Же он сказал: «Приверженцы Сунны также единодушны в том, что Всевышний Аллах утвердился на

Троне в действительности, а не метафорически». Далее он привел слова имама Малика: «Аллах на

Небе, но Его знание — повсюду». Объясняя же значение высказывания Аллаха: «Он с вами, где бы вы

Ни были...» и тому подобных аятов Корана, он сказал: «Это Его знание. Сам же Аллах находится над

Небесами Своей сущностью, вознесся на Свой Трон таким образом, каким пожелал».

Хафиз аз-Захаби сказал: «Впервые взгляды, отрицающие то, что Аллах находится над Троном,

начал распространять аль-Джа'д ибн Дирхам. Вместе с этим он отрицал все качества [Аллаха. —

Ред.]. Его казнил Халид ибн Абдулла аль-Касри, и это хорошо известная история. Взгляды его

Заимствовал имам джахмитов аль-Джахм ибн Сафван. Он обнародовал их и обосновал

Сомнительными доводами. Произошло это в конце эпохи последователей (сподвижников посланника

Аллаха ['аср ат-таби'ин). — Ред.], и имамы того времени опровергли его взгляды. Среди них — аль-

Аузаи, Абу Ханифа, Малик, ал-Лейс ибн Саад, ас-Саури, Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн

Мубарак, а также праведные имамы последующих поколений».

Имам аш-Шафии сказал: «Аллаху присущи имена и качества, и никому не позволительно

Отвергать их. Кто продолжает противоречить этому после доведения до него доказательств, является

Неверным. Если же он настаивает на этом до представления ему доказательств, то у него есть

оправдание неведением. Мы подтверждаем эти качества и отвергаем их уподобление [качествам

творений. — Ред.], как отверг это от Себя Всевышний, сказав: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет,

11)».

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ

Данной главой автор, да смилостивится над ним Аллах, завершил свою книгу.

Он указал на тексты, свидетельствующие о величии Великого Господа, Его славе, великолепии и

Подчинении всех творений Его могуществу. Такие великие свойства и совершенные качества

Являются наилучшим свидетельством и доказательством того, что только Один Аллах может быть

Истинным объектом поклонения.

Только Ему, Достойному всей хвалы, следует полностью подчиняться, возвеличивать Его, питать

К Нему бесконечную любовь и обожествлять только Его. Он Один является Истиной, а все иное —

Ложь. В этом состоит сущность таухида, его дух и секрет искренней преданности.

Испросим же Аллаха, чтобы Он преисполнил наши сердца знанием Его, любовью к Нему и

Раскаянием пред Ним, ибо Он — Щедрый и Великодушный.

Это — последний краткий комментарий к «Книге таухида», разъясняющий ее цели. В этой книге

Были затронуты очень важные вопросы, касающиеся таухида. Она содержит полезные разделы и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: