Часть 1 ответ творческой Личности

Главный конфликт

ВО воспитывают управляемое, "нормальное" пове­дение "Делай, как все,иди проторенными путями —это нужно, почетно, выгодно Не иди еретическим путем — это плохо, это против всех, это опасно" Но чтобы стать творческой личностью, человеку нужна Новая Достой­ная Цель, иначе он как Творческая Личность не состо­ится Вероятность встречи с Новой Достойной Целью увеличивается, если человек получил хорошее образо­вание, приучен к независимому мышлению, не боится отклонений от "нормального" поведения



Как стать гением


ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ПЛОХОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


ТВОРЧЕСКОЕ САМО­ОБРАЗОВАНИЕ



ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



1-а. Основной. Стандартное
дошкольное и школьное воспи­
тание и обучение: плохое, не­
творческое, тенденциозное. Ис­
пользуются обязательные казен­
ные школы с навязыванием сво­
их преподавателей, учебных прог­
рамм и стереотипов. Например,
гимназии с обязательным изу­
чением латыни, закона Божье­
го.

1-б.Усиливающий. Недопуще­
ние в привилегированные уче­
бные заведения с относительно
высоким уровнем обучения.


1-е.Основной. Хорошее во­спитание и обучение, творчес­кое, направленное на развитие личности. С помощью родите­лей, случайного учителя, книги, длительного пропадания в би­блиотеке.

В 1-г. Упреждающий. Раннее начало самостоятельного чтения. Ознакомление с большим чис­лом сказок (сказки как упраж­нение по развитию творческого воображения).


Примечание к 1-а

Основная концепция плохой школы: готовить уче­ников к запоминанию материала. В хорошей школе готовят понимающих материал, умеющих им опе­рировать. И лишь отдельные Учителя (нет еще такой массовой супершколы) могут (или хотя бы понимают необходимость этого и стараются) готовить учеников ксотворению нового материала. Творческой Личности нужно образование именно третьего вида, но таких школ еще нет.

Пример к 1-а

"В 1888 году, выдержав конкурсный экзамен, Иоффе посту­пает в реальное училище. "Все преподавание в наше время было


Игра________________________________________________________ __.

формальным: нужно было знать, а не понимал»..."— вспоминал Иоффе о своих школьных годах".

О Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. М.: Просвещение, 1986. С.197.

Пример к 1-а

В Таганроге был проведен эксперимент. Тремстам постоян­ным читателям газет, людям разного возраста, образования, профессии,преддожили выполнить три задания: 1) дать объяс­нение "трудным" словам (стабильность, агентура и др.); 2) дать определение экономическим терминам; 3) изложить своими словами прочитанную статью, передать ее основной смысл. Первое задание более или менее удовлетворительно выполнили 30 процентов опрошенных. Третье задание — всего 14 (!) про­центов...

"Подобный эксперимент был проведен и в городе Новокуз­нецке. В эксперименте участвовало 112 человек — студенты первого курса факультета русского языка и литературы. Из 1120 ответов правильными оказались 89 (7 процентов), неправиль­ными — 605 (54 процента), неточными — 426 (39 процентов).

Из 112 человек 57 не знали слова "вояж", 66 — слова "коорди­нация", 65 — слова "либерал", 94 человека не смогли объяснить, что значит "курс акций", 58 человек не дали определения по­нятию "левые силы". Приведем некоторые примеры опреде­лений ряда понятий, данных участниками эксперимента:

агентура — общество, руководимое работой; что-то вроде, что было при Шерлоке Холмсе; управление или контора какая-либо;

вояж. — поклажа; человек; свадебное путешествие; большая сумка;

левые силы — малочисленные люди при расколе партии; люди антисоветских взглядов; отходники, которые отстали от основ­ной партии; сторонники капиталистических идей;

курс акций — следование определенным взглядам; денежная валюта; определенная работа по вопросам политики; выпуск денежной лотереи;

либерал — пессимист; человек, относящийся к высшим слоям".

О Бородина В.А., Бородин СМ. Учим... читать. Уроки динамичного чтения. Л.: Лениздат, 1985. С. 105—106.



Как стать гением


ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТЯЖЕЛЫЕ ЖИЗНЕН­НЫЕ УСЛОВИЯ, "ЧУЧЕЛО"

ИНФОРМАЦИЯ О ДЦ


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



2-а. Основной. Тяжелые
жизненные условия в детстве:
голод, слабое здоровье, бо­
лезнь, необходимость ранней
работы. Навязывание "наслед­
ственной", обычно нетворческой,
профессии.

2-6. Усиливающий. Операция
"Чучело": отчуждение детским
коллективом (юношеским) "не
своего", объявление бойкота "Чу­
челу", травля, обыгрывание фи­
зического недостатка, издева­
тельства, все против одного.


В 2-е. Основной. Выработка умения давать отпор. Занятия каким-либо видом спорта для резкого укрепления здоровья. Стремление вырваться из не­благоприятных условий, при­обрести интересную профес­сию.

2-г. Упреждающий. Получе­ние информации не только о престижных профессиях, но и о существовании достойных це­лей, достижение которых важ­нее всего.


Примечание к ходам 1 и 2

На ходах 1 и 2 нет еще поиска достойной цели; человек стремится к "предцели": улучшить материаль­ное положение, получить образование, изменить свое окружение, "выйти в люди" и т.д.

Пример к 2-е

Грину шел шестнадцатый год, когда он вдруг начал собирать­ся в Одессу к морю.

"Чтобы понять всю неожиданность этого решения, следует представить себе Вятку конца XIX века. Это был губернский город с 25 тыс. населения, двумя монастырями, 22 церквами, двумя гимназиями и пятью училищами, из которых три — духовных. Не имевший железной дороги, город летом был связан


Игра________________________________________________________ 157

с центрами страны только рекой Вяткой, притоком Камы, а зимой — санным путем. Духовная жизнь этого провинциального городка, та атмосфера мнительности, мещанского самолюбия и ложного стыда, которые окружали будущего писателя, прекрас­но переданы в рассказе Чехова "Моя жизнь".

И вот в этом затхлом провинциальном мире городских обы­вателей, вся забота которых сводилась к тому, чтобы быть не хуже других, "выйти в люди", т.е. прежде всего в чиновники, в бедной семье, где отец пил горькую, а мачеха недолюбливала старшего пасынка, мальчик стал мечтать о море".

О Прохоров Е. Александр Грин. М.: Просвещение, 1970. СЮ—11.



Как стать гением


ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВО НАВЯЗЫВАЮТ СВОИ ЦЕЛИ

ВСТРЕЧА С "ЧУДОМ"


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



3-а. Основной. ВО навязыва­ют свои цели, прививая выгод­ные для себя представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что достойно и что недостойно, к чему надо стре­миться и к чему стремиться преступно.


Ш 3-е. Основной. Возможно бо­лее раннее начало активного поиска своего направления (ре­же — конкретной цели). Приме­ры: Эдисон, Микулин, Амунд­сен.

Ш 3-г. Упреждающий. Особо яркое впечатление, какой-то чрезвычайный случай или нео­бычное явление оказывают вли­яние на всю жизнь (Шлиман, Бомбар), дают если не достой­ную цель, то показывают на­правление к ней.


Примечание к 3-г

Ход,казалось бы, случайный. Но его можно созна­тельно моделировать, управлять им, сделать неслучай­ным и эффективным.

Ход не обязательно относится к раннему детству, он может быть сделан и позже.

Ребенка на путь большого творчества, как правило, увлекает чудо — или то, что он воспринял как чудо. Взрослый человек перестает верить в чудеса, защи­щаясь от них "здравым смыслом", скепсисом, праг­матизмом и другими неврожденными механизмами. "Пронять" взрослого человека может, скорее, тра­гедия, большая трагедия или то, что он воспринял как большую трагедию. Поэтому, говоря о моделировании этого хода, надо помнить, что речь может идти о создании либо чуда, либо трагедии.


Игра________________________________________________________ 159

Пример к 3-а

"В некоторых странах идея об этическом кодексе, действите­льном для каждого человека, отброшена и заменена принципом, что законы государства — это и есть моральный кодекс".

О Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. С.41.

Пример к 3-а

Из письма Антуана де Сент-Экзюпери:

"Я совершенно не знаю, как вы определяете для себя свободу. Ее возможные определения бесчисленны. К числу самых жест­ких относятся те, в свете которых наша эпоха предстает как самая "ограничивающая" в истории. Моя нынешняя свобода покоится на таких типовых определениях, которые лишают нас права на всякое несогласие, это свобода лошади, которой шоры позволяют видеть один-единственный путь... Подлинная свобо­да состоит только в созидательном действии... Но если я колеб­люсь, какой из четырех типов автомобиля "Дженерал моторе" мне выбрать или какой из трех фильмов Занука посмотреть, это не что иное, как карикатура на свободу!.. Свободу сводят здесь, в этом мире всеобщей похожести,'5 всего лишь к выбору какого-нибудь одного товара из массы стандартных товаров. Я предос­тавляю осужденному выбор, посадить ли его на кол или пове­сить, и при этом я еще радуюсь: как же, он свободен!..

Равенство?.. В конце концов вы откроете сами, поглубже вдумавшись... в смысл этих слов, что ваше равенство находится в глубочайшем противоречии с вашей свободой. Одно из двух: или моя свобода состоит в том, чтобы быть похожим на всех, и тогда подлежит ампутации все, что меня отличает, — отрежем человеку ноги, а потом иди, куда хочешь. Либо же моя свобода в праве на отличия от других... Я знаю, что такое равенство двух треугольников. Но не могу себе представить, что значит равен­ство треугольника и яблока. Равенство есть критерий лишь для сравнимых вещей.

И, наконец, братство — вот понятие, которое ставит наиболее запутанные проблемы. Вы зовете братством ваше добродушное безразличие, когда никто по-настоящему не интересуется ни­кем..."

О Сабов А, Антуан де Сент-Экзюпери: Записки о войне //Лит. газ. 1983. 24 авг. СИ.


160_____________________________________________ Как стать гением

Пример к 3-г

О физике П.Н.Лебедеве:

"Физиком он стал вопреки семейным традициям и воле отца. Ему была уготована иная стезя — коммерция... Совершенно особую роль в судьбе Петра Николаевича сыграл знакомый их семьи — инженерный офицер Александр Николаевич Бекнев, воспитанник Кронштадтской электротехнической школы. Однажды он показал 12-летнему мальчику несколько простых опытов по электричеству, которые совершенно того пленили. В 1896 году, отвечая Бекневу на поздравление в связи с присвоением звания приват-доцента, Лебедев писал: "До сих пор во мне жив и памятен тот колоссальный переворот во всем моем миросозерцании, который Вы произвели Вашей электрической машиной из пластины стекла с подушками из офицерских перчаток..."

О Кляус Е.М. Поиски и открытия. М.: Наука, 1986. С98.

Пример к 3-г

О Роберте Вуде:

"Одной из причин, способствовавших его раннему гаргантю-анскому развитию, было то, что в возрасте, когда дети любят играть с игрушками (а он умирал от скуки в школе миссис Уокер, предназначенной для мальчиков и девочек "из хороших семей", и был постоянно одним из последних учеников), ему попала в руки одна из самых мощных и опасных "игрушек", когда-либо в истории бывших в руках ребенка. Она помогла его последующим научным открытиям. Это был огромный завод воздуходувных машин В.Ф. Стэртеванта в Ямайка Плейн, недалеко от Бостона.

Доктор Вуд рассказывает: "Когда мне было около десяти лет, он (Стэртевант, сосед Вудов) взял меня на завод и показал мне все: огромные двигатели Корлисса, литейный цех, токарные станки с ремнями невероятной длины и маховиками, механи­ческие мастерские, столярные цеха — словом, все. Он пред­ставил меня начальникам цехов и приказал им пускать меня в цеха и позволять мне делать все, что я захочу, — только чтобы я не покалечился..."

...Скоро он буквально делал все, что хотел. Литейщики даже научили его, как приготовлять формы для литья, и заливали чугун в те, которые он делал".

О Сибрук В. Роберт Вуд. М.: Наука, 1980. С.15,16.


Игра________________________________________ 161


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: