Депрессия – это наш разрыв с нашим будущим

Обследуя пространства людей, подверженных страхам, тревогам, депрессиям, я всякий раз обнаруживал, что направление "будущее" у них находится в нарушенном состоянии. А поскольку психика и судьба неразрывно связаны, мы можем говорить о взаимообусловливающихся соотношениях душевного состояния и конкретных результатов практической жизнедеятельности.

Один из первых вопросов, задаваемых мною посетителю: "Как вы видите свое будущее"? И ответ "никак не вижу" психотерапевту может рассказать о многом, в частности, и о том, что такой человек пребывает в депрессии, по крайней мере, скрытой – то есть такой, при которой не обязательно наблюдается выраженное снижение настроения.

Любой психиатр знает, что депрессия вовсе не всегда и непременно демонстрирует открытое нарушение эмоционального фона, сопровождающееся чувством тоски, подавленности, меланхолии. Ее латентные (скрытые) формы часто проявляются в жалобах физического порядка – на запоры, сонливость, сниженную работоспособность. Скука и лень – это также депрессивные симптомы. Поэтому, проецируя данное понятие в сферу судьбоанализа, мы вполне корректно можем определить его следующим образом:

Депрессия – это состояние жизни, при котором

наши намерения

не воплощаются

в конкретно значимые результаты.

При этом часто можно услышать оправдания вроде "что-то помешало", "сорвалось", " не удалось по объективным причинам" и т.п. Причина здесь, на самом деле одна, она же и субъективная, и объективная – наше собственное сопротивление. Мы подсознательно сопротивляемся переменам, потому что их боимся. А будущее – это, в первую очередь, перемены. Страх перемен рождает глубинное чувство вины – от того, что мы не исполняем свою предзаданную функцию – продвигаться вперед к расширению собственных перспектив и саморазвитию. Чувство вины всегда действует угнетающе. Угнетенность есть разновидность депрессии, которая усугубляет сумеречный замкнутый круг безысходности.

Если мы хотим выйти за пределы круга, его надо разорвать, причем сделать это наиболее легким и доступным способом. И в такой ситуации, что может быть легче и доступнее элементарной перестановки собственном жилище?

Но вначале стоит провести его диагностику. Для этого:

1). Проанализируйте ту часть вашего жилого пространства, которая расположена напротив входа (в дом, квартиру, комнату, гараж, то есть поле "мое будущее" и выявите там негативные знаки:

· вещи, имеющие отношение к прошлому

· старые фотографии

· пыль, плесень

· трещины

· коробки для хранения ненужных вещей

· захламленность, замусоренность

· пустое, безжизненное пространство

· увядшие, высохшие или искусственные растения, несущие в себе некросимволику (символику умирания)

2). Реорганизуйте эту часть, населив ее позитивными знаками:

· картины, символически отражающие вашу цель, мечту, намерение

· надписи со словами, выражающими вашу цель, мечту, намерение

· активный цвет – красный, желтый, зеленый

· треугольные или конические формы

· здоровые, развивающиеся растения

· ликвидируйте пыль, плесень

· освободите данное место от завала и захламленности

3). Таким образом, входя в свое жилое пространство, вы будете сразу встречаться взглядом не с закисающим, унылым куском помещения, а с тем местом, куда вам хочется смотреть и куда захочется идти. Ваш мозг получит новую программу. Изменится контекст вашей жизни – изменятся и события.

Сектор входа – "Индивидуальность – Карьера". Индивидуальность – это сосредоточенность на моменте настоящего, на той обстановке, в которой непосредственно проявляет себя наше "я". И наше текущее состояние определяется тем, насколько комфортно, гармонично, органично мы себя в нем ощущаем. Точка "я" представляет собой ту опору, от которой начинается переход в будущее.

Мы открываем дверь, мы оказываемся на пороге нашего жилого пространства, наш взор автоматически сразу устремляется вперед, в "будущее", над которым мы только что поразмыслили. Но наш взор оказывается быстрее, проворнее, и мы не успеваем за ним, когда он уже оказывается в будущем, мы пока еще пребываем в настоящем, встречаясь лицом к лицу с ним в позиции индивидуальности.

Таким образом, индивидуальность соотносится с дверью – и дверью нашего восприятия, и входной дверью жилого пространства.

Поэтому поле, непосредственно примыкающее к двери, расскажет о том, насколько вы укреплены в настоящем, и, стало быть, насколько вы удовлетворены как личность, в какой мере ваши насущные потребности реализуются или же блокируются. На языке психологии данная альтернатива описывается терминами аутентичность – осознавание себя спонтанным, свободным, раскованным и фрустрация – зажатость, скованность, ощущение ограничений.

Негативные факторы поля "Точка Я":

· Неисправный дверной замок

· Любые дверные повреждения

· Скользкий пол

· Тусклое освещение

· Пустота

· Захламленность

Позитивные знаки поля "Точка Я":

· Исправная дверь

· Хорошее освещение

· Присутствие спокойного цвета, в классическом варианте – синего

· Аккуратный коврик перед входом

· Аккуратный пол

Нарушенная зона индивидуальности в жилище человека выдает его фрустрированность. Такие люди недовольны собой, и свое недовольство проецируют на окружающее или на окружающих. Они наполнены многозаботливостью, суетностью, подвержены вспышкам раздражения, сменяющимся периодами неуверенности и эмоциональной безучастности. И они в буквальном смысле не дружат с собой.

Исследование "правополушарной" территории дома

Из физиологии нервной деятельности известно, что левой стороной тела управляет правое полушарие мозга, которое соотносится с такими понятиями как:

интуиция

будущее

воображение

образное видение

Как мы уже говорили, мир является не только нашим отражением, но и нашим продолжением, подобно тому, как авторучка является продолжением руки пишущего. В таком случае, пространство, расположенное от нас по левую сторону, можно вполне себе представить как продолжение нашей левой половины.

В системе психогеометрической матрицы мы увидим, что здесь располагаются поля – "мудрость", "отношения", "сила".

Мудрость – это способность видеть суть вещей и процессов на основе творческого сплава интуиции, обучения и знаний, полученных в результате обучения.

Наши отношения в обществе выражают нашу жизненную мудрость, нашу жизненную философию, на основе которой мы вычерчиваем свою индивидуальную социальную траекторию.

И, в конечном итоге, наша сила, прагматическим выражением которой является способность к поддержанию жизнеобеспечения, становится концентрированным фокусом нашего научения (мудрости) и наших отношений.

Поле "Мудрость" – сразу слева от входной двери – отражает взаимоотношения с учебой, стиль и особенности познавательных процессов, формирование базового жизненного опыта, создание моделей индивидуальной жизненной философии.

Негативные знаки:

· пустота

· хаос, загромождения

· телевизор

· фотографии прошлого

· запущенные растения

Позитивные знаки:

книги

· стереооборудование

· кресло для чтения

· желтые и коричневые цвета

Поле "Отношения в обществе" – слева – соотносится с социальным самопроявлением, способами и степенью эффективности установления связей с окружающими.

Негативные знаки:

· пустота

· ширма

· хлам

· дневники

· альбомы с вырезками

Позитивные знаки:

· награды за общественные заслуги

· телефон

· компьютер

· средства связи

Поле "Сила и финансовые достижения" – между полями "Будущее" и "Отношения в обществе" – отражает способность активно действовать, проявлять энергичность, инициативу, воздействовать на окружающую среду. В прагматическом аспекте данный сектор соотносится с темой денег и материального обеспечения. Активизация данного участка способна задействовать такое качество как целеустремленность.

Негативные знаки:

· незаконченные долгосрочные проекты

· загромождения, завалы

· неухоженная мебель

· пустота

Позитивные знаки:

· дипломы и награды

· здоровые растения

· зеленый цвет

· предметы хобби

Исследование "левополушарной" территории дома

Левое полушарие функционирует в режиме, отвечающем за:

опыт

прошлое

анализ

словесную и числовую передачу информации

В психогеометрической матрице справа от "точки Я" располагаются поля – "Помощники", "Потомки и творчество", "Семья".

Поле "Помощники" – находится сразу по правую руку от входа и синхронизируется с учителями, людьми, оказывающими содействие, покровителями. Недаром во все времена помощников и советников именовали не иначе как "правой рукой". Это место, которое символически соотносится не только с тем, кто может оказать нам покровительство, но и с Учителем метафизическим.

Мы в любом случае, осознанно или неосознанно ждем появления в нашей жизни такой знаковой фигуры, которая могла бы нас чему-то научить. И в этом переживании заложен глубинный смысл, приоткрывающий доступ к постижению общего смысла жизни, который, в свою очередь, является неотъемлемым звеном в композиции, называемой счастьем. Актуальность такого переживания связывается также и с тем, что оно несет в себе влияние архетипа, который Юнг обозначил понятием "Мудрый Старец". Мудрый Старец воплощает в себе отцовский принцип – созидательный, защищающий, наделенный силой. Природа человеческая такова, что любой ее представитель, даже, казалось бы, самый "безнадежный" с точки зрения духовных устремлений, самый закоренелый материалист желает жить не только "хлебом единым". Данное положение отнюдь не следует рассматривать как пафосное восклицание педагогической романтики. Все, на самом деле, проще и яснее.

Духовность – это инстинкт.

Духовность – один из базовых инстинктов, то есть энергетических стимуляторов человеческой жизни не только как жизнедеятельности, но и как жизнетворчества.

Ошибочное понимание инстинкта заключается в его односторонней, исключительно биологизаторской интерпретации, которая насильственно разделяет, расщепляет человеческое существование на "низкое" и инстинктивное с одной стороны, и "высокое", якобы возвысившееся над инстинктами – с другой. Однако в таком подходе сокрыта логическая ошибка, и вот какая именно: с одной стороны, говорится о том, что человеку присуща потребность в личном самосовершенствовании, но с другой – она, эта потребность, почему-то противопоставляется инстинкту, который сам по себе есть ничто иное как потребность! Поэтому корректней было бы говорить не о разделении низкого-инстинктивного и высокого-"одухотворенного", а о различении телесно-инстинктивного и духовно-инстинктивного. Согласно сказанному, мы без труда выясняем, например, что вера в Бога – это один из базовых человеческих инстинктов, генетически заданная насущная потребность, причем настолько насущная, что касательно ее вполне уместно перефразировать слова классиков, говоривших не о роскоши, а о средстве передвижения.

Обращение к еще более древней классике высвечивает из глубины эпох известное правило: "Когда ученик готов, приходит Учитель". Таким образом, с большей осознанностью можем отметить тот факт, что поля "Мудрость" и "Наставники (или Наставник-Мудрец)" расположены симметрично относительно "точки Я".

Но для нас еще остается загадочной часть выражения – "ученик готов". Что это значит? С точки зрения индивидуальной эволюции состояние ученика подразумевает определенное состояние ума – готовность к обучению и открытость по отношению к процессу познания – состояние, которое держит "двери восприятия" постоянно распахнутыми. Иными словами, когда мы готовы учиться, готовы быть учениками, отбросившими чванливые представления о собственном превосходстве, тогда мы готовы как ученики. тогда и приходит Учитель.

Учитель – это все тот же Ученик,

только чуть более опытный.

В культуре Дзен существует известная история.

Однажды один профессор решил обучиться практике дзен. Для этого он обратился к знаменитому мастеру. Тот принял его приветливо и для начала любезно предложил чаю. Ученый муж поблагодарил за гостеприимство. Мастер наполнил чашку чаем, но не спешил передавать ее гостю, а продолжал все лить и лить в переполненный сосуд, чему профессор крайне изумился:

- Чашка уже полна! Чай переливается через край! А вы продолжаете лить. Неужели вы этого не видите?

- А чего не видите вы? – Невозмутимо отозвался мастер.

Профессор пожал плечами:

- Я не знаю, чего я не вижу, но я вижу, что ваши действия неразумны.

- Неужели? – Засмеялся мастер. – Но тогда ответьте мне. зачем вы со всей своей разумностью пришли к тому, кто, по вашему, неразумен?

- Я пришел обучиться искусству дзен и получить новое знание!

- Могу ли я влить новый чай в наполненную чашку?

- Конечно же нет, это совершенно очевидно. Но как раз это вы и делаете.

- Это как раз делаете вы. Вы хотите, чтобы я влил новые знания в голову, переполненную старыми представлениями. Выплесните из своей головы старый чай, и я смогу влить в нее новый.

Мы слишком дорожим своим статус кво, чтобы стать готовыми учениками. Другой мастер из другой истории, Милтон Эриксон – тот, чье имя связано с целым направлением в психотерапии, однажды высказался: "Многие умирают к двадцати пяти годам. Просто до восьмидесяти их не хоронят".

Когда Ученик готов, приходит Учитель.

Когда мы готовы принять помощь, является помощник.

Негативные знаки поля "Помощники":

· завал

· пустота

· плохое освещение

Позитивные знаки:

· стул или кресло

· фотографии авторитетных фигур

· Белый, золотой, серебряный цвета

· металлические предметы

· округлые формы

Поле "Потомки – Творчество" следует за полем "Помощники" по правой стороне. Здесь возникает вопрос – отчего два понятия, которые на первый взгляд могут показаться не соотносящимися, поставлены рядом в одной связке? В действительности, между ними существует связь, и весьма символически обусловленная. Вспомним, что в астрологии традиционный пятый "дом детей" также определяется еще и как "дом творческого самовыражения". Смысл данного совмещения понятий легко раскрывается, когда мы осознаем, что наши дети представляют собой нашу "творческую продукцию", а творческие свершения в интеллектуальных областях или искусстве часто фигурируют в таких идиомах как "плоды трудов", "рождение произведения" и т.п. Многие писатели сравнивают процесс создания романа, который именуют не иначе как "моим детищем", с вынашиванием и разрешением от бремени.

Негативные факторы:

· хлам

· пустота

· свои собственные фотографии

· оборудование для физических упражнений

Позитивные факторы:

· фотографии детей – если вы хотите активировать именно тему детей

· рукописи, творческие проекты, собственные изделия – для активации темы "творчество"

· Белый, золотой, серебряный цвета

· металлические предметы

· округлые формы

Поле "Супружество" и в более широком понятии – "Взаимоотношения" располагаются на территории дальнего правого угла и отражает состояние наших контактов с другими людьми. Это одна из фундаментальных тем не только нашего существования, но и нашего бытия, чей смысл выходит далеко за пределы простого обывательского добрососедства или урегулирования внутрисемейных отношений. Аспект, связанный с любовью к другому, предполагает настоящий прорыв в самоосознании, фокусирующий личность на ее взаимоотношениях с Большим Миром вообще. Поэтому в расширительном толковании под семьей можно подразумевать не только проживание нескольких тел под одной крышей, но и переживание мистического единения с другими, мистической сопричастности той общности, с которой мы связаны великим множеством видимых и невидимых нитей.

Я знаю людей, которые, будучи холостыми по семейному статусу, являются гораздо более семейными, чем формально добропорядочные семьянины, страдающие от тайного одиночества.

Как бы там ни было, вы можете активизировать данный сектор в зависимости от ваших предпочтений, акцентирующихся на той или иной грани понятия "семья".

Негативные знаки:

· пустота

· завал

· ширма

· коробки со старыми бумагами

· изображения одиноких людей

Позитивные знаки:

· цветы, растения

· минимум два стула или кресла

· изображения нескольких людей

· коричневый, желтый, красный, розовый, терракотовый, оранжевый цвета

· квадратные формы

Центр – средоточие жизненных сил, регулятор энергетических потоков; фокус, соединяющий и распределяющий влияний всех направлений. Психологически он может восприниматься как поле стабильности и удовлетворения. Его метафизическая интерпретация – срединная точка Вселенной, Великое Основание. А в прагматическом прочтении он определяется как зона удачи.

Будучи потревоженным, дезорганизованным, пребывающем в хаосе, загроможденности, беспорядке, равно как и пустоте, центр перестает функционировать как эффективный регулятор процессов, и его нарушение повреждает деятельность всей системы жизнедеятельности в целом.

Позитивные знаки:

· выделенность центра

· яркое освещение

· яркий ковер

· произведения искусства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: