Установления относительно преимущественного права покупки

Сообщается, что Джабир ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил, что преимущественное право покупки191 распространяется на все то, что еще не поделено; если же границы192 установлены, а улицы размечены, тогда преимущественного права на покупку не имеет никто". (Аль-Бухари)

Этот хадис является основой для всех установлений относительно преимущественного права покупки и касается как тех видов собственности, на которые это право распространяется, так и всех прочих.

Преимущественное право покупки распространяется только на те виды собственности, которые находятся в совместном владении. Такая собственность бывает двух видов: движимая и недвижимая.

В данном хадисе о преимущественном праве покупки говорится применительно к недвижимой собственности и указывается, что на движимое имущество это право не распространяется. Таким образом, когда кто-нибудь из владельцев продает принадлежащую ему долю общего имущества, каковым может быть скот, мебель или любые иные виды движимого имущества, его совладельцы его преимущественным правом покупки не пользуются.

Что же касается недвижимости, то после отделения, установления границ, разметки улиц и выбора каждым из партнеров своей доли, преимущественным правом покупки воспользоваться не может уже никто, на что и указывается в этом хадисе, поскольку в этом случае партнеры становятся соседями, а сосед не имеет такого права на собственность соседа.

Если же границы не установлены и улицы не размечены, а кто-нибудь из партнеров пожелает продать свою долю, то его партнер или партнеры будут пользоваться преимущественным правом покупки и могут купить эту долю за цену, обусловленную условиями договора, причем каждый из совладельцев может претендовать на долю, соответствующую той части имущества, которая ему принадлежит.

Из явного смысла этого хадиса следует, что никакого различия между теми видами недвижимого имущества, которое поддается разделу, не существует, и это правильно, ибо смысл преимущественного права покупки состоит в том, чтобы никто из партнеров не понес никакого вреда, и это касается обоих видов недвижимого имущества, в то время как данный хадис носит общий характер.

Если же говорить о том, что используется как довод в пользу разделения двух этих видов, то подобные доводы являются безосновательными.

Мнения улемов разделились по вопросу о преимущественном праве одного соседа на покупку собственности другого, если они совместно владеют чем-либо, например частью улицы, колодцем или чем-нибудь еще.

Некоторые из них считали преимущественное право покупки в подобных случаях неотъемлемым, заявляя, что в данном случае оно подобно праву совместного владения собственностью, а это значит, что нанесение ущерба в одном подобно нанесению ущерба в другом, на что имеется множество указаний

Другие, например представители ханбалитского мазхаба, не признавали за соседями такого права на имущество друг друга.

Третьи, к числу которых относятся ханафиты, считают, что сосед пользуются абсолютным преимущественным правом покупки.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предоставил такое право партнеру, который имеет возможность воспользоваться или не воспользоваться им по своему усмотрению. Это право относится к числу неотъемлемых прав, которого человек может лишиться только в том случае, если сам откажется от него, или если ему можно будет отказать в этом праве на основании определенных указаний шариата.

Что же касается выдвижения такого условия, в силу которого кому-либо следует сразу же воспользоваться этим правом, когда человеку не дают возможности хорошо подумать или собрать необходимые средства, то для этого никаких оснований нет.

191 Имеется в виду преимущественное право покупки которым пользуется один из партнеров, совместно владеющих каким-либо имуществом.

192 Речь идет о границах участка земли, находящегося в совместном владении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: