Здравое слово о главе пятьдесят четвертой

Необходимость обращаться к слугам со словами «мой юноша» или «моя девочка» и отказа от выражений типа «мой раб» или «моя рабыня» обусловлена стремлением избежать употребления слов, противоречащих таухиду даже в малейшей степени. Это не является грехом, однако этикет требует соблюдения таухида путём замены подобных выражений благочестивыми словами, чтобы избегать даже намёка на недопустимое. Соблюдение речевого этикета свидетельствует о совершенстве искренности (ихласа) человека, особенно в отношении произнесения таких слов, которые очень важны в плане сохранения таухида.


Глава 55
О ТОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОТКАЗЫВАТЬ
ИСПРАШИВАЮЩЕМУ ИМЕНЕМ АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость оказания помощи тому, кто просил её именем Аллаха.

2. Необходимость удовлетворения просьбы просящего именем Аллаха.

3. Необходимость ответа на зов того, кто зовёт вас.

4. Необходимость выражения благодарности тому, кто сделал вам добро.

5. Если это невозможно, то необходимо помолиться за него.

6. Мудрость слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:...Пока не посчитаете, что вы его отблагодарили.

Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил вас о помощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдёте чем отблагодарить, то прочтите за него молитву, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили. Достоверный хадис, переданный Даудом и ан-Насаи*. (Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ахмад 2/68, 99, Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126; достоверный хадис).

*Этот хадис ясно указывает на запрет отказывать просящему именем Аллаха, однако это общее правило нуждается в разъяснении на основании Книги Аллаха и Сунны. Если нуждающийся просит то, что полагается ему из средств закята, то ему обязательно необходимо выделить средства в зависимости от его нужд и прав. Также если нуждающийся просит у обеспеченного человека, ему обязательно нужно помочь, в зависимости от просьбы просящего и благосостояния помогающего, тем, что не принесёт вреда ни ему самому, ни его семье.

Расходование из своего удела является великим столпом религии. Щедрость и благотворительность поощряются Аллахам, а скупость и жадность — порицаются. Всевышний Аллах побуждает Своих рабов делать пожертвования из своего имущества из-за великой пользы и большого вознаграждения за это. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы вырастили для вас из земли. Не стремитесь расходовать дурное из этого, чего бы вы и сами не взяли, если бы не зажмурили на это глаза. И знайте, что Аллах Богат и Славен! Шайтан обещает вам бедность и приказывает вам мерзость, а Аллах обещает вам Своё прощение и милость. Поистине, Аллах Объемлющий, Знающий!» (Корова, 267—268).


Глава 56
ЛИКОМ АЛЛАХА МОЖНО
ИСПРАШИВАТЬ ТОЛЬКО РАЯ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет испрашивать что-либо ликом Аллаха, кроме наивысшей цели — Рая.

2. Утверждение атрибута лика.

Джабир ибн Абдулла рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Ликом Аллаха можно испрашивать только Рая *. Этот хадис передал Абу Дауд. (1671; слабый хадис).

*Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Прибегаю к благородному лику Аллаха, к имени Аллаха Великого и к Его совершенным словам от зла ядовитых животных и сглаза, от зла того, что Он создал, от зла этого дня и от зла того, что за ним следует, и от зла жизни ближней и Будущей.

В этой и других молитвах посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Всевышнего того, что приближало бы его к Раю и удаляло от деяний, которые отдаляли бы его от него. Поэтому он просил ликом Аллаха и светом Его лика только того, что приближало его к Раю, как то приводится в одном из достоверных хадисов: О Аллах, я прошу у Тебя Рая и тех слов и деяний, которые приближают к нему; и я прибегаю к Тебе от Огня и тех слов и деяний, которые приближают к нему (Ибн Маджа (3846) от Аиши). Это отличается от просьб об имуществе, пропитании или достатке в стремлении к мирским благам. Приведённый в тексте хадис, без всякого сомнения, указывает на запрещение просить ликом Аллаха о мирских нуждах, и поэтому между хадисами нет противоречия. Хотя Аллаху ведомо об этом лучше.

Существование атрибута лика Аллаха истинно, несмотря на то, что данный хадис является слабым, так как это подтверждается аятами из Корана и другими достоверными хадисами.

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТОЙ И ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ

Первая глава, о которой идёт речь в данном разъяснении (т.е. глава 55), касается тех, к кому обращаются с просьбой. Если человек обращается с просьбой, сопровождая её самым великим средством убеждения, то есть именем Аллаха, то её необходимо удовлетворить из уважения к праву Аллаха и ради возвеличивания Его, а также для соблюдения права своего брата, прибегнувшего к такому великому средству убеждения.

Следующая глава (56) касается испрашивающего, который обязан уважать имена Аллаха и Его атрибуты и не обращаться с мирскими просьбами посредством лика Аллаха. Ликом Аллаха допускается испрашивать только самое главное и наивысшее устремление — вечное райское блаженство.

Ликом Аллаха можно испрашивать благосклонности Господа, блаженства увидеть Его лик и насладиться общением с Ним. Это является самой главной потребностью раба Аллаха, и её можно просить, исключительно обращаясь к лику Господа.

Что же касается мирских просьб и других мелких дел, то их следует испрашивать у Господа, но только не Его ликом.


Глава 57
О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ БЫ...»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Семейство Имрана».

2. Явный запрет на произношение выражения «если бы...» в случае какой-либо неприятности.

3. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана.

4. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.

5. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.

6. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия перед трудностями.

Всевышний Аллах сказал:

«Они говорят: “Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь”...» * (Семейство Имрана, 154).

Всевышний сказал также:

«Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”...» ** (Семейство Имрана, 168).

*Аз-Зубайр рассказывал о причине ниспослания этого аята во время битвы у горы Ухуд: «Я был с посланником Аллаха, когда усилился в нас страх, и Аллах послал на нас такой сон, что у каждого из нас подбородок упёрся в грудь. И, клянусь Аллахом, я слышал, как Муаттиб ибн Кушайр сказал: “Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь”. Я услышал это словно во сне, и запомнил это от него. По этому поводу было ниспослано: «Они говорят: “Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь”...» (Ибн Абу Хатим; достоверный хадис).

**Ибн Касир писал: «Это значит: “Если бы они послушались нашего совета остаться и не выходить, то не были бы убиты вместе с другими”. Однако Всевышний Аллах сказал далее: «Скажи им: “Отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!”» (Семейство Имрана, 168). Это значит: “Если уклонение избавляет человека от гибели и смерти, то вам следовало бы не умирать вообще, однако смерть непременно настигнет вас, даже если вы спрячетесь в высокой башне. Поэтому отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!”». Муджахид передал слова Джабира ибн Абдуллы: «Этот аят был ниспослан об Абдулле ибн Убаййе [главе лицемеров Медины. — Ред. ] и его сторонниках».

В битве при Ухуде Абдулла ибн Убайй отказался воевать и сказал: «Неужели он [посланник Аллаха. — Ред. ] оставил как моё мнение, так и своё, и последовал мнению этих подростков?» [его сподвижников. — Ред. ]. За ним последовало большое число людей. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа, упомянув о тех событиях, сказал: «Многие из них до этого не лицемерили, они были мусульманами и имели веру. Это свет, который Аллах привёл в пример людям: если бы они умерли до испытания и лицемерия, то умерли бы мусульманами. Однако они не были бы истинными верующими, которые, будучи в беде, не колеблются перед испытанием, равно как не были бы и истинными лицемерами, которые отступают от веры, попав в беду. В таком же положении находятся многие мусульмане в наше время или даже большинство из них. Если их подвергают испытанию, которое расшатывает верующих, их вера сильно ослабевает и многие из них впадают в лицемерие. Часть из них вообще отступается от Ислама, если враг одерживает верх. Их видели и мы, и другие, и в этом — поучительный урок. Однако при благополучии, либо когда мусульмане помогают им победить врага, они являются мусульманами, верующими в посланников как в душе, так и внешне. Но их вера колеблется в беде, вследствие чего они часто оставляют обязательные предписания и


нарушают запреты. Они относятся к тем, кто говорит: “Мы уверовали!” — но на что им отвечают: «Вы не уверовали; говорите: “Мы покорились”,— ибо ещё не вошла вера в сердца ваши...» (Комнаты, 14), — то есть та абсолютная вера, обладатели которой являются истинными верующими. Именно эта вера имеется в виду в Книге Всевышнего Аллаха и ни которую указывает Сунна Его посланника. В бедствии её обладателей не одолевает сомнение, которое сотрясает веру в сердцах других людей».

В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему:

Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся [перед трудностями. — Ред. ]. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно»,— поскольку «если бы…» открывает возможность для козней Шайтана. (Муслим [2664]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: