Три истории из жизни Карла Юнга, описанные им самим

1

Я прогуливался со своей пациенткой по лесу, она рассказывала мне о первом в своей жизни сне, который произвел на нее неизгладимое впечатление. Она видела лису-призрака, которая шла по лестнице ее дома. В этот момент на расстоянии менее чем тридцать метров, из-за деревьев появилась настоящая лиса и совершенно спокойно шла впереди нас несколько минут. Животное вело себя так, как будто оно являлось партнером в этой ситуации.

2

После множества бесплодных усилий смягчить ее рационализм более человечным восприятием, мне пришлось ограничиться надеждой, что произойдет нечто неожиданное и иррациональное, что сможет разбить интеллектуальную реторту, в которую она загнала сама себя. Во время одной из наших сессий я сидел напротив нее, спиной к окну, слушая риторический поток ее слов. Она была под впечатлением сна прошлой ночи, в котором кто-то дал ей золотого скарабея – дорогое украшение. В то время как она рассказывала о своем сне я услышал мягкие удары по стеклу. Обернувшись, я заметил большого размера насекомое, пытающееся проникнуть в комнату. Мне показалось это довольно странным. Я сейчас же открыл глаза, впуская его внутрь. Это был жук, а его желто-зеленый цвет напоминал золотого скарабея. Я протянул его пациентке со словами ""Вот ваш скарабей". Это событие пробило столь долгожданную брешь в ее рационализме, ломая интеллектуальное сопротивление. Теперь можно было успешно сконцентрироваться на продолжении терапии.

3

Однажды во время углубленных размышлений о природе синхронии, Юнгу приснился сон о золотом замке.

По пробуждении он нарисовал привидевшийся замок внутри по стилистике китайской мандалы.

Вскоре он получил от Рихарда Вильгельма экземпляр перевода древней китайской книги "Секрет Золотого Цветка" с просьбой написать комментарий.

Юнг был ошеломлен таким совпадением. И написал ответное письмо:

"Я прочитал рукопись сразу, поскольку текст, способом, о котором я даже и не подозревал, подтверждал мои концепции мандалы и центростремительного кружения. Это было первое событие, пробившее мою изоляцию. Я испытал определенный вид родства, я смог создать определенные связи с кем-то или с чем-то. Чтобы отметить это совпадение, это синхронистическое событие, под картиной, которая произвела на меня столь сильное впечатление, я написал: "В 1928 году, когдя я рисовал эту картину, изображающую укрепленный золотой замок, Рихард Вильгельм прислал мне из Франкфурта тест тысячилетней давности о золотом замке, зародыше бессмертного тела".

Под воздействием этого события у Юнга исчезло чувство одиночества, появившееся в результате раскола с Фрейдом, побудившего его уйти в семилетнюю изоляцию, оставив даже университет и многообещающую университетскую карьеру, и заново обрести чувство общности с людьми.

Во всех трех случаях речь идет о синхронии.

Синхронистичность (синхронизм, синхрония) – термин, описывающий явление, в котором события, происходящие в одно и тоже время, хотя и оказываются различными, но несут в себе одинаковое символическое (архетипическое – об архетипах речь пойдет дальше ) значение.

И в подобной ситуации значение оказывается чем-то большим, чем просто значение – оно становится значимостью.

Иными словами, синхронию можно определить как значимое совпадение, насыщенное смыслом.

Юнг постулировал 4 основных положения синхронии, в которых она представляется как:

1) "Акаузальный (т.е. выходящий за пределы причинно-следственного формата) связующий принцип.

2) Явление, относящееся к событиям, связанным по смыслу, но не по причине.

3) Явление, относящееся к событиям, совпадающим во времени и пространстве, но которые можно рассматривать и как имеющие значение психологические связи.

4) Явление, связующее психический и материальный миры.

Обнаружив проявление данного принципа, Юнг сделал акцент на том, что синхронистический опыт возникает, прежде всего, там, где пересекаются два типа реальности: "внутренний" и "внешний":

"Не только возможно, но даже весьма возможно, что психика и материя есть два разных аспекта одного и того же. Явления синхронии, как мне кажется, указывают именно в этом направлении, так как они показывают, что непсихическое ведет себя как психическое, и наоборот, без какой-либо причинной связи между ними".



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: