Матрица игнорирования учитывает все возможные комбинации типов и уровней игнорирования. Игнорирование в любом квадрате включает в себя игнорирование во всех квадратах, расположенных снизу и справа от него.
Психотерапия при психосоматических заболеваниях Матрица игнорирования
Уровень иг- | Тип игнорирования | ||
норирования | |||
Наличие | Т1 Стимулы | Т2 Проблемы | ТЗ Возможность |
* | выбора | ||
Значимость | Т2 Значимость | ТЗ Значимость | Т4 Значимость |
стимулов | проблемы | возможности вы- | |
\* | бора | ||
Изменения | ТЗ Изменчи- | Т4 Разреши- | Т5 Имеющаяся |
возможно- | вость стимулов | мость проблемы | возможность вы- |
стей | Р | бора | |
Личностные | Т4 Способ- | Т5 Способность | Т6 Способность |
способности | ность человека человека решать | человека действо- | |
реагировать | свои проблемы | вать в^соответст- | |
по-другому | ВИИ С ВОЗМОЖНО- | ||
1 стью выбора |
Упражнение 1
Вспомните последнюю ситуацию, которая закончилась для вас неблагоприятным образом. Такая ситуация представляет собой проблему, которую вы не решили. Вернитесь к этой ситуации и попробуйте выявить аспекты реальности, которые вы игнорировали. Смогли бы вы повести себя в этой ситуации по-другому? Игнорировали ли вы в этой ситуации способность других людей поступать каким-то определенным образом? Были ли в этой ситуации другие возможные пути ее разрешения, которые вы не использовали? Можете ли определить, в чем выразилось преувеличение? Какие свои черты, свойства других людей или аспекты ситуации вы преувеличили?
Если вы работаете в группе или у вас есть друг, который хочет вам помочь, попросите его высказать свое мнение о ваших ответах. Нам часто легче обнаружить игнорирование и преувеличение у других людей, чем у себя.
Независимо от того, получили ли вы ответы на все вопросы, помните об этой ситуации.
Глава 3
Упражнение 2
Вернитесь к одной из проблемных ситуаций, рассмотренных ранее. Можете ли вы определить пассивные поведения, используемые вами в этой ситуации? Вновь проиграйте ее в уме. Когда вы приблизитесь к моменту включения пассивного поведения, представьте себе, что находитесь во Взрослом и используете для решения данной проблемы весь потенциал взрослой личности: ее мышление, чувства и поведения. Чем тогда будет отличаться ваше поведение?