Методы построения и проведения лекций

Ввузовском обучении в условиях стационара лекция яв-ся основной формой учебных занятий. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и теоретически подготовленным ученым – профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук.

Функции лекции. Информационная функция лекции – информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскрывает особенности каждой конкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас. Ориентирующая ф-ция лекции – лекция ориентирует в научной лит-ре, но не только и не столько ссылкой на книги и на их авторов, а показом генезиса теорий, идей: когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения. Разъясняющая, объясняющая ф-ция лекции – это, прежде всего, относится к основным научным понятиям, излагаемой теории или гипотезы. Разъясняя и объясняя квинтэссенцию теории, необходимо добиваться адекватного понимания студентами научного содержания понятий. Но в лекциях необходимо разъяснять дефиниции – это, значит, объяснить смысл каждого слова, входящего в нее. Убеждающая ф-ция лекции – она осущ-ся, через доказательность утверждений лектора. Провозглашение даже самых очевидных истин с подчеркиванием их «нужности», «важности», даже «чрезвычайной важности» в лучшем случае запоминается или берется студентами на веру из уст авторит-ного для них человека – лектора, специалиста в данной науке. Увлекающая ф-ция лекции - лекция, помимо сообщения важной и нужной для студентов науч. инфы, должна увлечь их идеями, заинтересовать их ими настолько, чтобы воодушевить на серьезное и углубленное занятие данной наукой. Таким образом, чтобы вызвать интерес к теме лекции, надо, во-первых, быть уверенным, что она полезна для студента, а полезны, по-видимому, все темы курса, если они предусмотрены учебной программой. Во-вторых, нужна такая новизна материала, к-рая бы способствовала более углубленному пониманию, в общем, и целом известных ранее фактов, явлений, теоретич-х положений. В-третьих, интересна та инф-ия в лекции, к-рая не просто сообщается для запоминания, а вызывает активное мышление, мобилизует творческий потенциал личности и тем самым доставляет моральное удовлетв-ние. Итак, какую бы ф-цию лекции мы ни взяли, ни одна из них задачу обучения до конца не решает, но все они нацеливают студента на самост-ную последующую работу с лит-рой. Лекцию можно назвать источником познавательной активности студента. Основным принципом отбора материала для лекции яв-ся целепологание, когда отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели лекции и позволяет достичь ее, т.е. целесообразен. Отбираемый материал должен служить решению конкретных задач, позволяющих достичь общей цели лекции. Второй важный принцип – это учет уровня подготовки студентов, нужно заранее продумать, какие научные понятия ввести в учебный оборот и как их разъяснить. В качестве третьего принципа, можно назвать ориентацию на последующие практические занятия и срс с лит-рой. Именно лекция создает действенную мотивацию и для срс, и для практических занятий: студенты под воздействием лекции проник-ся интересом к теме и настр-ся на активную послед-ую познавательную деятельность. Четвертый принцип отбора материала для лекции состоит в учете того, какой лит-рой будут пользоваться студенты при самост-ной работе, вернее, какими реальными возможностями они располагают при существующем ныне явном дефиците научной литературы. Данное обстоят-во вынуждает препода отбирать для изложения в лекции больше того теоретич-го материала, к-рый студенты не найдут в учебниках, а первоисточники окажутся малодоступными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: