Ход творческой личности



Ш 86-а. Основной. "Порча" сверхдвижения: раскол и столк­новение между специальными движениями.


86-в. Основной. Окончатель­ное перерастание специально­го движения в универсальное сверхдвижение (благодаря це-ли-3), включающее много спе­циализированных движений и затрагивающее многие области деятельности.


Примечание к 86-а и 86-в

Четким сквозным примером на ходы 46-в, 54-в, 68-в, 76-в, 86-в и 86-а может служить эволюция христиан­ства. На первом этапе — одиночка (Иисус Христос). Ход 46-в — подбор коллектива (апостолы), перерастающего в школу, ход 54-в. Ходы 68-в и 76-в — переход к массовому движению (христианская церковь). Ходы 86-в и 86-а — образование разнородных движений, столкновение между ними (православная и католичес­кая церковь, католики и протестанты).


Игра



ПОСТЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"СЫН ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА", "ЛОЖНЫЙ ЮБИЛЕЙ"

ЦЕЛИ ИЗ ФНДЦ


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



87-а. Основной. Появление
лидеров нового типа: говоруны-
цитатчики. Во главе дела стано­
вятся демагоги. Понимание соб­
ственной научной несостоятель­
ности заставляет их монополи­
зировать новое учение. Репрес­
сии против непокорных. Разгон
научных школ: уровень школ не
должен превосходить уровня
лидера.

87-6. Усиливающий. Опера­
ция "Сын лейтенанта Шмидта":
отребье теперь именует себя лю­
бимыми учениками ТЛ, твор­
ческими наследниками и про­
должателями Дела.

Частный случай: опера­ция "Ложный юбилей" — при­писывают ТЛ те мысли, слова и действия, которые нужны ВО, а не те, которые имели место в действительности (вплоть до чужих научных открытий).


87-в. Основной. Новый про­рыв вперед, за границы моно­полии: развитие и разработка целей, на которые не распрост­раняется внимание монополис­тов — работает программа, за­ложенная ТЛ в виде Фонда Но­вых Еретических Достойных Целей. Отказ от участия в "де­лежке пирога", поскольку луч­шая награда за творческую ра­боту — само творчество.


Примечание к 87-а и 87-6 Логика действий ВО ясна, проста и вполне логична: заставить служить авторитет ТЛ ширмой научной бесп­лодности, беспринципности, даже низости ВО. Понят­но, почему на этой стадии приписывают Творческой


346_____________________________________________ Как стать гением

Личности открытия, которые ТЛ не совершала: чем солиднее, объемнее будет выглядеть список заслуг ТЛ, тем более гуманными, передовыми будут казаться и ВО, "подарившие миру такого великого ученого". Этим же стремлением объясняется и операция "ложный юби­лей": цель ВО — доказать, что ТЛ всегда была вместе с ВО (а не против).

Пример к 87-а и 87-6

"Поворот к унифицированному официальному искусству об­наружил себя еще в 30-е годы, но с особой силой сказался в конце 40-х. Именно тогда была создана Академия художеств СССР... Нелегко ворошить старые бумаги. Время было трудное. Тот, кто принимал участие в художественной жизни, либо был бит, либо бил сам.

...Все свежее, что сохранялось, что появлялось — хотя и с трудом — в творчестве художников молодых поколений, попа­дало дод тяжелую державную пяту верховного художественного учреждения. И даже после очистительной волны XX и XXII съездов партии перемены не произошли. Именно в это время академия могла похвастаться своим завидным постоянством. Она не стала инициатором каких-либо значительных перемен в художественной жизни, откликнулась лишь отрицательно на искания молодых художников.

Не кто иной, как президент академии В. Серов, явился активным участником и едва ли не вдохновителем того разгрома, который был учинен в 1963 году на выставке 30-летия МОСХа. Мы помним, каким гонениям подвергались тогда П.Никонов, Н.Андронов, А.Васнецов и многие другие, как вновь густая тень легла на творчество А.Древина, Р.Фалька, Д.Штеренберга... Ака­демия боролась за унификацию творческих почерков, за успо­коение слишком ретивых и горячих, за полное забвение тех, кто "сбивал" русскую и советскую живопись с "правильного" пути. Она нейтрализовала тех, кто готов был успокоиться, получив пожизненную ренту академика или члена-корреспондента (за­мечу, что в прежней академии эти звания никогда не были платными). В 60—70-е годы создалась полная видимость благо­получия на художественном фронте.

Между тем одно за другим приходило новое поколение художников, каждое из которых несло нечто свое в советскую художественную культуру. Академия либо не замечала этих явле­ний, либо реагировала на них резко отрицательно. В основе ее


Игра_________________________________________________________ 347

тактики была "наступательная оборона". Оборона круговая. Цель

— отбить с помощью лозунгов и цитат всякие попытки возродить
забытые традиции или искать новое. При этом лозунги и цитаты
не вызывают сомнений сами по себе, но на деле-то они посто­
янно искажались академией!

Одной из самых выразительных акций явилась выставка "225 лет Академии художеств СССР" и вся кампания, которая развер­нулась вокруг юбилея. Те, кто не увлекается живописью всерьез, наверное, никаких странностей тогда не заметили. А странности были, да еще какие! Во-первых, оказалась выпрямлена "юбилей­ная линия" академии, а во-вторых, ей были отданы чуть ли не все достижения русского искусства. "Выпрямление" происходи­ло следующим образом Всем известно, что Императорская академия художеств была упразднена ленинским декретом в 1918 году. В 1933-м была создана Всероссийская академия художеств

— учебное заведение, а в 1947-м она была преобразована в
Академию художеств СССР. Юбиляры отождествили себя со
старой, императорской академией, протянув прямую линию
через "период небытия", через прямой конфликт академии с
молодой Советской властью в глубины XVIII века.

Другой "смелый шаг" позволил устроителям выставки "при­общить" к Академии художеств все наиболее значительные явле­ния русского искусства. Эта тенденция особенно определенно выявилась в составе и каталоге юбилейной выставки и в юбилей­ном альбоме "Академия художеств СССР. Скульптура. Живо­пись. Графика. Театрально-декоративное, монументальное, де­коративно-прикладное искусство". На выставке фигурировали художники, которым достаточно было иметь звание академика (а его получал в XVIII — XIX столетиях всякий мастер не только высокого, но и среднего достоинства). Однако многие из этих художников, начиная с 20-х годов XIX века, не только не выражали творческую и педагогическую концепцию академии, но и противостояли ей. Это противостояние начал А.Г.Ве­нецианов, который утвердил свою педагогическую систему, но академия не пустила его в свои стены. Поэтому нельзя не почувствовать полнейшую неправду в той акции приобщения Венецианова к академии, которая произведена устроителями-выставки. Еще более странным выглядит включение в ака­демический круг "бунтарей", демонстративно вышедших из ака­демии в 1863 году в знак протеста против ее реакционной деятельности: Крамского, который был во главе "бунта", Вере- ■


348_____________________________________________ Как стать гением

щагина, всех передвижников во главе с Репиным и Суриковым. Репин в своих воспоминаниях пишет о том, каким контрастом по сравнению с "вечерами" Артели, на которых собирались "бунтари", были уроки академии, где учителя обучали его допо­топным методам композиции, заставляя вырезать нарисованные фигурки и передвигать их по листу бумаги. Совершенно ясно, что такие уроки не могли привести художника ни к "Крестному ходу", ни к "Не ждали".

Валентин Серов, как известно, тоже демонстративно покинул академию. Однако его "Ермолова" и другие шедевры украшают и альбом и каталог. Там же читатель находит картины К. Петро­ва- Водкина, который вовсе уж преподавал во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе, проклятых недавними руководителями академии, и лишь один год продержался в Институте живописи, скульпту­ры и архитектуры. Когда смотришь на воспроизведенные в альбоме шедевры Коненкова, с грустью вспоминаешь, что не где-нибудь, а именно в мастерских Императорской академии была разрушена его дипломная работа "Самсон". "Октябрь" Мат­веева навевает не менее грустные мысли. Замечательный со­ветский скульптор не только не был избран в Академию худо­жеств СССР, но и был изгнан из подведомственного ей Института имени Сурикова в 1948 году и ошельмован новояв­ленными академиками. Ведь об этом ни слова не написано".

О Сарабьянов Д. Все в той же позиции // Лит. газ. 1987. 2 дек. С.8.


Игра



ПОСТЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ТОРМОЗ ПРОГРЕССА


ПОДГОТОВКА К ПОСТ-ПОСТЭНДШПИЛЮ



ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



88-а. Основной. Превраще­
ние сверхдвижения в воинству­
ющий тормоз дальнейшего
прогресса. Это становится воз­
можным лишь потому, что на
предыдущих ходах произошло
искажение идей и целей сверх­
движения. Теперь искаженное
сверхдвижение становится не­
отъемлемой частью ВО.

88-6. Усиливающий. Вновь —
появление идеологов, только иа
этот раз — отстаивающих по­
зиции ТЛ и школы (теперь это
выгодно — поступил новый за­
каз). Порой новые радетели —
те же борзописцы, которые сов­
сем недавно [на ходе 78-6] под­
держали [или даже спровоциро­
вали] расправу над
ТЛ и шко­
лой.


88-в. Основной. Работа по
достижению новых еретических
целей из ФНДЦ.

88-г. Упреждающий. Борьба
за подготовку постпостэндшпи-
ля: восстановления учения в не­
искаженном виде. В дальней­
шем происходит смена циклов
искаженного и честного внед­
рения.


Пример к 88-а

О Франциске Ассизском, основателе нищенствующего орде­на францисканцев. Франциска называли "апостолом нищеты" за его проповедь отказа от собственности. Он родился в 1182 году в семье богатого торговца сукном в итальянском городе Ассизи. В возрасте 25 лет полностью отказался от наследства ("разделся донага, возвратил одежду отцу и обрел наконец свободу..."). Франциск создал общину единомышленников:


350_____________________________________________ Как стать гением

"Франциск боялся организации, опасаясь, что любое иерар­хическое устройство вызовет у одних стремление получить ка­кие-то привилегии, у других — желание властвовать, а это неизбежно приведет к краху его идеи. Основную угрозу своему делу он видел в собственности: требовал, чтобы общины ее не имели, все необходимое для молитвенных нужд следовало рас­сматривать как взятое во временное пользование...

В 1223 году папа Гонорий III утвердил устав нищенствующего ордена францисканцев. Но именно это, как подчеркивают био­графы Франциска, вызвало у него пессимистические мысли. Он уже понял, какая опасность угрожает созданной им общине — ведь отныне она становилась законным придатком католической церкви. Той самой, против которой были направлены устрем­ления Франциска, проповедовавшего нищету и отказ от соб­ственности...

Бертран Рассел писал: "Если бы сатана существовал, то будущее ордена, основанного св. Франциском, доставило бы ему величайшее удовлетворение. Непосредственный преемник свя­того на посту главы ордена, брат Илья, погряз в роскоши и разрешил предать полному забвению идеал бедности... Инкви­зиция, основанная семь лет спустя после смерти Франциска, в нескольких странах находилась главным образом в руках фран­цисканцев... фактическим итогом жизни св. Франциска явилось создание еще одного богатого и развращенного ордена... Если принять во внимание личность св. Франциска и цели, которые он сам перед собой ставил, то нельзя представить себе итога, выглядевшего более жестокой насмешкой".

Через два года после смерти в возрасте 44 лет Франциск Ассизский был причислен папой Григорием IX к лику святых...

О Белов А., Меллер И. Две жизни Франциска Ассизского // Наука и религия. 1985. N10. С.42—46.

Пример к 88-6

Об экономисте АВ.Чаянове, репрессированном в 1930 году:

"Первой публикацией о АВ.Чаянове в нашей прессе после

его реабилитации был материал в "Московских новостях". И

первое слово газета предоставила доктору экономических наук

Н.К.Фигуровской, человеку "компетентному и знающему суть


Игра________________________________________________________ 351

дела", как представили ее. Н.К.Фигуровская действительно хо­рошо знает суть дела. Ей уже приходилось писать об Александре Васильевиче, и не так уж давно. В энциклопедии "Политическая экономия", вышедшей в 1980 году, помещена за ее подписью статья о Чаянове. Вот как характеризует его там Н.К.Фигуров­ская: "Один из главных представителей т.н. организационно-производственного направления рус. с.-х. экономической мысли, противостоящего марксистско-ленинской теории социально-эко­номического развития... Идеолог русского кулачества".

Теперь тон и оценки Н.К.Фигуровской совсем другие, прямо противоположные: "Читая сегодня его труды, поражаешься, на­сколько актуальны мысли ученого... С именами Чаянова, Мака­рова, Челинцева, Рыбникова связано создание организационно-производственной школы, очень много сделавшей для прогресса мировой аграрной науки".

О Коновалов В. Открытие Чаянова // Коме, правда. 1988. 29 янв.

ИТОГ: Итак, все опять вернулосьправда, на новом уровне ■ к дебюту. Переход на новый уровень и есть прогресс.

Разработка "Жизненной стратегии" была предпри­нята для привлечения к творчеству. Но, как уже отмеча­лось, почти сразу стало ясно главное: "плата" за твор­ческую жизнь непомерно велика — почти неизбежно человек вступает в острейший конфликт с собой, бли­жайшим окружением, обществом. Люди научились пользоваться плодами творчества, но не научились соз­давать элементарно щадящие условия для тех, кто вы­ращивает эти плоды. Нельзя рассчитывать, что конф­ликт будет сглажен в ближайшем будущем. Конфликт имеет глубочайшие корни, он обусловлен железной закономерностью: сама суть творчества в том, что один человек выдвигает идею, которую миллиарды людей (все человечество!) считают неверной, нелепой, пустой, вредной, оскорбительной... Разумеется, в наше время "еретика" не потащат на костер, как потащили когда-то Джордано Бруно. Просто заставят всю жизнь обивать пороги разных кабинетов, при излишнем упорстве — обольют грязью, в крайнем случае — объявят сумас­шедшим...


352____________________________________________ Как стать гением

Возникает вопрос: стоит ли разрабатывать "Жиз­ненную стратегию", стоит ли призывать к творческому стилю жизни, если за творчество приходится так дорого платить?

Да, стоит!

На то есть, по крайней мере, три причины:

1. Независимо от того, будем мы или не будем
призывать к творческому стилю жизни, всегда найдутся
люди, выбравшие путь новаторства. "Стратегия" чем-то
им поможет: предупредит о типовых опасностях, под­
скажет эффективные контрдействия.

2. "Стратегия" привлечет к творчеству новых лю­
дей. Пусть на первых порах увеличение числа новаторов
будет малозаметно, ничего: каждый человек, ставший
творческой личностью, — неоценимое приобретение
для человечества.

3. Очень полезно ознакомление со "Стратегией" и
людей, находящихся вне сферы творчества. Чем лучше
люди будут понимать суть творчества, тем меньше они
будут "давить" на новаторов.


Игра,., ______________________________________________ 353

Приложения

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: