Специфика Драматургических приемов | Достигаемый эффект Психологической достоверности |
Использование приемов психологизма, характерных для эпического произведения (например, внутренний монолог) | Создание социально точного портрета: за каждой значительной фигурой пьесы стоит конкретная социально-бытовая среда. |
Бытовой диалог Реплики по поводу другого героя Символика вещей, деталей | Основные средства изображения внутренней духовной работы личности, состояния героев в тот или иной момент их жизни (возникает ощущение естественности происходящего) |
Монолог | Подведение итога какому-либо жизненному этапу (монолог используется только в кульминационных моментах действия) |
Ф.И. ТЮТЧЕВ
(1803 –1873)
Тематика и проблематика творчества Ф.И. Тютчева
Тема | Особенности интерпретации | Примеры |
Тема природы | С точки зрения Тютчева, Бог говорит с человеком через природу, пытаясь открыть ему тайны бытия. Но тайна природы не может быть до конца разгадана человеком, как и тайна Бога. Тютчев постоянно прибегает к приему параллелизма, находя аналогии между состояниями природы и человека. | «Осенний вечер», «Полдень», «Тени сизые смесились…», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Природа-сфинкс. И тем она верней…», «Не то, что мнете вы, природа…»и др. |
Философская тематика | По Тютчеву, мир двойственен, что проявляется в выделении двух полюсов: бытие – небытие, ночь – день, хаос – гармония. Картина мира поэта исполнена контрастов и антитез, Тютчев остро ощущает катастрофичность бытия, его лирический герой переживает свое бытие как Апокалипсис | «Silentium!», «О вещая душа моя…», «Два голоса», «Фонтан», «Цицерон», «Последний катаклизм» и др. |
Тема России | Россия воспринимается Тютчевым как пространство, наполненное бедами и страданиями, но вместе с тем осененное образом Христа. По Тютчеву, у России особый путь и особое место в мировой истории. | «Эти бедные селенья…», «Глядел я, стоя над Невой…», «Ты долго ль будешь за туманом…», «Умом Россию не понять…» и др. |
Тема любви | Любовь воспринимается Тютчевым «как поединок роковой», как могущественная сила, способная перевернуть жизнь человека, над ней не властна даже смерть. Любовь приносит как невыносимые страдание, как и безмерное счастье. | «О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, о, эти очи…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…», «Она сидела на полу…» и др. |
И.С. ТУРГЕНЕВ
|
|
(1818 – 1883)
«Отцы и дети»