О системе А.А.Любищева

(к ходу 6-в, с. 166)

1.

В 1974 году издательство "Советская Россия" выпустило не­большую книжку Д.Гранина "Эта странная жизнь". Речь в книж­ке шла о биологе Александре Александровиче Любищеве. С 1916 года (Любищеву тогда было 26 лет) он начал вести ежедневный почасовой учет расходуемого времени. На протяжении 56 лет (Любищев умер в 1972 году) он ежедневно записывал: сколько времени потрачено на основную научную работу, сколько вре­мени — на дополнительную, какие были еще работы, сколько времени потеряно и почему. Каждый месяц составлялась сводка, каждый год подводился годовой баланс. Учитывалось только "чистое" время — без потерь на организацию, пустые заседания, пустые разговоры, ожидание и пр. Точность учета — 10 минут. Следует еще раз подчеркнуть: учет велся ежедневно на протя­жении 56 лет.

Что это дало?

Прежде всего, такой учет выявляет потери времени, делает ясными их причины. Это позволяет значительно повысить ко­эффициент полезного использования времени. Вырабатывается способность с высокой точностью оценивать в часах любую предстоящую работу, скажем подготовку статьи. Это позволяет планировать работу на многие годы вперед. Любищев имел цель и план на всю жизнь (он хотел создать периодическую систему биологических объектов), на пятилетку, на год, на месяц. Учет времени позволяет сравнивать эффективность разных способов

12 Г. Альтшуллер, И. Верткин


354_________________________________________ Как стать гением

выполнения одной и той же работы и ориентироваться в даль­нейшем на более эффективные способы. Из года в год потери времени сокращаются, планирование становится точнее, работа продуктивнее. Последние 20 лет жизни Любшцев работал более продуктивно, чем в молодости.

Наряду с этими прямыми следствиями системы были и следствия вторичные. Если ученый имеет четкую цель и при­учился ценить каждую минуту, он постепенно отходит от суеты во всех ее проявлениях: суеты в карьере, в разработках, в жизни. Вырабатывается умение оценивать чужие работы — видеть ис­тинный труд, заложенный в них; отсюда независимость в суж­дениях. Огромное количество сэкономленного времени позволя­ет получить широкие знания в области философии, истории, литературы, математики и т.д. Система оказывается, таким обра­зом, своеобразным усилителем интеллекта и нравственности.

В книге Гранина обо всем этом говорится подробно. Книгу надо прочитать, в справке ее не перескажешь.

2.

Жалобы на нехватку времени — главные жалобы XX века. Времени не хватает всем — даже бездельникам. Даже тем, кто "забивает" козла или часами подряд смотрит телевизор.

Вместе с тем никто серьезно не учитывает расход времени. О зарплате за прошлый год мы можем сказать с точностью до рубля. Но кто сможет сказать, сколько часов в прошлом году он потратил на творческую работу? на чтение? сколько часов было потеряно и почему? сколько часов "съел" телевизор? дорога?

В 1974 году в АзОИИТ я раздал слушателям второго курса табличку учета времени (см. с. 357). Предупредил, что можно изменять и заполнять таблицу по своему усмотрению, таблица примерная. Попросил вернуть листки через неделю. Прошла неделя — ни один человек не сдал таблицу. Обычно домашние работы сдавали 70—75% слушателей. Я спросил — почему? После долгого молчания один слушатель встал и сказал: стыдно сдавать таблицу...

Несделанное мы оправдываем нехваткой времени. Между тем всегда есть большие резервы времени. Любишев умел использо­вать даже "трамвайное" время: у него всегда был запас книг карманного формата для чтения в дороге. Были книги для командировок и поездок (одно время он много разъезжал).

Впрочем, что говорить о потерянном времени, если, как


Игра________________________________________________________ 355

правило, нет представления о том, что такое полезно потрачен­ное время. Именно этот вопрос вызвал наибольший интерес у слушателей АзОИИТ при обсуждении вопроса о несданных таблицах. Как ни печально, обычно нет ни плана на жизнь и пятилетку, ни ближайших планов на год, на месяц.

Вероятно, самое ценное в системе Любищева в том, что она заставляет осмыслить свою жизнь, наметить систему целей, систему работ.

Система жестока: она заставляет вести правдивый учет. При­писать лишние часы — значит признать свою малую мощность: ушло много времени на небольшую работу — от тупости, что ли? Убавить часы — значит зафиксировать лень или плохую органи­зованность: куда пропало время?..

3.

Я довольно долго придерживался такой системы. Началось это в 9-м классе: стал вести учет прочитанных страниц. Посте­пенно довел план от 100 до 300 страниц в день. Обнаружил, что гоню план по валу: слишком много "легкого" чтения. Перек­лючился на запись часов... и сразу сработала система: пришлось задуматься над тем, что такое "полезное время" и что такое "потери", а этого не скажешь, если не сформулированы цели жизни и нет системы планов.

Очень скоро выяснилось, что система не позволяет ни убав­лять, ни прибавлять время. Надо либо отказаться от системы, признать свою беспомощность (и тогда ни на что нельзя претен­довать), либо начать борьбу с потерями времени... и втянуться в систему. Я вел учет времени (он даже в деталях совпадает с той формой, которой придерживался Любшцев) лет 15 — до 1956г. В том числе — 4,5 года на севере. В хорошие годы выходило по 12—13 часов в сутки, это очень много. На севере в среднем по 7 часов в день — и это было несоизмеримо труднее обычных 12—13 часов. После.этого я не могу с сочувствием слушать разговоры о нехватке времени. Перестал я вести учет, когда увидел, что уже не надо записывать, я просто чувствую движение времени, выработалось такое качество. Знаю, сколько "стоит" та или иная работа. Чувствую полезную загруженность времени, и если она мала — это воспринимается как состояние физического диском­форта.

Система кое в чем и щедра. Она, например, приучает исполь­зовать паузы в любых внешних обстоятельствах, чтобы обдумы-


356_____________________________________________ Как стать гением

вать "дежурные" проблемы. Даже книг не надо носить с собой. И нет ощущения скуки, долго тянущегося ожидания.

4.

Многие видят в ТРИЗ своего рода волшебную палочку: можно без труда получить творческий продукт. Да, ТРИЗ дает зна­чительную экономию времени — за счет отказа от пустых проб, сильной организации мышления, сконденсированной инфор­мации. Но ТРИЗ — не волшебная палочка. Скорее — авто­мобиль, самолет: гарантирована скорость больше, чем у пешехо­да, но а) надо уметь ездить-летать и б) надо быть в форме, нельзя терять навыков.

Система Любищева формально стыкуется и с творчеством путем проб и ошибок, система может увеличить число проб в сутки. Однако дело не в количестве, а в качестве проб, поэтому при работе перебором вариантов важно не столько время, сколь­ко удача, счастливая внешняя подсказка. Другое дело ТРИЗ: каждая операция — независимо от того, дает ли она конечный ответ, — проясняет проблему, дает движение вперед. Поэтому при работе по ТРИЗ количество затраченного времени резко ска­зывается на качестве продукции. Это хорошо видно, когда сопо­ставляешь беглое и небеглое решение задачи методом проб и ошибок и такие же два типа решений по ТРИЗ.

Система Любищева при регулярном применении ТРИЗ — просто необходимость.

5.

На занятиях надо рассказать о Любищеве и его системе, привести примеры из книжки Гранина. Далее раздать таблицу по учету расхода времени. Не имеет значения — сдадут или не сдадут слушатели заполненную таблицу. Для начала важно, что­бы увидели проблему и задумались.


Игра


_________________________________ 357

Учет времени

Ничто не заполнит пустоту потерянного дня


  Дни недели 1234567 1234567
1. Основная творческая работа  
2. Вспомогательная творческая работа  
3. Чтение НТЛ  
4. Чтение художественной литературы: вообще научно-фантастической  
5. Газеты, последние известия  
6.  
Потери времени
1. На работе  
2. Передвижение  
3. Телевизор  
4. Разговоры  
Названия прочитанных книг:
 

358 Как стать гением

Приложение 2

Чекоторые причины неприятия новшеств

(к ходу 30-а, с.221)

Ход 30-в: получены первые результаты по цели-1, следует попытка внедрения обращением вверх по обычным каналам (то естЬ к специалистам). Ответ внешних обстоятельств (ход 30-а): отказ, равнодушие, волокита.

Мы попытались выявить некоторые объективные, наиболее часто встречающиеся причины такого отношения к новшествам.

1. Плохое, нехудожественное, непопулярное изложение ма­териала не дает возможности специалистам понять суть предла­гаемого новшества.

Примеры

1.1. В 1829 году Николай Иванович Лобачевский опублико­
вал мемуар "О началах геометрии":

"Мемуар был изложен чрезвычайно сжато, конспективно, поэтому понять сущность новых идей было нелегко. И сочи­нение не только не нашло признания, но было встречено с нескрываемой иронией. Пример тому — отзыв академика Остро­градского: "Автор, по-видимому, задался целью написать таким образом, чтобы его нельзя было понять. Он достиг этой цели: большая часть книги осталась столь же неизвестной для меня, как если бы я никогда не увидел ее..."

d Глухов АХ Книги, пронизывающие века. М.: Книга, 1975. С.85.

1.2. Об Эваристе Галуа:

"Наконец он решился послать в Академию рукопись, где сформулировал результаты своих исследований. И рукопись, содержащая несколько величайших математических теорий века, была безвозвратно потеряна членом Академии О.Коши...

Бол'ее полно свою теорию математик изложил в работе,


Игра________________________________________________________ 359

которую представил на ежегодный конкурс на премию Ака­демии. Это кажется неправдоподобным, но рукопись.. снова потеряли! Выяснилось, что секретарь Академии умер, в бумагах у него ничего не оказалось. Новый секретарь Ф.Араго настоя­тельно рекомендовал Галуа переписать работу. Эварист сог­ласился. В январе 1831 года он в третий и последний раз посылает краткое изложение своей теории "Об условиях разрешимости уравнений в радикалах"...

Работу не поняли... В отзыве Пуассона прямо говорилось: "Мы приложили все усилия, чтобы понять доказательства мсье Галуа. Его рассуждения недостаточно ясны, недостаточно раз­вернуты и не дают возможности судить, насколько они точны. Мы не в состоянии дать даже в этом отзыве наше мнение о его работах".

□ Там же. С.77-79.

1.3. В середине 1687 года вышла в свет книга Исаака Ньютона
"Математические начала натуральной философии". В ней впер­
вые был сформулирован закон всемирного тяготения. Любопыт­
на реакция ученых на этот труд:

"...На континенте "Начала" встретили, мягко говоря, сдержан­но. Ученые выискивали уязвимые места книги. Ньютона обви­няли в том, что он вводит непостижимые свойства материи, говорит о возможности действия на расстоянии, мало места отводит богу... Неприязнь вызывала сама форма изложения закона всемирного тяготения. Даже Гюйгенс не понимал "Начал" — их построения, стиля, метода..." О Там же. С.72.

1.4. "...Заглавия сплошь да рядом определяют судьбу книги
или статьи. Немецкий физик Юлиус Роберт Майер (1814—1878)
грубо просчитался, когда своей эпохальной работе о законе
превращения и сохранения энергии дал туманное и расплывча­
тое название "Размышления о силах неодушевленной природы".
Майер отправил ее в "Анналы физики" Поггендорфу, но редак­
тор, обманутый метафизическим характером заглавия, отложил
статью в сторону и скоро о ней забыл.

Ученые полагают, что, если бы Майер иначе назвал свою работу (притом изложил свое открытие в более ясной и доступ­ной форме), она сразу бы заинтересовала Поггендорфа и была напечатана гораздо раньше...


360_____________________________________________ Как стать гением

...Физик Герц жаловался: "Я без конца переписываю написан­ное, чтобы убедиться, что оно читается не так тяжело, как написано... Я не могу изменить своей литературной манеры, но при писании я часто думаю, что она отнимает всякую привлека­тельность у предмета... Перед духовным глазом он так прост и ясен, а в написанном виде выглядит чем-то вымученным..."

...Счастье автора, если его работу прочитает внимательный и дальновидный друг. Получив от молодого Гельмгольца статью о скорости распространения нервного возбуждения, Дюбуа Рей-мон ему писал: 'Твоя работа — я это говорю с гордостью и горечью — здесь в Берлине понята и оценена только мною. Ты изложил сущность дела (не обижайся на меня) так непоследова­тельно и туманно, что твоя работа может лишь служить пособием к разгадке метода исследования". 29-летний Гельмгольц учел замечания более опытного товарища и стал кропотливо отделы­вать все, что выходило из-под его пера".

□ Рисе О.В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С.55-57.

2. Полученные ТЛ результаты противоречат общепринятым научным воззрениям (примеры: Земмельвейс, Бомбар). Сог­ласиться с этими результатами, принять их — означает для специалиста вступить в конфликт с общественным' мнением, признать, что и его — лично его! — старые знания ошибочны.

Пример

2.1. "В 1628 году во Франкфурте-на-Майне вышел трактат Вильяма Гарвея на латинском языке "Анатомическое исследо­вание о движении сердца и крови у животных"... Парижский университет объявил учение Гарвея ересью. Профессор этого университета, врач Марии Медичи Риолан, слывший в то время "королем анатомов", возглавил травлю Гарвея. Он называл его идеи ложными, бессмысленными и вредными.

В выражениях он не стеснялся. "Ныне всякая шушера лезет с открытиями", — с откровенной грубостью писал этот про­фессор. И продолжал: "От начала века кровь не обращалась, не обращается и никогда не будет обращаться!"

d Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. М.: Книга, 1975. С.62-63.


Игра________________________________________________________ 36!

3. Результаты, полученные ТЛ, не противоречат современ­ным научным воззрениям, но признанию их мешает уязвленное самолюбие специалистов; изобретенные новшества, полученные открытия они воспринимают как подрыв своего престижа. Спе­циалисты не желают даже знакомиться с новыми результатами, читать отчеты и статьи. Их позиция — в лучшем случае — такова: "Открыл? Ну и применяй сам. От нас-то тебе чего надо?"

Примеры

3.1. "На пути всякой новой идеи, — считает Оствальд, — встает ожесточенный противник — опытный специалист. Его знание накоплено по крупицам, ценою собственных ошибок и неудач, а не из "третьих рук". В этом сила специалиста, но в этом и его слабость. Чем глубже он погружен в изучение "своего", тем беспомощнее становится перед лицом принципиально нового, тем ревнивее и враждебнее встречает любую идею, которая грозит превзойти и обесценить его собственную...

Нередки случаи, когда ученый находит в себе силы встать выше уязвленного самолюбия и поддержать истину. Но куда чаще объявляется война новой идее и ее автору.

Вначале применяется тактика замалчивания. Чем смелее но­вая идея, тем упорнее игнорирует ее косная научная среда и тем позже приходит официальное признание. Когда Якоб Берцелиус обнаружил закономерность отношений между атомными весами элементов, ему пришлось ждать десять лет, пока его открытие получило признание. Если замалчивать открытие по какой-либо причине невозможно, используется другая тактика — яростная критика. Зачастую возникает своего рода "союз", где объединен­ными усилиями стараются опорочить новшество.

После того как идея завоевала все же признание, начинается третья фаза противоборства: признается истинность идеи, но отрицается ее новизна. С точки зрения интересов науки ситуация становится не столь драматичной, однако автору новой идеи, иронизирует Оствальд, благоразумнее всего вовремя умереть: в этом случае коллеги более уступчивы в вопросах приоритета...

...Один известный нейробиолог отказался знакомиться с дан­ными, которые представил ему другой ученый: "Все равно я не поверю вашим результатам". Нередко ученые, даже не позна­комившись с новыми идеями, утверждают, что это "абсурдно", "химера", "вздор".


362_____________________________________________ Как стать гением

Другой тип аргументации против нового и необычного выг­лядит так: "Если такой квалифицированный ученый, как я, используя свою методику, не смог подтвердить эти результаты, значит, они не могут быть истинными". Эти слова в самом деле были сказаны одним крупным ученым; другие выражаются более скромно, но рассуждают так же.

Зачастую злобная критика и неприятие чужих идей, утверж­дает Унгар, вызваны подозрительной ревностью: "Если бы это было верно, я бы первый до этого додумался". "Комплекс зеле­ного винограда" проявляется обычно у тех, кто сам пытался решить данную проблему, но не смог. Такие люди оспаривают и во всяком случае выражают сомнение в том, что кто-то другой правильно решил задачу, которая им оказалась не по плечу".

D Лук А.Н. Сопротивление новому в науке // Вопр. истории естествознания и техники. 1981. N3. С. 128— 133.

3.2. "Рабочих-новаторов беспокоит позиция многих НИИ, куда Госкомизобретений отсылает для оценки наши заявки.

Эти институты, видя в разработках новаторов подрыв своего престижа, не признают их ценности, не дают "добро" на внед­рение.

Известная в нашей стране и в Европе фреза ленинградского станочника М.Зайцева тормозилась шесть лет. Когда выпустили первую партию этих фрез, экономический эффект за год сос­тавил 6 миллионов рублей. Посчитайте, сколько мы потеряли, пока не внедряли, — 36 миллионов!"

О Данилов В. Надежда новатора // Лит. газ. 1985. 1 янв. С. 2.

4. Тема, разработанная ТЛ, не запланирована, потому что
острой потребности в ней сегодня еще нет. Естественно, что нет
и специалистов по этой теме (разработчик-одиночка — един­
ственный специалист: примеры — К.Э.Циолковский, Ю.Холо-
пов).

5. Актуальность темы специалистам ясна, но эта тема... из
другого ведомства. Типовое отношение к новатору: "Не лезь не
в свое дело; есть специальные НИИ, которые этим занимаются...
А ты почему не на своем рабочем месте?! Ты должен детали


Игра________________________________________________________ 363

обтачивать, ну и иди..." Ведомственный подход может проявлять­ся и при согласии специалистов на внедрение: из-за системности техники требуется перестройка ряда смежных областей; идея хорошая, но нужно новое оборудование (нужны новые мате­риалы) — кто все это будет делать?

Пример

5.1. О расправе, учиненной директором ПО "Вибратор" В.И.Сивченко, разогнавшим лабораторию изобретателя Н.Ва­сильева:

"Разоткровенничавшись, директор "Вибратора" уточняет свою позицию: "Я государством призван соблюдать ведомствен­ные интересы, для меня, руководителя, дорога выгода вверенно­го мне предприятия... Лаборатория из КБ при заводе прев­ратилась как бы в независимый НИИ — берет заказы со стороны, выступает с инициативными работами, не соответствующими профилю предприятия... Вот и выходит: коллектив Васильева, как творческий, давно бесплоден с точки зрения нашей фирмы".

И тут журналист говорит то, что сам я, может быть, и не сказал бы Владимиру Ильичу Сивченко из скромности: "Но есть ведь интересы государства! Васильев' — изобретатель, и, значит, ну­жен стране. Его творения — общее достояние!"'

Ответ директора полон сарказма:

"Согласен. Голосую за это... Если ваша редакция настаивает, то готовы этот коллектив с годовым расходом зарплаты в 30 тысяч рублей передать вам на баланс. Возьмете?.."

Ну где был директор со своим остроумием раньше? Почему не поместил в том же "Ленинградском рабочем" такое, положим, объявление: "Желающему передам на баланс коллектив, дающий на рубль зарплаты 23,3 рубля народнохозяйственного эффекта. Нам он не нужен. Обращаться в ПО "Вибратор".

(Для справки: лаборатория Васильева состояла из 11 человек. За 25 лет существования эффект от внедрения разработок со­ставил 18 миллионов рублей.)

О Данилов Б. Разгон // Лит. газ. 1987. 4 февр. СИ.

6. Некомпетентность специалистов: неинформированность о последних достижениях науки и техники — не только в чужих областях, но и в своей собственной. Специалисты повышают эффективность в своей области за счет наращивания сложности,


364_______________________________.___________ Как стать гением

дороговизны, точности, применения мощного математического аппарата, ЭВМ.

Примеры

6.1. Более тридцати лет известна теория А-В.Дьякова, позво­
ляющая делать точные метеопрогнозы. Но специалисты пред­
почитают идти проторенными путями. Из беседы с директором
Гидрометцентра СССР А.Васильевым:

— В мире сейчас действуют около десяти тысяч станций,
семь тысяч морских судов, три тысячи самолетов, специальные
спутники. Национальные, региональные и мировые метеоро­
логические центры образуют глобальную систему обработки
данных.

— Вы лично довольны состоянием научного прогнозиро­
вания?

— Конечно, нет. Прогнозы еще не в полной мере отвечают
запросам практики. Одна из причин — слабая сеть наблюдений.
Из пустынь, океанов, труднодоступных районов сведений вооб­
ще не поступает.

— Здесь, по-видимому, не обойтись без привлечения
более мощных ЭВМ?

— Разумеется. Мы ждем от нашей промышленности ЭВМ
со скоростью один миллиард операций в секунду. Назрел также
вопрос совершенствования рабочего места синоптика. Сейчас во
всем мире на арену выходят персональные компьютеры и сре­
дства видеотерминального отображения информации. В Гидро­
метцентре уже начаты работы по созданию подобных мест синоп­
тика, но не хватает техники. Дело — за промышленностью.

О Прогноз подводит? // Правда. 1987. 6 июля.

6.2. Использование резонансных явлений позволило советс­
ким исследователям создать новый тип машин, которые не
нашли применения в промышленности. Вот одна из причин:

"Да что там говорить о внедрении авторезонансных устано­вок, если сотни и тысячи специалистов промышленности о них просто не знали. В позапрошлом году большую статью о технике такого рода напечатал журнал "Наука и жизнь". Статья была адресована так называемому "массовому читателю". Ведь явле­нию авторезонанса и техническим устройствам на его основе посвящены книги, многочисленные публикации в отраслевых и


Игра________________________________________________________ 365

академических научных журналах И чго же? Редакция получила сотни запросов различных организаций о работах ИМАШа Сотрудники НИИ, КБ, НПО, в том числе институтов ВНИИал-маз, ВНИИторгмаш, ВНИИполиграфмаш, ВНИИнефтемаш, ГОИ, ПКТИкузробот, ВНИИлтекмаш и многих других, судя по полученным откликам, ничего не знали об этих работах".

О Петров Н. Приручение резонанса // Правда. 1987. 16 июня.


366_____________________________________________ Как стать гением

Приложение 3

Размышления о "порче" школы

(к ходу 65-а, с. 300)

...Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Ис­кариот, пошел к первосвященникам и сказал: что Вы дадите мне, и я Вам предам Его? Они предложили трид­цать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его...

Евангелие от Матфея, 26.

"Порча" школы — явление сложное, многоаспектное. За­писанное семью пунктами в ЖСТЛ-2 (там это был ход 40-а), оно уже тогда выделялось из общего ряда сравнительно более прос­тых ходов. При подготовке третьего варианта Стратегии вы­явились некоторые дополнительные нюансы этого хода. Поэтому мы решили рассмотреть "порчу" школы отдельно.

Этот материал, на наш взгляд, представляет интерес даже в отрыве от комплекса Стратегии. Написано множество биогра­фий организаторов школ. Есть работы, посвященные выда­ющимся ученикам. Совсем мало публикаций о специфике орга­низаторской деятельности Творческой Личности, причем, как правило, описание не идет дальше курьезов, забавных случаев и чудачеств. Что же касается распада школ, то момент этот, как отрицательный, лишь вскользь упоминается историографами. Если вообще упоминается. Об анализе и говорить нечего — его попросту нет.

Может возникнуть вопрос: откуда появились общие принци­пы, изложенные в "размышлениях"? Мы исходили, в основном, из обобщенного опыта организации школ ТРИЗ.

У такого подхода есть отрицательная сторона: выявленные принципы в некоторой степени субъективны. Мы не беремся гарантировать их стопроцентную повторяемость при распаде политических, художественных, более того — даже при распаде других научных и технических школ. Но есть в этом подходе и


Игра________________________________________________________ 367

положительные стороны. Во-первых, большая достоверность примеров. Во-вторых, взгляд "изнутри" позволяет обнаружить тонкие механизмы событий, что трудно сделать, не зная деталей. Что же до субъективности, то распад школ — явление органи­зационное, от сделанных школой открытий зависящее, возмож­но, не очень сильно. Конечно, в "порче" каждой школы обяза­тельно присутствует элемент индивидуальной неповторимости, обусловленный конкретным составом участников, временем и местом действия. Но в целом это явление объективное. Следо­вательно, вскрытые принципы (причины и формы) "порчи" также должны быть объективными.

Новое манит надеждой на достижение больших личных це­лей. Для одного — это тяга к приключениям, для другого — надежда на крупный выигрыш, для третьего — удовлетворение своего тщеславия, для четвертого — проявление альтруизма и т.д. Словом, каждый человек в новом деле видит то, что он хочет видеть; то, к чему он воспитан стремиться. Поэтому участие в новой школе притягательно.

Однако движение к непризнанным целям всегда сопровож­дается повышенным сопротивлением внешней среды и необ­ходимостью большой самоотдачи. Трудно выдерживать такой ритм длительное время. Отсюда — объективная неизбежность "порчи" школы.

С течением времени школа крепнет, учение, которое она отстаивает и развивает, получает все большее признание, со­противление ослабевает, быть членом школы становится почетно и даже выгодно. Участие в школе начинает привлекать совсем иных людей: ищущих не приключений с неизвестным окон­чанием, а стабильного заработка. Темы исследований становятся локальными — более конкретными, менее "вселенскими".

Постепенно затухает и процесс "порчи": в школе появляется штатная администрация, штатные работники, — становится воз­можным уволить "отколовшихся" учеников (это немыслимо при работе на общественных началах: нельзя "отлучить" человека от его хобби). Однако и отсутствие "порчи" — тревожный симптом: без Христа нет Иуды, но и без Иуды нет Христа...


368_____________________________________________ Как стать гением

Несколько подробнее о причинах "порчи":

1. Отсутствие материальной оплаты на ранней стадии дости­
жения цели. Основные, принципиальные результаты уже полу­
чены, но еще не признаны обществом, поэтому приходится
работать на общественных (точнее — на личных) началах.

2. Участники школы — люди, обремененные семьями, житей­
скими проблемами. Они не всегда вольны в своих поступках,
порой сложившиеся обстоятельства решают за них.

3. Два предыдущих фактора заставляют человека заниматься
достижением ДЦ в "свободное от основной работы время". А
эффективное продвижение к ДЦ возможно лишь в случае боль­
ших затрат времени и энергии. Это третья причина — большая
доза "вкалывания" (сверхнорма).
Причем часто приходится вы­
полнять черновую работу, неинтересную, утомительную, но не­
обходимую. Много времени и сил отнимает подготовительный
период, когда идет сбор информационного фонда. Проработка
литературы сопровождается лишь выделением новых "информа­
ционных карточек", — а новой творческой продукции нет. Во­
обще, творческая работа над ДЦ — это всегда работа без га­
рантированного успеха (а тем более — без гарантированного
внедрения даже в случае успеха).

4. Тяжелые условия труда приводят к тому, что учеников в
школу набирают без конкурсного "вступительного экзамена". Не
по принципу "кто больше подходит", не из тех, у кого есть
нужный потенциал знаний, культуры, возможностей, способнос­
тей работать, а из добровольцев, согласившихся "вкалывать"
практически даром. Необходимые вклады труда и, как следствие,
новая творческая продукция — лучшие критерии, которые со
временем сами рассортируют вновь прибывших. А это значит,
что в школу открыт доступ и для случайных людей, которые легко
могут отойти от дела или даже стать его врагами.

5. Одной из важнейших характеристик превращения человека
в творческую личность является рост стимулов творчества. Рас­
кол школы (а затем и движения) часто вызывается тем, что,
усваивая знания нового учения, ученики теряют накопленный ТЛ
"стимульный потенциал".
Отсюда логика единственно верного
здесь, на наш взгляд, упреждающего хода: знания необходимо
давать совместно с философией знания; нельзя давать знания в
отрыве от целей их применения, от стимулов их поиска (см. ход
54-г).

6. Отсутствие высоких стимулов творчества приводит к тому,


Игра________________________________________________________ 369

что в достижении ДЦ человек ориентируется, прежде всего, на внедрение результатов, а не на надсистемные переходы от цели-1 к цели-2 и к цели-3. Логика же развития цели заставляет пере­ходить ко все более еретичным проблемам. А это значит, что натиск внешних обстоятельств — при непрерывном творческом процессе — не ослабевает, а крепнет.

7. ТЛ начинает создавать школу не в начале пути к цели, а когда какая-то часть его уже пройдена: первые (подчас основные) результаты получены, сконструирована главная концепция, оп­ределяющая направление исследований на многие годы вперед. Ученикам и сподвижникам остается лишь идти по предсказан­ному пути (а то и просто применять знания, добытые ТЛ, или заниматься их пропагандой).

Естественно, что это вызывает сильное внутреннее "расхо­лаживание": своеобразный комплекс последователя. "Расхолажи­вание" исчезает, как только участники школы сами становятся творческими личностями, первооткрывателями. Пусть в рамках и не столь масштабной цели, но все же первооткрывателями. Отсюда задача организатору школы: необходимо найти для каж­дого участника область, в которой тот мог бы стать "моно­полистом-первооткрывателем" (или подтолкнуть его самого к поиску такой области).

"Порча" — процесс, совершаемый не абстрактными внеш­ними обстоятельствами, а участниками школы, непосредствен­ными последователями и продолжателями дела ТЛ, людьми, обученными и воспитанными Творческой Личностью. Процесс постыдный, ибо по сути это предательство. Вполне естественно, что каждый из предавших, желая выглядеть порядочным чело­веком в собственных глазах, объясняет свое предательство объек­тивными необоримыми причинами. Либо — что даже чаще — винит Творческую Личность, "не создавшую должных условий". Главных пунктов "обвинений" против ТЛ два: 1. 'ТЛ монополизирует право разработки (и публикации) новых материалов. Нет свободы творчества". Это обвинение объясняется желанием сырые, недоработанные, «еапробированные полуфаб­рикаты выдать за окончательно готовые работы. И естественным недовольством, когда это не проходит. Под "свободой творчест­ва" при этом понимают свободу "гнать" неконтролируемую хал-


370_____________________________________________ Как стать гением

туру. Такой "свободы" в школах действительно не должно быть. 2. "ТЛ игнорирует бытовую сторону жизни участников школы".

Это обвинение объясняется желанием получить скидку на отсут­ствие творческих результатов за счет бытовых трудностей.

(Здесь можно привести такую аналогию. Альпинист жалуется: "Холодно, денег не было на теплую одежду, устал на работе, жена дома больная одна с детьми осталась, начальник на службе "прижимает", настроение паршивое... И вообще, я боюсь высоты — не могу подняться на вершину. Но, пожалуйста, засчитайте мне подъем..." Можно понять такого человека, посочувствовать ему, если есть возможность — помочь. Но нельзя засчитывать несовершенное восхождение. Еще более странно выглядит такая просьба, обращенная к ТЛ: ведь полученные (или не получен­ные) достижения "засчитывает" не ТЛ, а время.)

Мы не претендуем на вскрытие всех механизмов "порчи" школы. Речь, вероятно, должна идти лишь о некоторых, возмож­но, взаимопересекающихся формах проявления "порчи".

1) Число лет, проведенных при школе (со времени первого
знакомства с новым учением), отождествляется с творческой
работой. Вместо научных достижений, открытий, проведенных
исследований засчитывают себе в заслуги членский стаж. Отсюда
и недовольство отсутствием "стажных" почестей; неудовлетво­
ренные претензии разочаровывают в ДЦ, в школе, в ТЛ.

2) Перенос со службы на творческую работу критериев отно­
шения к работе: ожидание поденного вознаграждения. Пусть
небольшого, но стабильного и — главное — мгновенного дохода.
Творческий труд не похож на обычную службу. Приходится
годами трудиться крайне интенсивно, много раз переделывая и
переписывая одну и ту же работу, доводя ее до "печатного
состояния", повторяя и перепроверяя одни и те же опыты и
вычисления, чтобы уточнить результаты. А "навар" за труды
крайне незначителен, зачастую он отдален и совершенно не
регулярен.

3) Проведение серьезных исследований связано со сбором и
анализом больших информационных массивов. Это тяжелая
работа. Гораздо легче — занятия "филологическими играми":
придумывание новых названий, формулировок, терминов. Путь
этот легкий, но ведет он лишь к псевдопродукции: старые


Игра_________________________________________________ 371

формулировки выжаты из больших объемов информации, новые взяты с потолка ("мне кажется, что...").

4) Проникновение в школу посторонних людей (не учени­
ков, не сподвижников, даже не сочувствующих) — безразличных
к достойным целям, но желающих стать "управителями". Они
подменяют развитие Дела псевдоорганизационной суетой, кото­
рая отвлекает силы, мешает движению вперед. Такие люди
заняты поисками противоречий между участниками школы,
плетением интриг, организацией раскола.

5) Проникновение дураков. Здесь два главных момента: а) по
любому участнику школы судят обо всей школе, поэтому дурак
компрометирует не себя, но движение к ДЦ; б) дурак — даже из
благих побуждений — может принести больше вреда, чем самый
подлый из иуд. Методов борьбы с дураками человечество пока
не придумало (их действия непредсказуемы...). Не разработаны
и методы исправления дураков (в отличие от насморка эта
болезнь неизлечима). Поэтому единственная надежда на раннюю
диагностику.

6) Отпугивает необходимость участвовать в борьбе за внед­
рение. Боязнь борьбы, как правило, облекается в нейтральные
формулировки, типа: "все равно это не поможет", "не хочу никого
обижать", "получается, что все кругом дураки, а это неправильно"
и т.п.

7) Предательство по "идеологическим" мотивам: участник
школы, открыв небольшое дополнение к известным материалам,
претендует на признание "глобальных заслуг" (причем, как пра­
вило, без качественной проверки нового дополнения). Объявляет
себя автором всего комплекса материалов, которые он пытался
усовершенствовать. Либо противопоставляет свое дополнение
всей проделанной без него и до него работе. Если эту работу
оценить в сто процентов, то предполагаемое дополнение (даже
будучи абсолютно верным) займет лишь сотую или даже тысяч­
ную долю процента. Поэтому, чтобы выпятить личные дости­
жения, вся предыдущая теория, созданная ТЛ, замалчивается или
искажается.

8) С признанием нового учения растет число срочных заказов
на чтение лекций, составление учебных пособий, создание книг
и пр. Выполнение всех заказов возможно только за счет сни­
жения качества работы. Спешка неизбежно приводит к халтуре;
халтура — к деградации личности исследователя. Годами лекции
читаются по одним и тем же планам с использованием одних и


372_____________________________________________ Как стать гением

тех же примеров; нет времени на отшлифовку текстов книг, на углубленную разработку пособий и вообще на добросовестные исследования.

9) Появление конъюнктурщиков ("честных купцов"). Они
игнорируют развитие теории, не принимают появляющихся нов­
шеств, поскольку для продажи обществу уже есть достаточно
материала ("Зачем развивать теорию, когда столько напридума­
но, что всю жизнь можно эксплуатировать?.."). "Купцы" не
тормозят исследований, но и не дают научной отдачи школе. Они
занимаются продажей полученных (разумеется, бесплатно) зна­
ний. Происходит превращение чужих разработок в свою кор­
мушку.

Такие ученики, однако, приносят больше пользы, чем вреда: в той или иной степени искажая идеологию цели, они все же информируют общественность о существовании ДЦ, а это не так уж мало.

10) Постоянное развитие теории обязывает участников шко­
лы все время переучиваться. В школу же часто приходят с иной
установкой: "Вот выучусь и стану корифеем". Нежелание пере­
учиваться приводит к неизбежному отставанию. Выражается это
в ругани новых разработок, в утверждении того, что старые
материалы были более простыми и понятными.

11) Неприятие участниками школы надсистемной цели (ДЦ-
2 и ДЦ-3): а) по "близорукости", из-за непонимания её"важности,
б) из опасений, что разработка ДЦ-2 трудно совместима с
разработкой и внедрением ДЦ-1 (отвлекает силы и время
лучших разработчиков), в) боязнь того, что из-за движения к
ДЦ-2 (или к ДЦ-3) ВО запретят, разработки и по ДЦ-1 ("нас
закроют!").

12) Часть учеников, как правило наименее образованных и
культурных и наименее связанных с работой по достижению ДЦ,
ищет пути примирения с ВО. Причину отрицательного отно­
шения внешних обстоятельств к Делу они усматривают в участии
в нем... Творческой Личности. В плохом характере ТЛ, в неу­
мении "найти общий язык", в "не том" происхождении и в других
сугубо личностных качествах. Выдвигаемая формула прими­
рения с ВО выглядит так: "Дело, но без ТЛ" (теория относитель­
ности, но без Эйнштейна).

13) Один из эффективнейших способов борьбы с ТЛ —
доносы в органы охраны правопорядка. Мы выделили четыре
основных причины использования доносов: а) личная неприязнь


Игра________________________________________________________ 373

(Творческую Личность оценивают не по количеству и качеству творческой продукции, а по манере поведения, чертам лица, произношению, костюму и пр.), б) желание устранить ТЛ и ближайшее окружение ТЛ, чтобы приписать себе результаты работы всей школы, в) несогласие с теоретическими и практи­ческими выводами из работы ТЛ и школы, г) осуждение действи­тельных нарушений школой некоторых законов ВО, например, при размножении материалов, разработке "запретных" тем и пр.

Этот раздел мы хотели завершить продолжением историчес­кой справки, приведенной в эпиграфе:

...Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников перво­священникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился...

Евангелие от Матфея, 27.

Но, подумав, решили, что это будет несправедливо по отно­шению к Иуде' Искариоту. Угрызения совести, раскаяние — сегодня это, в основном, лишь евангельские предания — и только. Современный иуда не возвращает сребреники и тем более не кончает жизнь самоубийством. Во всяком случае, в проработанной нами обширной литературе к в практике школ ТРИЗ мы не встретили подобных примеров. Современный иуда умеет самооправдываться. Свершившийся акт предательства он объясняет интересами Дела и своим радением за него. А полу­ченные сребреники иуда, как человек жизнелюбивый, умеет потратить со вкусом.

Целесообразно ли создавать и развивать школу?

Как уже было сказано, организационная деятельность требует большого и напряженного труда длительное время. Замедляются темпы продвижения к системе достойных целей. А в результате — процесс "порчи". Нужно ли тратить силы на создание того, что закономерно должно развалиться?


374_____________________________________________ Как стать гением

На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Ибо, если главная задача для ТЛ — достижение ДЦ, школа не нужна и даже вредна. Если же главное — дать долгую жизнь найденным результатам, добиться максимально широкого и неискаженного внедрения на большой временной дистанции, т.е. успешно "сыг­рать" в постэндшпиле, то создание школы — необходимость.

Цель этого материала — предупредить о неизбежности "пор­чи" и исследовать ее возможные формы. Более глубокая цель исследования, — которую еще предстоит раскрыть в последу­ющих модификациях ЖСТЛ, — найти способы борьбы с "пор­чей", пути ее недопущения.

Из практической работы школ ТРИЗ кое-что уже известно и даже опробовано в течение 18—20 лет. Например, построение "надежной системы из ненадежных элементов". Об использо­вании этого принципа с конца 60-х — начала 70-х годов писал Г.САльтшуллер в материале "Общественная лаборатория теории изобретательства" (ОЛТИ) от 3 сентября 1979 года. Приведем небольшой отрывок из этого материала:

"Сотрудничество в ОЛТИ не дает никаких прав и льгот и в то же время требует большой и серьезной работы. В этих условиях неизбежен "естественный отбор": если работаешь — значит, сотрудник ОЛТИ. Неизбежна и "текучесть кадров": даже тот, кто показал, что умеет работать, и действительно работал, выдер­живает недолго — год, два, три... Одни приходят к выводу, что целесообразнее прилагать дополнительные усилия к работе по службе, другие начинают заниматься диссертациями, третьи просто устают и уступают настояниям жен "не трать попусту время"... Реально лабораторию можно строить только как надеж­ную систему из ненадежных элементов. Планируется долгосроч­ная тема (например, применение физэффектов), кто-то начинает что-то делать... и выдыхается. Тему продолжает другой. И т.д. Надо сразу и со всей определенностью сказать, что, если человек проработал какое-то время и что-то сделал — это замечательно. Уйти из ОЛТИ — не криминал. Жизненные обстоятельства перемалывают благие намерения. Но то, что сделано, — то сделано. Надо быть благодарным за любую проделанную работу.

В ЦС ВОИР (ОЛТИ первоначально было создано при ЦС ВОИР. — Прим. авт.) специально рассматривался вопрос о


Игра________________________________________________ 375

"текучести кадров". Мне было предъявлено обвинение в неу­мении работать с людьми, были сказаны соответствующие слова о плохом характере и т.д. Но удалось убедить ЦС, что РЕАЛЬНО работу можно строить только так. Жизнь показала, что "теку­честь" — вещь неизбежная при активной работе на общественных началах и что в "текучести" есть свои преимущества: ветераны, имеющие заслуги, но переставшие энергично работать, отходят в сторону, быстро выдвигаются новые сотрудники, приносящие новые знания, новые подходы.

Все верно: на войне как на войне. Но по-человечески порой бывает нелегко принимать те или иные конкретные решения. В 1976 году Ю.Горин, отлично работавший в ОЛТИ в 1972—1975 годах, занялся диссертацией. Было очень нелегко забрать у Ю.Горина, которого я глубоко уважаю, темы и материалы и передать их в Обнинск В.Ефимову, который всего лишь за несколько месяцев до этого вошел в ТРИЗ. Ефимов великолепно проработал год, но потом начальство приметило его, выдви­нуло... и все! Полтора года работы нет. И снова надо что-то решать... Альтернативы нет. Или быстрое продвижение вперед на основе "эстафетного механизма", или... второго "или" нет. Правда, постепенно появляются люди, способные постоянно и эффективно работать при любых условиях. Люди, которые смот­рят на ТРИЗ как на ГЛАВНУЮ свою профессию. Но из десяти слушателей получается один преподаватель, из десяти препода­вателей — один разработчик, из десяти разработчиков — один профессионал. Поэтому и ho сей день работа ОЛТИ строится на "эстафете разработчиков". Переход к профессионалам — это еще программа на завтра".

"Эстафета" — очень сильный механизм. Не исключающий "порчу", но использующий ее положительные стороны и ком­пенсирующий отрицательные. Естественно, возникают вопросы:

1. Существуют ли другие аналогичные приемы (принципы,
механизмы)?

2. Существуют ли приемы, вообще исключающие "порчу"?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно продолжить исследо­
вание.


376 t________________________________________________________________ Как стать гением

Приложение 4

Перечень ходов ЖСТЛ

Ход Страница

ДЕБЮТ Часть 1

1 □ ■ 154

Плохое начальное образование — Творческое самообразование

2 □ ■ 156

Тяжелые жизненные условия, "Чучело" — Информация о ДЦ

3 □ ■ 158

ВО навязывают свои цели — Встреча с "чудом"

4 □ ■ 162

Недопущение до информации — Поиск независимой цели

ВНИМАНИЕ

5 □ ■ 164
Высмеивание — Поиск цели, доступной для одиночки

6 □ ■ 166

Стандартное специальное образование — Самообразование

7 ■ □ 170
Пугает масштабность — Выбор ДЦ-1

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-1

8 □ ■ 172

Пугает долгий путь к ДЦ-1 — Составление программы

Часть 2

9 □ ■ 175

Человека превращают в зрителя — Самовоспитание

ЮПИ 179 Человека превращают в псевдодеятеля — Игнорирование


Игра________________________________________________________ 377

11DI 180 Человека превращают в профессионального спортивного

деятеля — Занятия физкультурой РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ

12 □ ■ 182
Воспитание потребительских идеалов — Отказ от

сверхзаработка

13 □■ 184

Придание общей цели значения "великой" — Выработка морального кодекса

14 D ■ 186

Плохое обслуживание — Снижение потребностей

15 □ ■ 188
Женщины — Поиск "Склодовской"

ВНИМАНИЕ

16 □ ■ 189

Одиночество — 1-я смена стимулов: работа ради работы

17 □■ 191
"Спасительный голос родных и близких" — Замена

окружения

18 □ ■ 193

Нет денег — Использование свободной профессии

МИТТЕЛЬШПИЛЬ

Часть 1

19 □ ■ 196

УРВ на профессию — Поиск удобной службы

20 □ ■ 198

УРВ на быт — Ужесточение распорядка дня

21 □ ■ 200

Настрой на быстрый успех — Готовность работать "в стол"

22 □ ■ 202
Внутриколлективные интриги — Неотвлечение от цели

23 □ ■ 204

Престижный уровень жизни — Ограничение потребностей


378_____________________________________________ Как стать гением

24 □ ■ 206

Несчастье, катаклизм — Приспособление к новым условиям

25 □ ■ 211

Болезнь — Продолжение интенсивной творческой работы

26 □ ■ 213
Опасность для жизни — Готовность рисковать

27 □ ■ 215

Служебные перспективы, "диссертация" — Самоотказ ВНИМАНИЕ

28 □ ■ 217
Служебные неприятности — Игнорирование

29 □ ■ 219

Нужны новые знания — Самообразование, освоение языков

Часть 2

30 ■ □ 221

Отказ — Попытка внедрения результатов, именная рассылка

31 ■□ 225

Отказ, потеря рукописи— Обращение вверх напрямик, развитие идеи

32 ■ □ 227
Фальсификация результатов, внедрение "верховной истины"

Попытка внедрения на личных началах и за рубежом

33 □ ■ 231
Комиссия — Минимальные контакты

34 ■ □ 233
Недопущение публикаций — Популяризация цели

35 D ■ 237
Дискредитация ТЛ — 2-я смена стимулов:

работа во имя человечества

36 □ ■ 242
Зависть — Уход от конфликтов

37 □ ■ 244
"Сенсацизация", "шум" — Работа без опрометчивых

обещаний

38 D ■ 247
Навязывание ЭВМ — Решение творческих задач

39 □ ■ 248

"Соавторы" — Подготовка к надсистемному переходу


Игра_________________________________________________________ 379

40 □ ■ 250
"Жуликизация" цели — Только законные действия

41 □ ■ 252

Борьба за вознаграждение — Не ввязываться по-крупному КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-2

42 □ ■ 254
Семья — Поиск жены-соратника

43 □ ■ 257

Следствия безысходности — Продолжение творческой

работы КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-3

44 □ ■ 260
Сверхспециализация — Широкое самообразование

45 □ ■ 261
Перспективы по свободной профессии — Самоотказ

ВНИМАНИЕ

Часть 3

46 ■ □ 263

Нет нужных людей — Организация коллектива

47 □ 265

Частность-1 — Подготовка широкомасштабного внедрения

48 □ ■ 266
Бомба-1 — Категорический отказ

49 □ ■ 268

Бумага-1 — Продолжение личного внедрения

50 □ ■ 270
Перевнедрение-1, "золотая лихорадка" — Отказ от авантюр

51 □ ■ 271

Наши люди-1 — Увлечение коллектива творческими целями

52 □ ■ 275

"Победа" — Продолжение интенсивной творческой работы КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-3 (продолжение)

53 ■ □ 279

Отсев части коллег — Переход к ДЦ-2 КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-3 (окончание)

54 ■ □ 281

УРВ на организационные работы — Образование школц


380_____________________________________________ Как стать гение.

РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ

55 ■ D 285
Сопротивление коллег — Получение результатов по цели-2

56 ■ □ 286

Отказ, обвинение в "личной гениальности" — Попытка

внедрения

57 D ■ 288
Частность-2 — Использование цели-1

58 □ ■ 289

Бомба-2 — Отказ от решения чисто "военных" задач

59 □ ■ 290

Бумага-2, "модификации" — Личное внедрение

60 □ И^292
Перевнедрение-2, "конкуренты" — Добросовестная работа

61 □ ■ 293

Наши люди-2 — Работа на очень дальнюю перспективу

62 □ ■ 295
"Давайте жить дружно" — Отказ от "мира"

63 □ ■ 297
"Милостивый феодал" — Категорический отказ

64 □ ■ 299
"Свадебный генерал" — Переход к системе школ

65 □ ■ 300

"Порча" школы — Превращение коллег в TJI

66 □ ■ 302
Соперничество — Здоровая конкуренция

ЭНДШПИЛЬ Часть 1

67 ■ □ 304
Самореклама "прилипал" — Переход к ДЦ-3

68 ■ □ 306

Борьба с движением — Образование движения

69 ■ □ 307

Отказ коллег от ДЦ-3 — Первые результаты по ДЦ-3


Игра

70 ■ □ 308

Сверхсложное внедрение — Принципиально новые результаты

71 □■ 310
Частность-3 — Концентрация усилий на ДЦ-3

72 □ ■ 311

Бомба-3 — Развитие гуманной составляющей ДЦ-3

73 □ ■ 313
Бумага-3 — Публикация книг

74 □ ■ 314

Нет денег — Продолжение интенсивной творческой работы

75 □ ■ 316

Соблазн целкю-2 — Продвижение к ДЦ-3

76 ■ □ 317
"Восстание ангелов" — Разработка ФНДЦ

77 П ■ 318
Репрессии — Обращение к общественности

78 □ ■ 319

Появление идеологов-борзописцев — Создание архива

79 □ ■ 322

Операция "Данко" — 3-я смена стимулов: апелляция к по­томкам

80 □ ■ 324

Травма, болезнь — Постоянное самосовершенствование РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ

81 □ ■ 327

Потеря близких — Продолжение интенсивной творческой

работы ВНИМАНИЕ

Часть 2

82 □ ■ 330

Предельные репрессии, захват архива — Продолжение рабо­ты, сохранение дубликата архива

83 □ ■ 333

Физическая расправа — Подготовка исторической справки КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-4 ВНИМАНИЕ


Как стать гением

ПОСТЭНДШПИЛЬ Часть 1

ВНИМАНИЕ

84 D ■ 338

Искажение истории — Использование архивного материала

85 □ ■ 340

"Сто лет со дня рождения" — Продолжение творческой

работы

Часть 2

86 ■ □ 344

"Порча" сверхдвижения — Образование сверхдвижения

87 □ ■ 345

"Сын лейтенанта Шмидта", "ложный юбилей" — Цели из

ФНДЦ

88 □ ■ 349

Тормоз прогресса — Подготовка к постпостэндшпилю



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: