Воздаяние соответствует проступку

Сообщается, что Абу Сирма, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тому, кто вредит (другим), навредит Аллах, и для того, кто создает трудности для других, Аллах создаст трудности".

Ахмад, Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ад-Дулаби, Ат-Табарани, Аль-Байхаки, Ибн Аль-Асир и Аль-Мази

Этот хадис является указанием на две основы из числа основ шариата.

Суть первой состоит в том, что в силу достохвального и мудрого установления Аллаха воздаяние за добро, равно как и за зло, будет соответствовать поступку. Так, Аллах будет любить совершающего то, что Он любит, а того, кто совершает ненавистное Аллаху, Он возненавидит. Тому, кто облегчит положение мусульманина, Аллах облегчит его собственное положение в обоих мирах. Того, кто избавит верующего от одной из печалей в мире этом, Аллах избавит от одной из скорбей Дня воскресения, Аллах будет помогать рабу в его нужде до тех пор, пока сам раб не перестанет помогать в нужде своему брату. И точно также Аллах причинит вред тому, кто станет стремиться к причинению вреда мусульманину, и перехитрит того, кто станет хитрить с Ним042, и создаст трудности для того, кто поставит мусульманина в трудное положение, и будет поступать так во всех остальных случаях, имеющих отношение к этой основе шариата.

Суть второй основы состоит в предотвращении нанесения вреда и умышленного причинения его другим, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Недопустимо вредить ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)043 " 044, что касается всех видов причинения ущерба.

Причинение вреда влечет за собой одно из двух: либо лишение человека того, что приносит ему пользу, либо причинение ему какого-либо вреда. Необоснованное причинение вреда людям непозволительно, наоборот, человек должен стремиться к тому, чтобы никоим образом не причинять людям вред и не наносить им обиды.

К этому имеет отношение обман и мошенничество в торговых делах, сокрытие изъянов товара, применение всевозможных уловок и взвинчивание цены045, встреча каравана046 и стремление купить, продать или сдать в аренду что бы то ни было, если раньше этим уже начал заниматься кто-то другой, что относится и ко всем остальным сделкам. То же самое касается сватовства к той девушке, к которой уже посватался твой брат047, и стремления занять ту или иную должность, если она уже занята человеком, который способен справляться со своими обязанностями, поскольку все подобные действия являются ничем иным, как запретным нанесением вреда.

Аллах не благословит ни одной сделки такого рода, поскольку тому, кто наносит вред мусульманину, Аллах тоже нанесет вред, а того, кому Он нанесет вред, покинет благо и постигнет зло в наказание за то, что он приобрел.

То же самое относится и к нанесению вреда словом и делом своему партнеру или соседу, причем человеку не позволяется делать со своим имуществом ничего такого, что может причинить косвенный вред его соседу, не говоря уже о нанесении ему прямого ущерба.

То же самое относится к нанесению ущерба должником своему заимодавцу и к его попыткам заняться тем, что может повредить заимодавцу, причем должнику не позволяется ни подавать милостыню за счет долга без разрешения последнего, ни отдавать в залог свое имущество одному из заимодавцев в обход других, ни передавать свое имущество в вакф, ни отпускать на волю рабов, если это причинит ущерб его заимодавцу, ни тратить больше необходимого без его разрешения.

То же самое относится и к нанесению ущерба в завещаниях, относительно чего Всевышний сказал так:

"... после вычета по завещанию и выплаты долга, если это не приносит вреда...".

"Женщины", 12

В данном случае имеется в виду выделение завещателем одному из наследников больше положенной ему доли, или, наоборот, обделение наследника, или же выделение доли тому, кто не входит в число законных наследников, с целью нанесения ущерба последним.

Точно так же во многих случаях мужу не позволяется причинять вред жене, например, намеренно поступать по отношению к ней несправедливо для того, чтобы выплатила ему деньги при разводе048, или вновь возвращать ее к себе с целью причинения ей вреда049, или относиться к одной из своих двух жен так, что от этого будет страдать другая, иначе говоря, ставить ее в положение женщины, с которой муж не общается, но в то же время и не разводится с ней.

То же самое относится и к несправедливым решениям, свидетельствам, разделам и прочим действиям, идущим на пользу одним людям за счет других, так как все это является причинением вреда, а виновный в совершении подобных действий заслуживает наказания и того, чтобы Аллах причинил вред ему самому.

В еще большей мере это касается злословия о людях в присутствии лиц, наделенных властью, и правителей, когда человек подстрекает их подвергнуть кого-либо наказанию, отнять его имущество или же лишить его принадлежащего ему по праву. Любой человек, который поступает так, является притеснителем, и ему следует ожидать наказания в обоих мирах.

К этому же имеет отношение и то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил больному заразной болезнью встречаться со здоровым050, так как это может принести здоровому вред.

Кроме того, пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил прокаженным и им подобным находиться среди людей051.

Обо всем этом и подобном этому Аллах Всевышний сказал так:

"А те, которые причиняют обиды верующим мужчинам и женщинам, не имея на то оснований, понесут на себе бремя клеветы и явного греха".

"Сонмы", 58

Кроме того, пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил пугать мусульманина, даже если это делается в шутку052.

К этой же категории поступков относятся также высмеивание людей, издевательство над ними, злословие, задевающее их честь, и разжигание между ними розни, так как все это является причинением вреда и противодействием воле Аллаха, что неизбежно влечет за собой наказание.

Таким образом, смысл этого хадиса состоит в указании на то, что Аллах причинит вред тому, кто причинит его людям, и воспротивится тому, кто станет противиться Ему, подразумевается же в нем то, что если человек отвратит вред от мусульманина и поможет ему в трудном положении, то Аллах дарует ему благо и отвратит от него вред и всяческие напасти в качестве воздаяния за это.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: