Продуктивные вопросы (специальные):
· можно ли считать… верным?
· какие выводы можно сделать из…?
· каковы мотивы (чего-то)…?
· вопрос начинается с формулировки тезиса.
Продуктивные вопросы (разделительные):
· если известно…, то…?
· если… то почему…?
· …или…?
Алгоритмы работы с текстом
Алгоритм составления словесного описания.
1. Выделите (выпишите, подчеркните…) ключевые слова, относящиеся к образу (событию, явлению, месту, пейзажу…).
2. Задайте себе вопрос: какую картину я представляю, прочитав…? как я понимаю такую-то деталь (сравнение, олицетворение, эпитет, афоризм…)
3. «Раскрасьте», то есть добавьте из текста (или своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы). С чем можно сравнить то, что я себе представляю? Какие ассоциации у меня вызывает то, что я себе представляю?
4. Подберите слова, выражающие ваше отношение к изображаемому.
5. Создайте единый образ, то есть составьте текст (письменный или устный) на основе собранного материала.
Алгоритм сравнения.
|
|
1. Определить объекты для сравнения.
2. Определить цель сравнения:
· лучше представить себе описания, образы…;
· открыть новое, странное, необычное, интересное…;
· помочь себе оценить сравниваемое;
· понять авторскую позицию.
3. Выберите из текста примеры для цитирования согласно цели сравнения.
4. Выберите то, что вы будете сравнивать: внешние признаки, качественные характеристики…
5. Выполните сравнение, выделив сходства и различия между объектами сравнения.
6. Сделай вывод (ы) о том, что удалось узнать в результате сравнения.
Алгоритм сопоставления.
*Отличие сопоставления от сравнения:
· не требует систематического выделения сходств и различий;
· обладает широким диапазоном аспектов;
· может рассматривать явления, значительно отстоящие друг от друга во времени, пространстве, принадлежащие к разным направлениям и областям знаний;
· предполагает объяснение причин выявленных сходств и различий;
· обязательно завершается выводом.
К каждому заданию на сопоставление должен быть свой план последовательных операций, но общий механизм можно представить так:
1. Выявить наиболее характерные, значимые, существенные черты, особенности рассматриваемых объектов, явлений (критерии можно предложить или определяют сами);
2. Проанализировать выделенные черты или особенности, определить взаимосвязь и несоответствия между ними;
3. Сформулировать выводы, отражающие причины взаимосвязей, взаимовлияния, противоречивости событий или явлений.