Этапы творческого пути

Ранний период, который характеризуется влиянием «натуральной школы» 1847 -1851   Сосредоточенность на нравственной проблематике, социальные стороны жизни анализируются через призму нравственных проблем; преобладают семейно-бытовые конфликты; напряженная интрига сочетается с неторопливостью развертывания событий. «Семейная картина», «Записки замоскворецкого жителя» «Свои люди – сочтемся!» и др.
Период увлечения идеями славянофильства (сотрудничество с журналом «Москвитянин») 1852-1854 Доминирует идея национальной самобытности русского человека, патриархальная семья представляется моделью идеального общественного устройства, где отношения между людьми должны основываться на признании авторитета старших, их житейского опыта, на народных представлениях о нравственности: человек не должен противопоставлять себя общему. Пьесы преимущественно нравственно-бытовые. «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедность не порок» и др.
Предреформенный период, характеризующийся сближением с революционерами-демократами 1855- 1860   Расширение охвата жизни общества, изображается не только купечество, но и представители чиновничества и др. Изменяются представления Островского о мироустройстве, он больше не верит в патриархальную утопию. Нарастание психологизма. «Доходное место», «Воспитанница», «В чужом пиру похмелье», «Гроза» и др.
Поздний период творчества, пореформенный период 1861-1886 Развитие и расширение тенденций предшествующего периода. В этот период создаются социально-бытовые комедии из жизни купечества, цикл пьес «из жизни захолустья», цикл исторических пьес, наблюдается обращение к фольклорной традиции. Главная заслуга – разработка положений психологической драмы, стремление к предельной концентрации действия в пьесах. «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешенные деньги», «Бесприданница», «Снегурочка», «Лес», «Волки о овцы» и др.

«Гроза»

Образ Катерины: борьба нравственного чувства и страсти

Духовное богатство, поэтичность, романтическая возвышенность натуры Страх перед силой и глубиной чувства к Борису
Высоко развитое чувство справедливости Сомнение в правомерности своих поступков, борьба с собой
Бескомпромиссность, невозможность жить «не по совести» Страх перед неизведанным чувством, неконтролируемой страстью
Нетерпимость ко лжи и обману Чувство вины перед Тихоном
Стремление к счастью и свободе Ощущение несоответствия своего поведения нормам христианской морали

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: