Награда за полезные дела в мире этом и в мире ином

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются 193, за исключением трех: непрерывной милостыни194, знания, которым могут пользоваться (другие люди)195, и праведных детей, которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за него".

Ахмад и Муслим

Аллах предназначил мир этот для деятельности, и в нем рабы Его запасаются благим или дурным для мира вечного, который является обителью воздаяния. Это значит, что, когда нерадивые, которые не запасутся для мира вечного тем, что принесет им счастье, будут покидать этот мир, они станут раскаиваться, но тогда ничего исправить уже будет нельзя. После смерти раб Аллаха не сможет ни увеличить количество своих благих дел, ни уменьшить количество дел дурных, и все они прекратятся, за исключением трех вышеупомянутых дел, которые будут результатом того, что он совершал прежде.

ВО-ПЕРВЫХ, это садака, которая продолжает приносить пользу. Здесь подразумеваются такие вещи как завещанное в вакф 196 недвижимое имущество, доход с которого может приносить пользу людям, или сосуды, которыми можно пользоваться, или животные, на которых можно ездить верхом или использовать как-то иначе, или книги и свитки Корана, использование которых идет на пользу людям, или мечети, медресе, дома и все прочее, что можно использовать.

За все это раб Аллаха будет получать свою награду все то время, пока этим его имуществом так или иначе будут пользоваться другие люди, и это является одним из величайших достоинств вакфа, что в особой мере относится к таким его видам, которые предназначены для оказания помощи в религиозных делах, например в приобретении знания, посвящении себя поклонению Аллаху и так далее.

Вот почему улемы указывают, что необходимым условием завещания имущества в качестве вакфа является использование его в благих целях.

ВО-ВТОРЫХ, это знание, которым будут пользоваться после смерти человека, например то знание, которое он передал ученикам, готовым к его восприятию, или то знание, распространению которого среди людей он способствовал, или те книги, имеющие отношение к полезным областям знания, которые были им написаны.

То же самое касается и всего того, чему он непосредственно научил других или что он написал, так как за это он также будет продолжать получать награду. И действительно, сколько людей, обладавших знаниями и направлявших других к правильному пути, умерло за сотни лет, а книги их продолжают использоваться и ученики их продолжают приносить благо, и это является милостью Аллаха.

В-ТРЕТЬИХ, это его родные дети или же дети его сына или дочери независимо от их пола, так как родителям этих детей принесет пользу их праведность и их мольбы, с которыми они будут обращаться за него к Аллаху, ведь такие дети всегда просят о прощении, милости, возвышении и награде для своих родителей.

На все, о чем говорится в этом хадисе, указывается и в словах Всевышнего, Который сказал:

"Поистине, Мы оживим мертвых и Мы записываем то, что они совершали, и следы их".

"Йа син", 12

Под словами "то, что они совершали" подразумеваются их благие или дурные дела как таковые.

Что же касается слов "следы их", то здесь имеются в виду последствия их дел, в том числе и то, что совершили другие люди, или же то, чем другие смогли воспользоваться.

Таким образом, раб Аллаха ощущает на себе последствия трех из числа своих дел.

  1. То, что благодаря его призыву и его указаниям делают другие.
  2. То, что идет на пользу другим людям в любом отношении благодаря их следованию его примеру в благом.
  3. То, что делают другие, посвящая свои дела этому человеку, или же садака, которую они раздают за него, или же обращения с мольбами за человека независимо от того, будут ли это его родные или его духовные дети, которым он передавал знания и которым указывал правильный путь, или его любимые друзья и родственники, или любые другие мусульмане вообще. В данном случае результаты будут зависеть от того положения, которого он достиг в религии, от того блага, которое он принес рабам Аллаха или же которому послужил причиной, а также от того, сколь сильную любовь к нему Аллах внушил сердцам Своих рабов, поскольку эта любовь приносит многое, а именно — то, что люди начинают обращаться к Аллаху с мольбами за него и просить для него прощения.

И обо всем этом говорится в этом благородном хадисе.

Все вышеупомянутое может объединяться для раба Аллаха в одном, например в праведном и знающем сыне, к обучению которого стремился отец, или в книгах, которые человек завещает в качестве вакфа или дарит тому, кто получает от этого пользу.

Этот хадис можно использовать как довод при побуждении к заключению брака, в результате которого на свет могут появиться праведные дети. Брак может принести и другие полезные результаты, например, обретение праведности женой, которую муж может научить тому, что станет для нее полезным и чем она сможет принести пользу другим, а Аллах знает об этом лучше.

193 Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела.

194 Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели.

195 Имеются в виду книги, которые написал или завещал покойный, знание, которое он передал другим в качестве наставника и т.д.

196 Неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных благотворительных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: