Задания и методические материалы магистранты могут получить и выполнить в программе «Фемида»

Дальневосточный филиал

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

Кафедра теории и истории права и государства

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Учебно-методический комплекс

для магистрантов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.68 Юриспруденция

Магистерские программы

«Судебная власть и судебная деятельность»,

« Обеспечение прав и интересов личности в системе противодействия преступности »

Хабаровск


66.1

Авторы:

Зимин В.М., доцент, к.ю.н., доцент;

Ерёмина И.С. доцент, к.ю.н., заведующая кафедрой

Рецензенты:

Рябцев А.В. доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ДВЮИ МВД РФ, к.ю.н., доцент;

Гамалей С.Ю. доцент кафедры теории и истории права и государства ДФ РАП, к.и.н.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция

Одобрен на заседании кафедры теории и истории права и государства Дальневосточного филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 3 от 27.10.2011 г.)

Утверждён Учебно-методическим советом Дальневосточного филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 6 от 27 января 2012г.)

© Российская академия правосудия, 2012

Зимин Виктор Матвеевич,2012

© Ерёмина Инна Станиславовна, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….……..  
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………...………………….  
Тематический план ……………………………………………………..………………...  
Программа курса …………………………………………………………..………............  
Планы семинарских занятий ………………………………………………......................  
Методические рекомендации по изучению дисциплины ………………………..…….  
Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий…………………  
Тематика контрольных заданий…………………………………………………...……..  
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистрантов……………………………………………………………………………....  
Тестовые задания для самостоятельной проверки усвоенных знаний………………..  
Литература ………………………………………………………………...…………...….  
Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)…………………………………………...  

Введение

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических, юридических дисциплин. История политических и правовых учений, концентрируя громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, раскрывает закономерности процесса развития знаний о принципах общественного и государственного устройства, о политической власти и ее назначении, о государстве и праве.

Цель изучения дисциплины – на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить магистрантов с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, а зачастую и несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства имеет особую значимость для подготовки квалифицированных юристов, как для философов изучение истории философии и т.д.

Актуальность изучаемой дисциплины заключается и в том, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В свою очередь знание различных вариантов решения этих проблем и обоснования этих решений – необходимая часть современного политического и правового сознания. В настоящее время значительно возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековых дискуссий об этих проблемах. Особенность нашего времени – становление, развитие идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании.

Предлагаемый учебный курс призван расширить правовую подготовленность магистрантов, воспитать у них политическую зрелость, сформировать профессиональное мировоззрение, расширить их юридический кругозор, научиться выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, привить уважение к историческим традициям своего народа.

Задачами курса «История политических и правовых учений» являются:

- формирование теоретического мышления и исторического сознания обучающегося;

- формирование навыков комплексного сравнительно-правового анализа существовавших политических идей, мыслей, теорий, законодательных актов на основе сопоставления правовых систем, различных периодов развития государства и права;

- воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности;

- усвоение основных исторических типов и форм государства и права, особенности государственного и правового развития России;

- умение вырабатывать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике. Оперировать юридическими понятиями и категориями.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения курса магистры должны:

знать:

- основные исторические типы и формы государства и права, особенности государственного и правового развития России;

уметь:

- сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности;

- распознавать основные исторические типы и форм государства и права, особенности государственного и правового развития различных государств, в том числе России;

- вырабатывать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике. Оперировать юридическими понятиями и категориями;

обладать навыками комплексного сравнительно-правового анализа существовавших политических идей, мыслей, теорий, законодательных актов на основе сопоставления правовых систем, различных периодов развития государства и права;

обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

-способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

-способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Поставленные задачи достигаются сочетанием основных видов учебных занятий: лекциями, семинарскими и практическими занятиями, самостоятельными работами.

На лекционных занятиях внимание уделяется теоретическим концепциям государства и права разных эпох.

Цель семинарских занятий – усвоение теоретических знаний во взаимосвязи с приобретением практических навыков сравнительно-правового анализа существовавших политических идей, мыслей, теорий, законодательных актов.

Практические занятия способствуют применению и апробации теоретических знаний на практике.

Самостоятельная работа способствует углубленному изучения отдельных вопросов в рамках данной учебной дисциплины, помогает магистрантам в освоении навыков самообразования, способствует развитию творческой и мыслительной деятельности при написании рефератов, контрольных работ.

Формами контроля усвоения учебного материала является текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Текущий и промежуточный контроль осуществляется посредством устного и письменного опроса (рефераты, контрольные задания, составление документов).

Итоговый контроль проводится в форме зачета (экзамена) по вопросам, содержание которых охватывает весь материал дисциплины.

* - значок обозначает литературу, имеющуюся в фондах филиала.

Задания и методические материалы магистранты могут получить и выполнить в программе «Фемида».

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по программе «Судебная власть и судебная деятельность» Количество часов по программе «Обеспечение прав и интересов личности в системе противодействия преступности»
Общая трудоемкость 108 – 3 з.е. 108 – 3.з.е.
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинарские занятия    
Практические занятия - -
Самостоятельная работа    
Контрольное задание    
Форма итогового контроля экзамен зачет

Тематический план

Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий по программе «Судебная власть и судебная деятельность» Количество часов по видам учебных занятий по программе «Обеспечение прав и интересов личности в системе противодействия преступности»
Лекции Семинары С/Р Лекции Семинары С/Р
1. Предмет, метод и периодизация истории политических и правовых учений.            
2. Политические и правовые учения Древнего Мира.   2 (инте рактивный)     2 (инте рактивный)    
3. Политические и правовые учения в странах Арабского Востока, Средней Азии и Закавказья.          
4. Политические и правовые учения в Западной Европе в XI-XVI вв.          
5. Западноевропейские политические и правовые учения XVII-XIX вв. 2 (инте рактивный)     4 (инте рактивный)    
6. Политико-правовые учения в России XII-первой половине XX вв.            
7. Политические и правовые учения XX века в Западной Европе и Северной Америке 2 (интерак тивный)     2 (интерак тивный)    
Итого:            

Программа курса

ТЕМА № - 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ.

История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина. Предмет дисциплины. История политических и правовых учений в системе юридических наук ее соотношение с другими гуманитарными науками.

Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Взаимосвязь государства и права с учетом времени и места.

Методология изучения истории политических и правовых учений. Понятие метода. Общие, частные методы познания. Диалектико-материалистический метод, логический, исторический, сравнительный, системный, статистический и другие методы.

Научность как принцип познания политических и правовых учений.

Периодизация истории политических и правовых учений. Общая характеристика. Формационный, цивилизационный подходы в структурировании дисциплины. Тип цивилизации, уровень развития производительных сил и форм экономической эксплуатации – критерии периодизации истории.

Значение истории политических и правовых учений для общеобразовательной и профессиональной подготовки юристов-специалистов органов внутренних дел Российской Федерации.

ТЕМА № - 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.

Возникновение древнейших политико-правовых учений. Место мифов в политическом сознании раннеклассовых обществ. Взаимосвязь политических взглядов с общемировоззренческими. Принадлежность государственной власти. Соотношение политических и правовых учений Древнего Мира с моралью. Социально-политические теории Древнего Востока. Образование господствующих идеологий, их противостояние иным идеологиям.

Ведущие направления в политической и правовой идеологии Древней Индии. Образование новых идеологий и их основа. Характерные особенности брахманизма. Идеологический смысл учения о дхарме. Описание государственной власти в «Законах Ману». Кастовые предписания в древнеиндийских трактатах (Артхашастра, Манавадхармашастра).

Формирование и особенности буддизма. Правила вступления в монашеские общины. Социальные требования буддизма. Отражение взглядов буддизма и его изменения.

Общественно-политическая мысль Древнего Китая. Основные политические учения. Возникновение и развитие даосизма. Возникновение конфуцианства, его основные категории. Перенесение принципов конфуцианства в сферу политики.

Правила ритуала Конфуция, описание идеального общества. Политическая программа раннего конфуцианства.

Критика правления наследственной аристократии в учениях Мо-цзы. Моизм и его интересы. Противоречия в учении моистов. Идеальная организация власти. Место учения Мо-цзы в истории китайской политической мысли.

Учение легизма, его отличия от предшествующих политических и правовых учений. Особенность легизма, его идеология. Идеи легизма в различных сферах управления обществом и государством. Отношения между властью и народом. Программа централизации государства.

Методологическое значение истории востока. Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин возникших в государствах Древнего Востока.

Социально-политический строй Древней Греции. Общие черты полисной жизни. Рабство господствующий способ эксплуатации. Междоусобные войны. Политическая идеология Древней Греции. Состав философского мировоззрения. Правовая мысль Древней Греции и сравнительное изучение законов.

Политическое учение Платона. Диалоги «Государство и Законы». Платоновское определение справедливости. Представления Платона о государственной власти. Образ жизни третьего сословия. Аристократическая Спарта, прообраз идеального государства. Характеристика извращенных государств. Причины смены форм государства. Мнения Платона об идеальном государстве. Социально-политические программы Платона.

Политическое учение Аристотеля. Идеология полисной землевладельческой знати. Трактаты «Политика», «Этика», «Афинская политика». Идеалистическая метафизика Аристотеля. Образование государства и общества. Обоснование рабства. Частная собственность и рабство. Главная задача политической теории Аристотеля. Классификация форм государства. Правовая теория Аристотеля. Деление и особенности политического права.

Цицерон, его политическое учение. Представление о естественном происхождении государства и права. Аристократическая сенатская республика, как политический идеал Цицерона. Формы правления.

Светская юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний. Зарождение римской юриспруденции. Состав права Римской империи. Особенности естественного права, право народов, право граждан. Цель разграничения права.

Деление права на частное и публичное. Формула Ульпиниана.

ТЕМА № - 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ АРАБСКОГО ВОСТОКА, СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЗАКАВКАЗЬЯ.

Формирование политико-правовых учений и их связь новой мировой религией – исламом. Значимость религиозных проповедей Мухаммеда. Политическая обстановка в Арабском халифате. Борьба за власть в мусульманской общине. Мусульманская религия и политико-правовые доктрины ученых Арабского Востока. Связь с античной философией.

Политико-правовая идеология ислама, его основные направления и секты. Принцип ислама. Коран как основной источник мусульманского вероучения. Сунна - источник мусульманского вероучения. Коран и Сунна-основа религиозных, правовых, моральных норм.

Основные положения, содержащиеся в исламе. Социальное и имущественное неравенство.

Идеальная форма государственности. Принадлежность власти общине верующих. Ислам, как единство религии культуры и социально-политического устройства. Основные мусульманские дисциплины.

Направления и религиозные течения ислама. Суннизм и Шиизм. Мазхабы (религиозные школы) сложившиеся в процессе развития мусульманского правоведенья. Различные приемы толкования – применения права, действовавшие в разных частях арабского мира. Отличие Суннизма и Шиизма.

Зарождение хариджизма и иных сект. Отличия хариджитов и шиитов. Учения хариджитов, религиозный фанатизм и нетерпимость, практикуемые ими религиозные убийства их последствия.

Политико-правовые идеи Аль-Фараби, Ибн-Сина. Аль-Фараби первый философ арабов. Основные сочинения. Проблема постижения истины философией. Проект идеального общества (город-государство). Классификация человеческих обществ. Моральные категории добра и зла, отношения к труду, как исходный принцип существования деления государств на добродетельные, коллективные, невежественные. Отличие политико-правовых доктрин Аль-Фараби, от политико-правовых учений западноевропейских мыслителей.

Политико-правовое учение Ибн-Сина. Основные сочинения. Направления политической мысли. Концепция развития государства. Соотношение закономерности развития общества и государства. Этапы развития общества их характеристика. Деление государств с учетом их политики. Отражение религиозного мировоззрения на политико-правовую идеологию стран Арабского Востока.

ТЕМА № - 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XI-XVI вв.

ПадениеРимской империи, завершение периода истории Древнего Мира. Дробление Западной Европы на мелкие феодальные государства. Место католической церкви в феодальном обществе Западной Европы. Идеологическое господство религии и церкви. Борьба за власть и привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами. Теократические теории происхождения государства их суть (теории - нравственного закона, двух мечей, солнца и луны и т.д.).

Теоретическая поддержка королевской власти в борьбе с феодальной раздробленностью. Средневековые юристы. Защита средневековыми юристами светской власти. Последствия (школы канонистов). Противодействия императоров и римских пап.

Зарождение и развитие христианства. Главные источники суждения о политической мысли раннего христианства. Структура Нового завета. Борьба между церковью и ересями. Эволюция христианства. Возникновение антицерковных сект (гносис – знание) их учения.

Признание христианства государственной религией.

Обоснование притязания церкви на участие в государственной власти теократическими теориями. Учение Иоанна Златоуста. Учение гиппонского епископа (Северная Африка) Аврелия Августина (Блаженный). Общая характеристика его произведения «Град божий».

Призывы насильственного приобщения к христианской вере. Свободная воля людей, как источник зла. Оправдание Августином государства в поддержке социального порядка. Частная собственность и имущественное неравенство - божественное установление. Деление на богатых и бедных. Характеристика «христианского государства», как образец «земного града».

Значение христианства в истории общественно-политической мысли.

Политико-правовое учение доминиканского монаха Фомы Аквинского (1225-1274 гг.). Использование политических трудов Аристотеля.

Место учения о законах в политико-правовой доктрине Фомы Аквинского (Вечный закон, Естественный закон, Человеческий закон, Божественный закон.). Сущность учения о законах. Современная католическая теория и учение Фомы Аквинского. Учение Фомы Аквинского о государственной власти в обосновании теократических теорий. Элементы государственной власти (сущность, происхождение, использование). Классификация форм государства.

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского, как апологией западноевропейского феодализма.

Еретические движения, форма политико-правовой идеологии оппозиционной феодализму. Еретическое движение Богомилов. Его значение и распространение в различных странах.

Новые еретические движения. Бюргерская ересь. Ересь лоллардов. Период реформации. Выступление Яна Гуса. Образование в гуситском еретическом движении двух течений – чашников и таборитов. Политические программы чашников и таборитов. Причины поражения таборитов.

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Критика теократических теорий. Виды законов их цели (Божественный, человеческий законы). Своеобразие человеческого закона. Обоснование принадлежности народу законодательной власти.

XVI в. - век духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений. Культура Возрождения, общая культура для всех стран западной Европы.

Политико-правовое учение Николо Макиавелли (1469-1527). Политико-правовая идеология, в сочинениях Николо Макиавелли. Природа человека. Государство, как отношение между правительством и подданными. Способность правительства повелевать подданными. Цель государства и основа его прочности. Незыблемость частной собственности и безопасность личности. Особенность учения Николо Макиавелли (Республиканская форма правления). Стремление опровергнуть обще мнение о порочности народа. Взгляды Николо Макиавелли на свободное государство. Взгляды Николо Макиавелли на законодательство и право. Религия, как важнейшее средство политики. Отделение политики от морали.

Прогрессивность политического учения Макиавелли. Отделение политики от морали, противопоставление ее общераспространенным представлениям о должном, недолжном, постыдно и похвальном. Мнения о государственном деятеле. Идеал государственного деятеля (Романьи Чезаре Борджиа).

Жестокость вероломство и авторитет верховной власти. Рекомендации правителям государств.

Влияние произведений Николо Макиавелли на последующее развитие политико-правовой идеологии.

XVI век (Реформация), век массовых движений против католической церкви в ряде стран Центральной и Западной Европы.

Политико-правовые воззрения Мартина Лютера. Отношение Мартина Лютера к светской власти, основанное на представлениях о жизни человека в двух сферах (евангелия и закона). Сочинения «О светской власти».

Выступления против католического духовенства, отстаивание позиций самостоятельности государства по отношению к церкви.

Политическая программа Томаса Мюнцера (1490-1525гг). Особенность толкования реформации и крестьянского движения. Призывы к полному социальному перевороту. Близость политической программы Мюнцера к коммунизму.

Война католиков и лютеран на территории Германии. Распространение лютеранства, как предпосылка возникновения радикальных религиозно-политических течений.

Кальвинизм. Основатель течения Жан Кальвин (1509-1564гг.). Управление общиной верующих. Ранний кальвинизм, проявление теократических тенденций. Развитие кальвинизма, утверждение идеи независимости кальвинистской церкви от государства. Право церкви судить о ряде действий государственной власти. Идея абсолютного предопределения судьбу каждого человека.

Результаты Реформации.

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена (1530-1596 гг.). Обоснование абсолютизма и критика монархомахов. Характеристика сочинений Ж. Бодена. Обоснования понятия суверенитета. Учение о государстве. Государство, как правовое управление семьями. Семья основание и ячейка государства. Критика утопии. Форма государства. Отвержение деления форм государства на правильные и неправильные. Отношение к демократии, аристократии. Лучшая форма государства. Теория насилия. Мнения о монархии избирательной. Королевская монархия. Вопрос о сложных государствах (два вида государственных соединений основанных на неравенстве и равенстве).

Политико-правовые идеи раннего социализма. «Утопия» Томаса Мора. «Город Солнца» Томмазо Кампанелла.

Идеи Платона об общности имущества, приведшие к появлению произведений, заложивших основы социализма Нового времени. Общая характеристика сочинений Томаса Мор. Вопрос о причинах преступности в обществе. Идеи о собственности как основе общества. Вопрос о сложности и запутанности законодательства в интересах богачей.

Государственные учреждения, нравы жителей острова Утопия. Утопия как федерация. Устройство и управление каждого из городов. Порядок формирования должностных лиц. Демократизм учреждений. Проблема наказаний. Особенности рабства. Отношение к войнам. Препятствия на пути учреждения нового строя.

«Город Солнца». При его описании автор во многом следует Томаса Мор. Отличия от «Утопии». Описание порядков «Города солнца». Три принципа управления в «Городе солнца». Центральная иерархия должностных лиц. Порядок подчинения. Обсуждение важнейших вопросов жизни и деятельности города. Способы сочетания демократии и правления ученых специалистов. Полномочия Большого Совета. Право, правосудие, наказание. Вопрос о государственной необходимости. Порядки Города Солнца, как образец для посильного подражания.

ТЕМА № - 5 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XVII-XIX вв.

XVII в. в Западной Европе, период начала революционного свержения сословно-феодального строя. Протестантство, как идеологическое знамя антифеодального движения. Оценка общественных отношений с позиций «здравого разума». Социальная основа революций XVII в. Теория естественного права воплощение нового мировоззрения.

Гуго Гроций (1583-1645гг.), теоретик школы естественного права. Природа человека исходный пункт учения Гроция. Человеческий разум-источник естественного права. Право волеустановленное и его деление. Противопоставление требований естественного права, нормам права волеустановленного.

Теория договорного происхождения государства. Государство, как совершенный союз свободных людей. Признаки государства. Проблема международного права. Проблемы формы правления. Изменение формы правления. Прогрессивные международно-правовые взгляды. Осуждение агрессивных, захватнических войн. Интернациональный характер теории естественного права и идеи общественного договора.

Политическое и правовое учение Б.Спинозы. Понятие и общая характеристика естественного права. Взгляды Спинозы на государство. Спиноза - сторонник идеи общественного договора. Суждения о праве и законе. Взгляды Спинозы на абсолютную монархию. Обоснование свободы совести, науки, мнений, слова. Своеобразие идеи общественного договора в концепции Спинозы. Проблемы политики и права. Особенность демократии. Политико-правовое учение Спинозы, как шаг к постижению сущности государства и права.

Кальвинизм и его разновидности – идеологическое знамя революционных сил. Различные интересы классов участвующих в революции.

Гоббс Учение о праве и государстве Томаса (1588-1679гг.). Влияние на учение Гоббса классовых столкновений в гражданской войне. Два пути поведения человека (эгоизм и стремление). Понятие естественного права. Представления о государстве (библейское чудовище). Формы государства и предпочтение Гоббса неограниченной монархии. Сущность неограниченности власти и прав правителя государства. Оценка доктрины Гоббса в истории политической мысли.

Политико-правовое учение Дж. Локк (1632-1704 гг.). Итоги «Славной революции» и их теоретическое обоснование в трудах Джона Локка. Особенность учения Локка. Обоснование частной собственности. Наказание, как средство обеспечения естественных и других законов. Гарантии естественных прав и законов. Государство, как гарант естественных прав. Пределы власти государства при различных формах правления. Гарантия и воплощение свободы. Законодательная и исполнительная власть. Подзаконность деятельности монарха. Идея принципа разделения властей.

Влияние политического учения Джона Локка на последующее развитие политической идеологии.

Идейная борьба во Франции XVII в. Причины антифеодальных революций. Программа антифеодального движения во Франции. Отражение социальных низов в идеологии социализма.

Политико-правовое учение Ш. Монтескье (1689-1775 гг.). Политическая доктрина в идеологии просветительства. Политически организованное общество, как исторический процесс. Закономерности общественной жизни. Ведущая роль физических причин определяющих общественную жизнь. Характеристика моральных причин. Идеал свободы и формы государства. Виды форм правления их характеристика. Принцип разделения властей, его новизна в учении Монтескье. Роль учения Монтескье в развитии политической мысли.

Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.). Социально политические воззрения Жан-Жака Руссо. Общая характеристика его работы «Рассуждение о науках и искусствах». Политическое учение и представления о догосударственном состоянии. Появление неравенства, ступени общественной жизни. Суждение о естественном состоянии права. Деспотия, второе естественное состояние. Понятие общественного договора. Отношение к частной собственности. Условия общественного договора. Суверенитет народа и его признаки. Эгалитаристский характер воззрений Руссо. Влияние концепции Руссо общественное сознание и на развитие событий в период Великой французской революции.

Политико-правовая программа Гракх Бабеф (1760-1797 гг.). Теоретик тайного общества. Идеи бабувизтов, о революционном правительстве. Меры, направленные на уничтожение частной собственности. Проект создания Большой национальной общины и ее коммунистические начала. Мысль о простате законодательства в будущем обществе. Теория Бабефа, как детально разработанная концепция коммунизма. Недоверие наукам и искусству. Проект декрета об управлении, его характеристика. Общеобязательность и полезность физического труда.

Влияние политико-правовой программы Бабефа на последующее развитие социалистической идеологии.

Влияние Французской буржуазной революции на социально-политическую обстановку Германии.

Кардинальные проблемы немецких земель и пути их решения (создание национального единства, демократизация государственно-правового строя, отмена крепостничества). Мнения различных слоев населения о французской революции. Роль немецкой классической философии в развитии общественной теории. Программные требования в философских доктринах.

Политическое учение Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Характеристика политико-правовых взглядов Канта. Противопоставление эмпирического и априорного видов познания. Практическая философия Канта и проблемы поведения человека. Методология критического рационализма. Особенность кантовского рационализма. Понятие нравственного закона. Связь правовой теории с этикой. Особенности понятия права. Отказ от решения вопроса происхождения государства. Конституционная монархия будущая форма правления Германии. Будущее развитие человечества. Учение о международном праве.

Политическое учение Г. Гегеля (1770-1831 гг.). Абсолютное знание (истина) исходный методологический принцип доктрины. Совокупность теоретических знаний – философская система Гегеля. Государство и право – предмет философии духа. Наука о праве есть часть философии. Задача философии. Понимание предмета метода философии права. Отрицание основополагающего принципа естественно-правовой школы. Всеобщая свобода. Три ступени развития права. (Абстрактное право, мораль, нравственность.) Семья, гражданское общество, государство. Учение о внешнем государственном праве.

Влияние политического учения Гегеля на развитие политико-правовой мысли.

Общая характеристика политических взглядов социалистов утопистов (Сен - Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн). Порицание развивающегося капитализма. Критика его пороков. Социалистические теории XIX века. Значение промышленного переворота. Деление общества на классы, их противоречия. Экономические основы классового деления общества. Разнообразие представлений о будущем государстве, его роли в переходе к идеальному обществу. Оуэн, противник государственных реформ. Идеи Сен-Симона о помощи государства в проведении социальных реформ. Движение рабочего класса Англии (чартизм). Противоречия политических взглядов Сен-Симона и чартистов. Взгляды Фурье, Оуэна и их последователей на идеальное государство, на отсутствие управления и принуждения. Осуждения разобщения народов по государствам и войн между ними. Стремление некоторых критиков капитализма облечь свои идеи в форму христианства (Ламенне, Бюше).

Политическая мысль в Европе во второй половине XIX века. Юридический позитивизм. Противоречия и конфликты гражданского общества. Рост общественной роли государства. Попытки применения некоторых идей социологии к учению о праве.

Учение Рудольфа Иеринга (1818-1892 гг.) Идея социологического обоснования права и государства связь с апологией гражданского общества. Необходимость государства, как инструмента охраны общества от интересов индивидов. Государственная власть. Отношения к праву. Влияние учения Иеринга на развитие буржуазно-политической и правовой мысли.

Учение Герберта Спенсера (1820-1903 гг.). Общество, как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции. Обязанности государства на первом этапе существования. Смена типов общества. Различие военного и промышленных обществ. Возвеличивание устоев капитализма. Правительственное вмешательство в промышленность, торговлю и духовную жизнь как пережиток военного режима. Политические права, как средство обеспечения индивидуальных прав. Причина несостоятельности государственного социализма и коммунизма.

Учение Фридриха Ницше (1844-1900 гг.). Представления о прогрессивном характере развития их ошибочность. Орудие рабов против господ – мораль. Государство, как средство насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного человека. Основные типы государственности. Аристократическая концепция права. Антисоциалистические убеждения Ницше.

Политико-правовая теория Карла Маркса (1818-1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.). Основные положения марксизма. Азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, есть прогрессивные эпохи развития общества. Необходимость и близость насильственной коммунистической революции. Классовая сущность государства и права. Классовый подход к государству и праву в марксистской теории. Отражение идей диктатуры пролетариата в «Критике Готской программы». Идеи о возможности «легальной» социалистической революции. Идея отмирания политической власти в коммунистическом обществе. Организация Международного Товарищества Рабочих.

ТЕМА № - 6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XII ВЕКА, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

Политико-правовые идеи в летописях и памятниках древнерусского права. Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии. Отражение суждений Иллариона в летописях. «Повесть временных лет». Опровержение византийской идеи о возникновении киевского государства. Норманнская теория происхождения русского государства. Тенденция феодальной раздробленности и ее отражение в «Поучении» князя Владимира Мономаха. Отражение политико-правовых идей в «Русской Правде». Летописи Великого Новгорода. Отражение политических призывов в политической литературе XII - XIIIвеков. Политическая мысль в «Слове о полку Игореве». «Моление Даниила Заточника». Идеализация единовластия князя.

Признание роли Москвы. Идея величия власти московских государей и ее отражение в теории «Москва-третий Рим». Обоснование теории псковским монахом Филофеем в начале XVI века. Отражение истории человечества в теории. Внешнеполитический аспект «Теории Москва-третий Рим».

Церковное землевладение на Руси. Раскол церковников, возникновение течений нестяжателей и иосифлян. Позиция нестяжателей. Позиция иосифлян. Политическое учение И.Пересветова. Характеристика боярского засилья. Место военной реформы в предложениях Пересветова. Рекомендации царской власти в укреплении государства. Антибоярская направленность программы Пересветова. Программа укрепления и развития самодержавия в произведениях Пересветова.

Политико-правовая мысль эпохи абсолютизма во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. Окончательное оформление русского государства, как абсолютной монархии. Официальная доктрина абсолютизма. Идея общего блага. Административные методы вмешательства в преодоление отсталости страны. Неэффективность многих предписаний Петра I. Иностранные влияния на политико-правовую мысль России.

Обоснование абсолютизма в произведениях Ф. Прокоповича. Призыв сочетать природу и науку. Осуждение превосходства духовной власти над светской. Взгляд на форму правления, зависимость от народного соглашения. Отрицание демократии и аристократии. Монархия, как единственно правильное государство.

Обоснование абсолютизма в произведениях В.Н. Татищева. Осуждение папской власти. Состояние вольности – естественное состояние. Внешние ограничения воли. Зависимость формы правления от объективных условий. Представительная система – признак аристократии. Естественные и гражданские законы. Обоснование сословной структуры. Показатели государственной мощи. Осуждение крепостного права в теории Татищева. Всесилие просвещения законов. Выступления за обновления законодательства.

Политические воззрения Посошкова. Положения сословий и политики государства. Крестьянство – основной производительный класс. Меры защиты крестьянского хозяйства от разорения помещиками. Положение купечества. Царская власть. Суждения о законах. Предлагаемый порядок принятия нового Уложения. Место суда. Гарантии правопорядка. Совершенствование права и его гарантий.

Критика крепостничества и абсолютизма. Ужесточение помещичьего произвола. Манифест Петра III (18 февраля 1762 г.). Уложенная комиссия.

Политическое учение А.Н. Радищева. Основа политико-правовых взглядов. Взгляды на крепостничество и его несостоятельность с позиции теории естественного права. Выступления против самодержавия. Особое место критике самодержавия. Концепция народной революции Радищева. Ода вольность. Республиканский строй в будущей России. Частная собственность – основа общества. Значение революционно - демократической программы Радищева.

Дворянский буржуазный либерализм первой половины XIX века. Формирование дворянского бюрократического аппарата. Государственная политика и интересы дворянства. Влияние крепостного права на развитие страны. Противостояние либеральной и консервативной идеологии.

Вступление на престол императора Александра I, его обещания народу. Проекты Сперанского по усовершенствованию государственного строя империи. Теоретическое обоснование. Обеспечение безопасности личности, как основная цель государства. Внешний образ правления. Рассуждения о силе правительства. Проекты 1802-1803 гг. Рассуждения Сперанского о республиканской форме правления. Деспотия - третья система правления.

Предостерегающие рассуждения в проектах реформ и записках. Сущность предлагаемых Сперанским реформ. Гражданские политические права. Деление российского народа на три класса (дворянство, среднее состояние, народ рабочий). Рассуждения о законах и власти.

Политико-правовые идеи декабристов. Первое декабристское общество, его статус, цель. Создание Северного общества. Общие цели обществ. Проект конституции Муравьева.

П.И. Пестель о сущности государства и права. «Русская Правда» - программный документ Южного общества.

Выступление П.И. Пестель, против установления имущественного ценза. Республиканские настроения. Проекты о законодательной, исполнительной власти. Отличия суждений П.И. Пестель, от суждений Н.М. Муравьева. Разногласия Северного и Южного обществ. Образование «Общества соединенных славян», его место среди декабристов.

Политико-правовые идеи славянофилов и западников. Подавление выступления декабристов в России, роспуск легальных обществ. Идея официальной народности, провозглашенная министром просвещения Уваровым. Устои России.

Идеи западников. Т.М. Грановский - феодальный произвол, как основание презрения человечеству. Учение К.Д. Кавелина, о личности и ее месте в истории русского права. Осуждение крепостного права. Общие перспективы развития страны. Проблема прав личности.

Идеи славянофилов. Противостояние западникам. «Общинное начало», главная особенность России. Отношения к государству и внешней свободе. Самодержавие, как лучшая форма правления. Формула: «сила власти-царю; сила мнения-народу». Программа освобождение крестьян. Обмен идеями славянофилов и западников.

Просветительские политико-правовые идеи П.Я. Чаадаева. Пустота русской истории, отрыв России от других народов. Причины отрыва русской истории. Концепция религиозной философии П.Я. Чаадаева ее социальные мотивы. Порицание крепостничества. Противоречия идеологам официальной народности.

Политические и правовые учения первой половины XX века. Тенденция социализации гражданского общества. Повышение роли государства в регулировании экономических отношений. Буржуазная политико-правовая идеология. Социалистическая политико-правовая идеология. Критика юридического позитивизма, возникновение различных учений о праве.

Психологическая теория Л.И. Петражицкого. Зарождение права их психики индивида. Эмоции человека источник права. Эмоции, как главный побудительный элемент психики. Понятие права и теория Л.И. Петражицкого. Абсурдность отдельных положений Л.И. Петражицкого. Соотношение интуитивного и официального права. Общественно-политические идеалы Петражицкого и этический социализм. Значение правовой доктрины Петражицкого.

Религиозная трактовка власти Н.Бердяева, С. Булгакова.

Политико-правовое учение В.И.Ленина. Большевизм самостоятельное течение марксизма. Основная идея большевизма. Российская социал-демократия, направляющая сила рабочего движения. Борьба за создание партии. Раскол партии социал-демократов. Политико-правовая идеология меньшевиков. Политико-правовая идеология большевиков. Партийное руководство - важное условие диктатуры пролетариата в России. Суждения В.И.Ленина о демократии. Развитие партийно-административной системы.

ТЕМА № - 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX-го ВЕКА в ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ.

Тенденции развития современной западной политико-правовой мысли. Зрелый капитализм и расширение масштабов деятельности государственной власти. Обновление социально-политической теории. Теоретическое содержание современных политических учений. Развитие политических учений на современном этапе. Идеологическое содержание современных западных политико-правовых учений. Неолиберализм и консерватизм.

Политическая и правовая теория солидаризма и институционализма. Теория социальных функций Л.Дюги. Критика марксизма в теории Л.Дюги. осознаваемая индивидами форма общественной солидарности, как порождение нормы социальной солидарности. Попытка сведения сущности права к социальной солидарности. Общественная солидарность и право. Отрицание субъективного права и субъекта права. Антилиберальная, промонополистическая роль концепции о замене субъективных прав обязанностями. Отношения к частной собственности. Критика народного суверенитета, противопоставление ему «синдикалистского федерализма». Предложение о замене избирательного права, пропорциональным представительством партий. Влияние теории солидаризма на буржуазную политическую идеологию.

Морис Ориу, основоположник теории институционализма. Определение института. Типы институтов. Корпоративные институты. Государство – публичная служба либерального порядка. Соотношение государства и других социальных институтов.

Теория государства всеобщего благоденствия. Формирование идей общественного благоденствия. Возобновление процессов формирования идеологии общественного благоденствия. К. Мюрдаль, создатель теории государства благоденствия. Признаки государства всеобщего благоденствия. Тенденции к демократизации политической жизни.

Теория плюралистической демократии, «конвергенции». Общие посылки в концепциях плюралистической демократии. Плюралистические воззрения, идеологов реформистского социализма. Обоснование идеала плюралистической демократии в учении Г.Ласки. Описание будущего общества. Критика учения о государственном суверенитете. Несогласие с концепцией правового государства. Программа перехода к промышленной демократии. Идея свержения господства буржуазии, путем насильственной революции. Критика тоталитарных режимов в плюралистической теории.

Теория «конвергенции», ее место в буржуазной политической идеологии. Политическая власть в конвергентном обществе. Конвергентные процессы и образуемая в результате единая социально-политическая система. Ошибки сторонников теории конвергенции. Влияние теории конвергенции на развитие буржуазной политико-правовой мысли.

Теория правящей элиты, технократии. Аристократическая идея о неспособности народных масс к управлению. Понятие и характеристика политики. Основатели теории Г.Моска, В.Паретто. Позиции элитизма Г.Моска. Его отношение к демократии. Позиции элитизма В.Паретто. возникновение и существование господствующей элиты. Основа человеческих поступков – остатки, инстинкты. Комбинация и распределение «остатков» и «производных». Проблема вырождения элиты.

Теория технократии. Приспособление государственно-монополистического капитализма к научно-технической революции. Возникновение новой социально-политической системы - технократии. Технократические идеи 30-х годов. Технократические теории в 60-70-е годы. Проповеди о технократии как о новой социально-политической системе. Положение о технократах, как о новом правящем классе. Политическая направленность технократических доктрин.

Реакционная сущность фашистской политической идеологии и практики. Фашизм - открытая террористическая диктатура. Сущность фашистской политической идеологии. Противоположность марксистско-ленинскому учению. Арийская раса – первоначальный носитель культуры. Мировое господство, как цель фашизма. Расизм, национализм, шовинизм составляющая социальная база фашизма. Геополитика, как оправдание агрессии и порабощения других народов. Фашистская концепция тоталитарного государства. Элитарные рассуждения в фашистской идеологии. Антикоммунистические интерпретации фашизма. Попытка изобразить фашизм, как случайное локальное явление.

Нормативистская теория Г. Кельзена. Основа политико-правового учения Г. Кельзена. Доктрина чистой теории права. Право, как совокупность норм осуществляемых в принудительном порядке. Основная норма – источник единства правовой системы. Отличия учения от концепций формально-догматической юриспруденции. Отождествление государства и права в политическом учении Г.Кельзена. Существование демократических и недемократических государств. Проект установления мирового правопорядка. Воздействие учения Кельзена на теоретические представления и юридическую практику в странах запада.

Школа свободного право Эрлиха. Социологическое направление в современной юриспруденции. Зарождение движения свободного права. Теория «живого права союзов» Е.Эрлиха. Социология права по Е.Эрлиху. Влияние новой методологии на понятие права. Суждения Е.Эрлиха о праве.

Противопоставление «правового установления», «живому праву» общественных союзов. Значение правотворческой роли суда и юристов практиков.

Р.Паунд - реалистическая теория права. Идеи прагматизма - мировоззренческая основа учения. Социологическая направленность концепции Паунда. Направления в современном праве (три аспекта). Цель права. Теория Паунда, последовательный вариант прагматистской теории права.

Теория возрожденного естественного права. Основные черты буржуазной философии права, теорий естественного права. Охранительный и консервативный характер доктрин естественного права XX века. Значение теории естественного права.

Планы семинарских занятий

ТЕМА № - 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: