| Эстетический идеал | Эстетическое часто служит выражением этического: «красотой мир спасется». В основе идеала - идея «соборности». |
| Герой | 1) герой вступает в конфликт уже сложившейся, сформировавшейся личностью; 2) человек, по Достоевскому, не добр и не зол, он добр и зол одновременно; 3) каждый герой – идеолог, носитель идеи. |
| Категория двойничества | Каждый герой имеет двойника: поскольку в общественно-исторической ситуации потерялись критерии добра и зла, душа усложнилась – «раздвоилась». Например двойниками Раскольникова являются Свидригайлов и Лужин («Преступление и наказание»). |
| Сон | Возможность другой жизни, организованной по иным законам, сон представляет собой исключительную ситуацию для испытания идеи. Например, сны Раскольникова («Преступление и наказание»). |
| Обращение к животрепещущим фактам реальной жизни | Для Достоевского большое значение имел «газетный факт» как «элемент живой жизни». В основу написания романа «Преступление и наказание» легла прочитанная Достоевским статья о студенте, совершившем преступление. |
| Деталь | Достоевский постоянно обращается к детали, через которую читателю открывается значимые аспекты концепции всего произведения. Виды деталей: предметная деталь, цветовая деталь, жест, взгляд и др. Например: топор, которым Раскольников убивает старуху и Лизавету; драдедамовый платок Мармеладовых, Евангелие, которое читает Соня и др. – предметная деталь; болезненный желтый цвет, преобладающий в колористике романа, тревожный красный цвет, доминирующий в пространстве обдумывания и подготовки преступления (первый сон Раскольникова, красные отвороты на сапогах Мармеладова, колечко с красными камешками, которое Раскольников оставляет в залог и др.) – цветовая деталь; « ненасытимое страдание» в чертах лица Сони – портретная деталь и др. |
| Символика | В контексте романов Достоевского многие слова обретают символическое значение (в романе «Преступление и наказание»: кровь – символ преступления; Наполеон – символ власти и своеволия; Петербург – город «униженных и оскорбленных», в атмосфере которого задыхаются люди и др). |
| Речь персонажей | Искусная имитация живой разговорной речи и естественности течения внутренней речи (широкое использование неполных предложений). Речь персонажей индивидуализирована, например: канцеляризмы в речи Лужина, славянизмы в речи Мармеладова, ироничная небрежность речи Свидригайлова и т.п. |






