Здравое слово о главе пятдесять первой

Подтверждение прекрасных имён, которыми Всевышний назвал Себя Сам и которыми Его назвал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относится к основам таухида. При этом необходимо познать огромное значение этих прекрасных имён, признать их великолепие, поклоняться Аллаху посредством их и взывать к Нему ими.

Обращаясь с какой-либо духовной или мирской просьбой к своему Господу, рабу Аллаха следует обращаться к Нему посредством подходящего для данной ситуации имени, выбрав его из всех прекрасных имён Всевышнего. Если человек испрашивает для себя удела, то ему следует обращаться к Аллаху посредством Его имени Наделяющий благами (ар-Раззак). Чтобы получить Его милость либо прощение, к Нему следует обращаться как к Милостивому (ар-Рахман), Милосердному (ар-Рахим), Благотворителю (аль-Барр), Великодушному (аль-Карим), Всепомилующему (аль-‘Афу), Всепрощающему (аль-Гаффар), Принимающему покаяния (ат-Тавваб) и т.д.

Еще более лучщим является обращение к Нему с мольбой, мысленно представляя себе значения Его прекрасных имён, всем сердцем проникаясь ими, чтобы оно ощутило влияние этих замечательных качеств и усвоило их возвышенное значение.

Например, имена величия, возвышенности, славы, великолепия и достоинства наполняют сердца возвеличиванием Аллаха и глубочайшим почтением к Нему.

Имена красоты, благотворительности, благодеяния, милости и щедрости наполняют сердца любовью и стремлением к Аллаху, прославлением Его и благодарностью Ему.

Имена могущества, мудрости, всеведения и силы преисполняют сердце покорностью Аллаху, смирением и благоговением перед Ним.

Имена знания, осведомлённости и наблюдения наполняют сердце человека ощущением того, что Аллах постоянно следит за каждым его шагом, и он не позволяет себе дурных порочных намерений.

Имена богатства и доброты наполняют сердце ощущением потребности в Аллахе, чувством необходимости обращаться к Нему в любое время и в любой ситуации.

Подобные чувства, которыми преисполняются сердца благодаря осознанию рабом Аллаха Его имён и качеств, которыми он взывает к Нему и посредством которых он Ему поклоняется, являются самыми возвышенными, самыми прекрасными и самыми совершенными. Это есть наилучшие дары Аллаха, áëàãîäàðÿ êîторым человек поклоняется Ему, поскольку они


представляют собой дух таухида и Его благо. Осознавшему это открываются врата истинного, чистого таухида и совершенной веры, которую обретают лишь подлинные муваххиды.

Утверждение этих имён и атрибутов является основой для достижения этой наивысшей цели, а раскольничество в отношении них противоречит и совершенно несовместимо с ней.

Раскольничество имеет свои разновидности: некоторые раскольники отрицают значения имён и качеств Аллаха, как это делают джахмиты и их последователи. Другие уподобляют имена и качества Аллаха качествам Его творений, как это делают рафидиты-мушаббихиты и другие.

Иногда именами Всевышнего Аллаха именуют Его творения, что характерно для мушриков, а в частности для язычников доисламской Аравии. Они произвели имя ал-Лат от имени Всевышнего аль-Илаh, аль-Узза — от имени Аллаха аль-Азиз, а Манат — от Его имени аль-Маннан (Всемилостивый). Используя прекрасные имена Аллаха для этих названий, они тем самым уподобляли Ему свои божества, приписывали им право на поклонение, которое принадлежит только Одному Аллаху.

Сущность же раскольничества в отношении имён Аллаха состоит в изменении их истинного значения, будь то в словесной или смысловой форме, или путём неверного их толкования, что полностью противоречит таухиду и вере.


Глава 52
О НЕДОПУСТИМОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ

«МИР АЛЛАХУ»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл слова «мир».

2. Указание на то, что это является приветствием.

3. Это приветствие неприемлемо по отношению к Аллаху.

4. Указание на причину этого.

5. Как нужно обращаться к Аллаху.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Масуда: «Как-то мы были вместе с Пророком на Намазе и сказали: “Мир Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то...”. Услышав это, Пророк сказал нам:

Не говорите “мир Аллаху”, ибо, поистине, Аллах Сам есть Источник мира *. (Аль-Бухари 2/266, Муслим (402) и (58), Абу Дауд (968), Ибн Маджа (899) и ан-Насаи 2/240).

*У аль-Бухари продолжение этого хадиса выглядит следующим образом: «...Поистине, Аллах Сам есть Источник мира. Когда же кто-либо из вас совершает Намаз, то пусть говорит: “Приветствия, мольбы и благие слова — Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение! Мир нам и праведным рабам Аллаха!”,— поистине, если вы скажете это, оно достигнет каждого праведного раба Аллаха в Небесах и на Земле. — “Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник”».

В первые годы распространения Ислама сподвижники посланника Аллаха говорили в Намазе: «Мир Аллаху от рабов Его, мир Джибрилю и Микаилю...». Пророк запретил им это, объяснив смысл слова «мир» (ас-Салам: см. Здравое слово о главе 52) и научив их подобающему Ему приветствию: «Приветствия, мольбы и благие слова — Аллаху...».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда заканчивал Намаз, трижды просил прощения у Аллаха и говорил: О Аллах! Ты свободен от всякого несовершенства, и от Тебя исходит Мир, Благословен Ты, о Обладатель величия и почёта! (Муслим (591) от Саубана). Другой хадис гласит: «Поистине, это — приветствие обитателями Рая своего Всевышнего и Благословенного Господа» («ат-Таргиб ва-т-Тархиб» аль-Мунзири 4/271, однако он сказал, что это является не речью, а словами Мухаммада ибн Али ибн аль-Хусейна). Книга Аллаха свидетельствует о том, что Аллах так же будет приветствовать обитателей Рая: «“Мир!” в словах от Господа Милостивого» (Йа Син, 58).

Все мусульмане приветствуют друг друга словами: «Ас-саламу алейкум!» (Мир вам!). Отвечать на подобное приветствие, сказав «Ва алейкум ас-салам» (И вам мир!), — является обязанностью мусульман друг перед другом (см. суру «Женщины» 86). Существует два распространённых мнения о смысле слова «мир» (ас-салам) в этом выражении:

— «ас-Салам» здесь: имя Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Само же выражение означает: «Да ниспошлёт Аллах на вас Своё благословение, безопасность и т. п.»,

— «ас-салам» здесь: благополучие, которого просит от Аллаха приветствующий.

„Ибн аль-Каййим сказал: «Окончательное же мнение состоит в том, что истина заключается в совокупности обоих мнений. Каждая из них является частью истины, сама же истина — в их совокупности. Объясняется это следующим правилом: “Тот, кто взывает к Аллаху Его прекрасными именами, может пожелать всё, что ему угодно, ища приближения к Нему (тавассуль) через имя, наиболее соответствующее его желанию и подходящее для его достижения”. Таким образом, взывающий к Аллаху получает заступничество пред Ним и приближается к Нему. Когда он говорит: “Господь мой! Прости меня и прими моё покаяние; поистине, Ты Принимаюший покаяния, Прощающий!, — то он просит две вещи и ищет близости через два Его имени, подходящих для достижения желаемого. Пророк сказал Абу Бакру,


когда тот спросил его о том, как ему взывать к Аллаху: Говори: “О Аллах” Поистине, я был сильно несправедлив к самому себе, но никто, кроме Тебя, не прощает грехи. Даруй мне Своё прощение и смилуйся надо мной, ведь Ты — Прощающий, Милостивый!” (аль-Бухари 13/317, Муслим (2705) от Абдуллы ибн Амра).

Когда же сущностью желаемого является благополучие, являющееся наиболее важным фактором для человека, то это излагается в форме пожелания с упоминанием одного из имён Всевышнего Аллаха — ас-Салам — через которое и просят от Него благополучия. Само же слово “ас-Салам” содержит в себе два значения: упоминание Аллаха и пожелание благополучия, являющиеся целью приветствующего. Поэтому “ас-саламу алейкум” содержит в себе одно из имён Аллаха и просьбу о ниспослании Им благополучия. Вдумайся в пользу этого. Именно с этим является освобождение и избавление от зла и пороков. Именно с этим смыслом данное приветствие и находится в обращении».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow