Практические занятия в высшей школе (цель, структура, задачи, виды, критерии оценки)

Практические занятия предоставляют студентам возможность раскрыть свои знания, формировать профессион. компетентность, получать инф-цию об уровне учебных достижений и при необходимости оперативно их корректировать. На ПЗ препод-тель выступает в роли консультанта, к-рый всячески способствует появлениям самост-ти и инициативы студентов. Функции ПЗ могут быть разными в зависимости от формы занятия. Основные формы ПЗ: Семинары – практикумы, на к-рых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя. Семинары дискуссии – посвящаются обычно обсуждению различных методикпсихол-го исслед-ния применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психолог-ких особен-тей конкретных людей, с к-рыми им придется работать. Собственно практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специф-ких задач по профилю своей спец-ти. Это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса – для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представленным симптомам и постановке примерного диагноза – для медицинских психологов; задачи по психологической экспертизе правонарушений или психолог-кому консультированию правоведов – для юридического психолога и т.д. Лабор-ные занятия помогают студентам выявлять те или иные психические явления, особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т.п. Основное предназначение лаб.зан-тий – обучение студентов исслед-кому подходу к изучению психологии как науки. При опробовании тестов студенты могут заняться самопознанием. Поскольку тестирование как метод исследования студентам приходится применять на самих себе, то они познают этот метод, проверяя, его друг на друге. Участие студента в практических занятиях всегда представляет собой выполнение учебных заданий в форме тех или иных задач как специально сформулированных на самом занятии, так и заранее им известных. Если материалом для мыслительных задач служат главным образом проблемы самой науки, противоречия в развитии и становлении тех или иных теоретических концепций, то для практических занятий таким материалом будут преимущественно жизненные факты, противоречия повседневной деятельности и коллизии людских взаимоот-ний. Поэтому теоретически подготовленному преподавателю всегда значительно легче составлять учебные задачи на материале лекции, чем подбирать их из жизни.Преподаватель может использовать учебные задания, взятые из различных учебных пособий по психологическому практикуму или специальных сборников задач по психологии. Существуют методические принципы, предъявляемые к разработке учебных задач для практических занятий. Принцип «от теории – к практике», когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем и предлагается студентам самим найти соответствующие примеры в практической жизни (в быту, в учебной, трудовой, спортивной и др.). Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а, правильно ответив, демонстрирует уровень своего понимания проблемы. Принцип «от жизни – к теории» - в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: