект. Угол зрения, описывающий значимые свойства или стороны объекта. Он отвечает на вопрос «Что именно изучаем в объекте?»
Зачастую объект исследования – предприятие или организация, судно на базе данных которой выполняется работа; предмет исследования – проблема (круг вопросов), которая исследуется в работе на примере объекта исследования. Как правило, предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы.
Цель и задачи работы
Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом и путем его достижения. От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать те конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.
Цель выпускной квалификационной работы формируется одним цельным повествовательным предложением, которое имеет смысловое согласование с названием выпускной квалификационной работы. Задачи обычно формулируются в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, раскрыть…, проанализировать, систематизировать, уточнить… и т.п.).
Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов выпускной квалификационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов соответствуют формулировкам задач предпринимаемого исследования.
Обзор литературы
Обзор литературы показывает, на каких материалах базируется выпускная квалификационная работа студента, и фиксирует состояние разработки выбранной темы на современном этапе исследования проблем безопасности мореплавания. Проводя обзор литературы, необходимо не быть статистом, перечисляя использованную литературу, а указать фамилии (и инициалы) авторов, чей взнос в разработку проблемы наиболее ощутим; основные законы и нормативные акты, которые упоминаются в работе (со ссылками в квадратных скобках на номера источников в списке литературы). Рассматриваемые вышеуказанными авторами проблемы должны касаться проблем, рассматриваемых в ВКР.
Методы исследования
Очень важным этапом научного исследования является выбор и использование методов исследования, которые служат инструментом при обработке и получении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Методы, используемые в научных работах по безопасности мореплавания, можно разделить на общенаучные и специальные. Методами может быть: Сравнение, моделирование, синтез, теоретический анализ, конкретизация, аналогия, классификация, обобщение и др.
Научно-практическая новизна
В этом пункте следует указать, что нового содержится в работе, какие положения доказаны, какие новые идеи, положения, направления выдвинуты и разработаны при решении поставленных задач. Для практических дипломов новизна-это результат, который получен впервые, подтвержден или обновлен, развивает или уточняет ранее сложившееся представления.
Область применения результатов работы
Следует указать, в чем состоит ценность работы для практики, как влияют разработки на конечные результаты хозяйственной деятельности, что конкретно дает практике использование результатов работы.
Структура
В конце Введения желательно раскрыть структуру научной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования, сведения о пла- нируемом научно-техническом уровне разработки, о патентных исследованиях и выводы из них, сведения о метрологическом обеспечении исследований. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами.
6. Заключение
Заключение пишется аналогично введению, это как бы отчет о проделанной работе по заданному во введении плану.
7 Организационные вопросы
Руководство выпускными работами
Руководители выпускных работ назначаются из числа ведущих преподава- телей колледжа, а также квалифицированных специалистов других пред- приятий и организаций, опытных преподавателей и научных сотрудников дру- гих вузов.
Руководитель выпускной работы:
- выдает задание студенту на преддипломную практику по изучению объекта проектирования и сбору необходимых материалов и одновременно задание по всем разделам выпускной работы (см. Приложение Б);
- в целях обеспечения выполнения работы и контроля составляется кален- дарный график выполнения ВКР, форма приведена в приложении Б.
- анализирует собранный на преддипломной практике студентом материал,
выставляет предварительный дифференцированный зачет по практике и уточ- няет окончательное задание на выпускную работу;
- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на
весь период проектирования. Уточняет задание на выпускную работу, оформ- ленное на специальном бланке, которое вместе с календарным графиком ут- верждает заведующий выпускающей кафедрой;
- рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные и методические материалы, типовые проекты и другие источники по теме;
- проводит систематические, предусмотренные расписанием, беседы со сту- дентом и дает ему консультации;
- систематически контролирует выполнение работ по календарному графику
проектирования;
- осуществляет первичный нормоконтроль, проверяет и подписывает пояс- нительную записку и графический материал завершенной выпускной работы,
составляет письменный отзыв (приложение В) и обсуждает со студентом со- держание доклада при защите проекта в ГАК.
По предложению руководителя выпускной работы в случае необходимости
кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным раз- делам работы, в качестве которых могут назначаться преподаватели и научные сотрудники других кафедр вуза, других высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные сотрудники других учреж- дений и предприятий. Все консультации проводятся за счет общего лимита времени, отведенного на руководство выпускными работами. Консультанты дают рекомендации по выполнению соответствующих разделов работы, мето- дам расчетов или анализа, а по завершению проверяют подготовленный раздел и ставят свою подпись на титульном листе.
Рекомендуется проводить циклы лекций (семинары) для студентов, выпол- няющих выпускные работы. Примерная тематика таких занятий:
- задачи и организация выполнения выпускных квалификационных работ;
- обзор современных методов и методик проектирования, поиска, анализа ре- зультатов, расчетов и обоснования выбранного решения;
- экономическое обоснование;
- оформление пояснительной записки и графического материала выпускных квалификационных работ, нормоконтроль;
- содержание раздела охраны труда (для ВКР специалиста);
- технология защиты выпускной квалификационной работы в ГАК и другие.
Рекомендуемый срок завершения работы над дипломом– две – три недели до защиты.
При выполнении выпускной квалифицированной работы для осуществления
методического контроля назначаются специальные научные консультанты:
- по вопросам экономики и организации производства;
- по нормоконтролю.
- по охране труда и экологической безопасности (БЖД)
При необходимости могут быть назначены дополнительные консультанты
Отзыв руководителя
По окончании дипломником выпускной квалификационной работы бакалавра руководитель составляет на неё официальный отзыв, в котором даёт оценку дипломнику и выпускной работе как законченной конструкторской и исследовательской разработке. Отзыв руководителя (не более двух страниц текста формата А4) подписывается им, а для представителя сторонней ор- ганизации заверяется в отделе кадров предприятия. Рекомендации руководите- лю выпускной работы приведены в приложении В.
Полностью оформленная пояснительная записка и графический материал, соответствующие заданию на проектирование и подписанные консультантами разделов, представляются на кафедру за две – три недели до защиты для пред- варительного рассмотрения, где решается вопрос о допуске дипломника к за- щите. Допущенная к защите выпускная работа подписывается ведущим преподавателем и направляется на рецензию.
По итогам рассмотрения выпускных работ составляется приказ о допуске студентов к защите дипломных проектов и назначении рецензентов.
Рецензирование
Рецензентами назначаются ведущие специалисты в области судовождения. На рецензию направляются пояснительная записка и графический материал выпускной работы, подписанные руководителем и консультантами сроком на 3-4 дня. За это время рецензент должен ознакомиться с содержанием выпускной работы и составить официальную рецензию. Подпись рецензента на пояснительной записке и чертежах обязательна. Рецензия составляется на листах формата А4, подписывается рецензентом, а для представителя сторонней организации заверяется в отделе кадров соответствующего предприятия.
Защита
Выпускная работа со всеми подписями, отзывом руководителя и рецензией представляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) для защи- ты. Защита выпускной квалификационной работы проводится в следующем по- рядке:
1. Представление дипломника и выпускной квалификационной работы секретарем ГАК.
2. Доклад дипломника о выпускной работе (5-7 минут).
План доклада включает следующие элементы:
1. Краткое изложение задания.
2. Характеристика объекта исследования.
3. Характеристика предмета исследования.
4. Актуальность. Состояние вопроса. Проблема и её место в более крупной проблеме.
5. Постановка цели и задач.
6. Методы решения задач.
7. Сущность решения.
8. Основные выводы, рекомендации по внедрению.
9. Какие рассмотрены альтернативы и как осуществлен выбор.
10. Практическая значимость с обоснованием возможности реализации.
11. Как использована вычислительная и другая техника, программные про- дукты.
12. Экономическая эффективность, окупаемость предложенного техническо- го решения.
13. БЖД.
14. Заключение.
3. Вопросы членов ГАК по проделанной работе. Ответы на них должны быть краткими и по существу. Дипломник снимает плакаты и выходит из ауди- тории в которой проходит заседание ГАК.
4. Выступления членов ГАК о достоинствах и недостатках представленной выпускной квалификационной работы. Выступление руководителя и рецензен-
та с оценкой.
1. Средний балл.
2. Оценка доклада.
3. Графический материал.
4. Пояснительная записка: соответствие темы приказу, оформление, содер- жание.
- Ответы на вопросы: -специальные; экономика; - БЖД.
5. Оценка руководителя.
6. Оценка рецензента.
7. Практическая ценность.
8. Апробация.
9. Итоговая оценка.
10. Рекомендации в отчет.
5. После проведения защит, запланированных на текущий день, ГАК прово- дит закрытое заседание.
После чего все присутствующие приглашаются для заслушивания резуль-
татов защиты. Председатель ГАК объявляет результаты защиты, полученные оценки и поздравляет молодых специалистов с присвоением им квалификации.
Дипломы со сложенным графическим материалом размером А4 сдаются
секретарю кафедры.
ПРИЛОЖЕНИЕ А