О мозге, масляных красках и цветах папоротника

Так уж сложилось, что для юга Украины иконы на стекле – явление чуждое и незнакомое. Я сама с трудом припоминаю, где и когда впервые столкнулась с ним. Дело было в школе.

Я, молодой специалист по декоративной росписи, следуя программе, должна была провести несколько уроков по росписи стекла. Не той, более современной росписи стекла на бутылках, вазах и рюмочках, а настоящей «живописи под стеклом», народных картинках, берущих начало от икон на стекле. Наскоро ознакомившись с технологией (вроде ничего сложного, рисунок тушью плюс масляные краски), я взялась за дело. Опыт был ошеломительным.

Начать с того, что рисунок надо делать шиворот-навыворот, задом наперед, в зеркальном отображении, поскольку при повороте стекла на лицевую сторону он становиться обратным.

И сложность представляло не только написание букв. Положение фигур, лица, всё, ВСЁ выглядит совершенно иначе, если его повернуть в обратную сторону, и не всегда красиво, это приходилось учитывать.

Возможно, это особенности восприятия из-за лево - правополушарного строения мозга. Но в этом же было нечто неизъяснимо привлекательное, некая целительная арт-терапия, способствующая возникновению новых связей между полушариями, расширению внутренних возможностей и горизонтов мышления.

Скажем, сейчас, спустя тринадцать лет, я свободно читаю буквы в прямом и зеркальном отражении, не вижу разницы, и, глядя на рисунок напросвет, мне уже приходится проверять себя, а с какой же стороны нанесена тушь, чтобы с той же стороны нанести краску.

Еще один аспект, оказавшийся неожиданным для меня в живописи на стекле – это стиль.

Я современный человек, отягченный художественным образованием, и стиль народного примитивизма западно-украинских крестьян мне абсолютно чужд и непонятен в принципе, но.… Но, оказалось, что это целая вселенная виртуальных миров.

Можно вдохновиться и использовать какой угодно стиль, от язычески- народных лубочных картинок до кельтских плетенок, от плавно-текучих линий модерна до бешеной энергетики византийских эмалей на золоте, от классической французской и итальянской готики до переработки фотографий современных святых.

А можно создать свой стиль, множество своих стилей! Ведь даже две иконы, сделанные с одной прориси, все равно получатся разными благодаря мелким движениям руки, отражающихся на линиях рисунка тушью, разного колорита при замесе красок и неповторимого наложения мазков.

То есть каждая икона или картинка на стекле неповторима и уникальна, как снежинка, среди которых одинаковых нет. Каждая – единственная в своем роде.

Еще один момент в живописи на стекле, который я считаю особым – её современность.

Мне кажется, что современные люди, выросшие на цветных и ярких мультфильмах, владеющие навыками работы в фотошопе, имеющие понятие о послойном изображении, о заливке цветом и создании фактур, имеют, так сказать, культурологически больше шансов и возможностей воспринять живопись на стекле в сравнении с людьми 17-19 веков или даже людьми советского времени.

И с технической стороны – это искусство очень легко в исполнении, не требует никакого специального образования и занимает не много времени. Масса положительных эмоций за короткий срок для людей, желающих украсить свой дом яркой, магической, эксклюзивной вещью, не страдающих при этом излишней усидчивостью.

Вот такая получилась история. Иногда пойдешь в лес по грибы, а найдешь цветок папоротника. Или увлечение на всю жизнь, что, в общем-то, одно и то же. Этого я Вам и желаю. Тем, кто попробует пойти в лес. Удачи!

Помян Василиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: