Стремление к благому

Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передал, что, когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приходил человек, просивший чего-либо для себя или для других, он всегда говорил (тем, кто у него находился): "Ходатайствуйте (за просящих)037, и вы получите награду, а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего пророка".

Аль-Бухари и Муслим

Этот полезнейший хадис заключает в себе одну из важных основ религии. В нем говорится о том, что рабу следует стремиться к совершению благих дел, независимо от того, осуществится желаемое полностью или частично, либо из этого вообще ничего не получится, и это подобно ходатайству за нуждающихся в чем-либо перед владыками и влиятельными лицами. Многие люди отказываются от подобных действий, если не знают, будет ли принято их ходатайство, тем самым лишая себя великого блага, которое они могли бы получить от Аллаха, а своего брата — того благодеяния, которое мог бы оказать ему ходатай. Вот почему пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим сподвижникам помогать нуждающимся посредством ходатайства за них, тем самым побуждая их добиваться награды Аллаха, ведь он сказал: "Ходатайствуйте, и вы получите награду..." Аллах любит благое и угодное Ему ходатайство038, ведь Всевышний сказал:

"Тому, кто заступится хорошим заступничеством, будет от Него удел".

"Женщины", 85

Стремясь получить свою награду, ходатай в то же время стремится и оказать благодеяние своему брату, так как в случае успеха получится, что он сделал ему добро.

Кроме того, часто бывает так, что ходатайство человека становится причиной полного или частичного удовлетворения желаний того, за кого он ходатайствует, а стремление к совершению благого, которое может осуществиться или не осуществиться, является очевидным благом, приучает души оказывать другим людям помощь в благих делах и готовит почву для такого заступничества, которое будет принято, на что, по меньшей мере, можно надеяться.

Ходатайство приносит пользу, ибо говорит о стремлении к избавлению от всего, что приводит людей к отчаянию, ведь поиски и стремление свидетельствуют о надежде и намерении добиться желаемого, тогда как обратное свидетельствует об обратном. В этом хадисе указывается на то, что желательно направлять людей к совершению благого. Кроме того, в нем говорится, что заступничество не обязательно будет принято, поскольку это может произойти лишь в том случае, если ходатайствуют с целью удовлетворения законных прав тех, за кого просят, ибо эти права должны соблюдаться и без заступничества. Если же в подобных случаях обращаются еще и с ходатайством, то удовлетворение таких прав становится еще более обязательным.

В этом хадисе имеется также указание и на милосердие пророка (мир ему и благословение Аллаха), стремившегося к тому, чтобы члены его общины приходили к благу самыми разными путями. И это — лишь один из многих тысяч примеров, свидетельствующих о милосердии и сострадательности пророка. Ибо только благодаря его участию, наставлениям и руководству исламская община смогла обрести все благое и полезное для себя во всех отношениях, а помимо этого он еще и направлял членов этой общины к отражению всевозможных проявлений зла и всего того, что могло бы нанести им вред. Он довел до сведения людей все, что было ему поручено, выполнив возложенную на него миссию, и дал необходимые наставления своей общине. Да пребудут с ним, его семейством и его сподвижниками благословения Аллаха, мир и благодать!

Теперь о том, что касается слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): "... а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего пророка".

Решение039 Всевышнего, имеющее отношение к предопределению040, бывает двух видов. Первое охватывает собой не только все благо и все зло, все проявления покорности и ослушания, но и вообще все то, что было и будет. Что же касается второго, то оно носит более ограниченный характер и имеет отношение к предопределению в сфере религиозных дел. Это касается лишь того, что любит Аллах, и о чем Он объявляет через Своего пророка, так как этот пророк (мир ему и благословение Аллаха) был Его рабом и посланником, и полностью соответствовал тому, чего требовало положение раба Аллаха, достигшего высшей ступени в качестве Его посланника. Это значит, что все его слова, дела, наставления и проявления нравственных качеств являлись служением Аллаху, и имели отношение к тому, что любит Аллах Всевышний. И что бы из дозволенного ни совершил пророк (мир ему и благословение Аллаха) за это его обязательно ждет награда и воздаяние, не говоря уже о том, что было ему повелено. Таково положение раба, являющегося посланником, которое он (мир ему и благословение Аллаха) сам избрал для себя, когда ему было предложено на выбор быть посланником и царем или же посланником и рабом, поскольку последнее является высшей ступенью.041


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: