О «мертвой голове» СС

Глядит со стяга голова Адамова.

Её враги боятся, как огня.

И разбегаются полки отродья хамова,

Тех, кто послал их на убой, кляня.

Николай Акунов. Корниловцы.

В отличие от сдвоенной руны «сиг» («совуло»), ставшей эмблемой Шуцштаффеля НСДАП сравнительно поздно (в 1933 году), эсэсовская «мёртвая (Адамова) голова», или «тотенкопф» [345], ведет свою историю, по крайней мере, со времен Античности. По свидетельствам римских хронистов, эмблема «мертвой головы» использовалась гариями – прошедшими особую инициацию (ритуальное посвящение) отборными воинами из «замогильного войска» («войска мертвых») древнегерманского племени свевов, или свебов – предков современных швабов. Ночные рейды «эскадронов смерти»гариев через римский пограничный вал Лимес (Лимит) приводили в несказанный ужас романизированное население германских провинций Римской империи. О гариях рассказывали страшные истории. Кандидатов в «замогильное войско», уже прошедших целый ряд труднейших испытаний, якобы помещали в особую хижину, где подвергали «обкуриванию» дымом от горящих тисовых сучьев (тис считался «древом мертвых»), до тех пор, пока они не теряли сознание и не «умирали на несколько мгновений» (а некоторые – и насовсем), после чего «еще не совсем умерших» приводили в чувство. Отныне все они считались «живыми мертвецами» – дружинниками «замогильного войска» верховного бога Вотана (соответствовавшего скандинавскому Одину), в знак чего выкрашивали себе лица черной краской и облачались в одежды из волчьих шкур, а вместо шлемов носили волчьи головы. Волк – «трупный зверь» – традиционно считался спутником Вотана-Одина. Вероятно, именно свевские гарии положили начало, с одной стороны, сказаниям о людях-волках (ликантропах, вервольфах, ульфхединах, волкодлаках, вурдалаках), а с другой – легендам о псоглавцах, песиголовцах или киноскефалах. Эти вымазанные сажей с ног до головы воины были «темны как ночь» и прикрывались черными щитами, в центре которых изображался белый человеческий череп, символизировавший смерть и загробный мир. Ночные рейды за линию Лимеса свевских «охотников за черепами» сопровождались особой жестокостью.Интересно, что Йозеф («Зепп») Дитрих, бессменный командир Лейбштандарта СС Адольфа Гитлера, которого часто ошибочно считают «баварцем», был в действительности швабом, то есть прямым потомком тех самых свевов -гариев, использовавших в качестве эмблемы тот же самый «тотенкопф», что и бойцы из Лейбштандарта.

В Средние века символ черепа с костями пользовался широчайшим распространением в качестве символа бренности всего земного. Действительно, понимание того, что наша земная жизнь не бесконечна – memento mori (Помни о смерти!) – еще никому не повредило. Существовала христианская легенда о том, что Голгофский крест Спасителя был установлен на месте захоронения первочеловека – Праотца Адама, и кровь распятого Христа («Нового Адама»), излившись из раны от копья римского сотника Лонгина, омыла захороненные у подножия Голгофского креста череп (главу) и кости «Ветхого Адама», символически омыв от грехов «ветхое» человечество, указав ему путь к бессмертию и вечной жизни во Христе Иисусе. С тех пор Адамова голова традиционно изображается у подножия Голгофского креста, на иконах, образах, напрестольных, наперсных и нательных крестах, одеяниях монахов-схимников, надгробных пеленах, церковных хоругвях и т.д. В 1740 году вышитыми серебряной нитью человеческими черепами- «тотенкопфами» были украшены черные предметы, использовавшиеся во время похорон короля Пруссии Фридриха-Вильгельма I. В память о в Бозе почившем государе были сформированы 1-й и 2-й лейб-гусарские полки. Униформа прусских лейб-гусар была черного цвета, а их шапки- мирлитоны (позднее – кивера) были украшены эмблемой в виде белой «мертвой головы». В 1809 году «мертвую голову» получил в качестве эмблемы 17-й Брауншвейгский гусарский полк и 3-й батальон Брауншвейгского 92-го пехотного полка. Несколько позже «мертвую голову» носили чины Брауншвейгского корпуса (Черного легиона), отличившегося в боях с французскими войсками Наполеона I Бонапарта в войне за освобождение Германии (Освободительной войне) 1813-1814 гг. и в битве при Ватерлоо в 1815 году, поставившей кровавую точку на истории наполеоновской карьеры. «Мертвая голова» так называемого «брауншвейгского типа» отличалась от тотенкопфа «прусского типа» тем, что у нее череп был повернут анфас, а скрещенные берцовые кости располагались непосредственно под нижней челюстью черепа (у тотенкопфа «прусского типа» нижняя челюсть отсутствовала).

Кстати, подобную же «мертвую голову» того же «брауншвейгского типа» носили на головных уборах и чины английского 17-го Собственного герцога Кембриджского уланского полка. Череп и кости, дополненные надписью «OR GLORY», то есть « (СМЕРТЬ – В.А.) ИЛИ СЛАВА», напоминали англичанам о презрении к смерти чинов их кавалерийской легкой бригады, уничтоженной русскими войсками в сражении под Балаклавой («битве в Долине Смерти») во время Крымской войны.

Под прусско-брауншвейгским влиянием эмблема «мертвой (Адамовой) головы» была заимствована не только английскими, но и французскими, шведскими, русскими, а впоследствии – сербскими, польскими, финскими, болгарскими, американскими и др. воинскими частями до, во время и после Великой войны (1914-1918 гг.) – например, русскими гусарами- «александрийцами», казаками-баклановцами, гундоровцами, корниловцами, анненковцами, бермондтовцами и др.

В годы Первой мировой войны «мертвая голова» стала, как мы уже упоминали, эмблемой ударных частей германской кайзеровской армии – штурмовых, огнеметных и танковых. В качестве личной эмблемы ее использовали во внешнем оформлении своих самолетов некоторые военные летчики (впрочем, не только германские, но и русские). Кроме того, «мертвая голова» осталась отличительным знаком лейб-гусар (широко известен портрет генерал-лейтенанта Ф. фон Маккензена в парадной форме с «тотенкопфом» на медвежьей шапке).

В 1918 году «мертвую голову» стали использовать волонтеры белых германских добровольческих корпусов Они носили ее не только в качестве эмблемы на касках, автотранспорте и технике, не только в качестве кокарды на фуражках и бескозырках, но и на перстнях, запонках, петличных и манжетных знаках, галстучных булавках и т.д. Не позднее 1923 года «мертвую голову» стали носить чины некоторых штурмовых отрядов СА. Первоначально штурмовики Гитлера носили кокарды в форме черепа, оставшиеся со времен Великой войны, но затем заказали мюнхенской фирме Дешлера большую партию «мертвых голов» в «прусском стиле» (то есть с наложенным на скрещенные кости черепом вполоборота и без нижней челюсти). Сначала «мертвую голову» носили под круглой черно-бело-красной «имперской» кокардой все штурмовики, затем она осталась только на головных уборах чинов СС. Судя по сохранившимся фотографиям некоторые подразделения СА и СС использовали черные знамена с белой мертвой головой (напоминавшие знамена праворадикальной организации Вервольф, конкурировавшей с гитлеровской НСДАП). В 1934 году тотенкопф «прусского типа» получили в качестве эмблемы первые, сформированные на базе кавалерийских частей, германские танковые подразделения, поэтому в Шуцштаффеле была принята «мертвая голова» нового образца («прусского типа», но с нижней челюстью).

Тотенкопф СС являлся эмблемой частей СС Мертвая голова и помещался у чинов этих частей на петлицах (а в некоторых случаях – также на нарукавных ромбах и манжетных лентах), на автотранспорте и военной технике 3-й танковой дивизии СС Мертвая голова (Тотенкопф), на перстне СС (СС-Тотенкопфринге), эсэсовском наградном оружии, горжетах знаменосцев и штандартоносцев СС, литаврах, барабанах, занавесках бунчуков и горнов частей СС и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: