Теоретические сведения

Лабораторная работа

ОЦЕНКА ЛИЧНОГО ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Работа посвящена изучению вопросов тестирования. Составление любого теста – сложная, творческая задача, но существуют универсальные, общие приемы и методы разработки и проведения тестовых заданий. Широкое применение тестов в спортивной практике объясняется тем, что зачастую нет прямых измерителей физических способностей человека. Так, о ловкости можно судить только косвенно по внешнему проявлению этого качества (времени удержания равновесия, количеству попаданий мячом в кольцо и т.п.). Этим внешним проявлением и является результат теста.

Под тестом в физической культуре и спорте понимается измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека. Процесс испытания называется тестированием, а полученные при этом численные значения – результатом тестирования. Например, челночный бег 5×20 м – это тест, процедура проведения бега и хронометража – тестирование, измеренное время бега – результат теста.

В спорте используются в основном моторные (двигательные) тесты. Моторные тесты могут быть стандартными или максимальными. Стандартные тесты заключаются в выполнении задания с дозированной непредельной нагрузкой (работа на велоэргометре с заданной мощностью, приседания за определенное время и т.п.), при котором измеряются, как правило, физиологические показатели (частота сердечных сокращений – ЧСС, концентрация молочной кислоты в крови и т.п.). Максимальные тесты направлены на достижение предельно возможного двигательного результата. К максимальным тестам относятся контрольные упражнения (бег на различные дистанции, подтягивания на перекладине, сгибания рук в упоре лежа и т.д.).

Кроме двигательных тестов для оценки состояния спортсмена используются также функциональные показатели, измеряемые в покое (рост, вес, ЧСС и т.п.).

В зависимости от того, направлены тесты на измерение одних и тех же или разных способностей человека, они подразделяются на гомогенные и гетерогенные. Например, прыжки с места в длину, вверх, тройной прыжок являются гомогенными тестами, а подтягивание на перекладине, бег на 3000 м, метание набивного мяча – гетерогенными.

При педагогическом контроле и самоконтроле чаще используется не один, а несколько тестов, имеющих общую конечную цель. Такую группу тестов, в которую могут входить как гомогенные, так и гетерогенные тесты, называют комплексом или батареей тестов.

Тесты должны удовлетворять метрологическим требованиям, от которых зависит их качество. В число этих требований входят стандартность методики тестирования, надежность и информативность тестов.

Стандартность методики тестирования подразумевает одинаковую процедуру и условия тестирования во всех случаях применения теста (одна и та же последовательность действий, инвентарь, измерительные приборы и т.д.).

Надежность (воспроизводимость) теста – это степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Составляющими надежности тестов являются их стабильность, согласованность и эквивалентность. Стабильность теста характеризуется воспроизводимостью результатов тестирования при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Согласованность теста означает независимость результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего тест. Эквивалентность тестов – это возможность измерения одного и того же физического качества или стороны подготовленности спортсмена с помощью нескольких тестов.

Информативность (обоснованность) теста – это степень точности, с которой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Например, такой тест, как кистевая динамометрия, будет явно информативен для оценки специальной силовой подготовленности борцов и неинформативен для оценки этого же качества у бегунов-спринтеров.

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называются добротными.

Для того чтобы оценить результат теста его обычно сравнивают с должным значением или с нормой для конкретного человека или группы людей. Нормой называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсменов. Существует три вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные.

Сопоставительные нормы устанавливаются путем сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности (определенного возраста, пола, спортивной квалификации). Вариантом сопоставительных норм являются возрастные нормы. Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях, в частности, в разные периоды тренировки. Должные нормы разрабатываются с учетом того, что должен уметь делать человек, как он должен быть физически развит, чтобы успешно справляться с задачами, которые предъявляют ему условия жизни, профессия, занятие спортом, необходимость подготовки к защите Родины.

Если стоит задача оценить результаты комплекса тестов, выраженные в разных единицах измерения, то их необходимо предварительно перевести в очки или баллы на основе сравнения с должными значениями. Для этого используются формулы, таблицы или графики. Полученные баллы суммируются по всем тестам и сравниваются с нормой. Результаты комплексного тестирования могут быть представлены в графической форме – в виде профиля физического состояния. Такой график наглядно отражают сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена.

Цель работы заключается в ознакомлении с методикой оценки личного физического состояния на основе проведения комплекса тестов и регистрации ряда функциональных показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: