| Социальные истоки | Личные жизненные обстоятельства (нищета, неустроенность сестры и матери, отсутствие перспектив), убожество окружающего мира («петербургские» сцены в романе). |
| Философские истоки | Мечты о совершенстве и гармонии бытия, которые при сложившемся в современном мире порядке вещей можно воплотить, только преступив нравственный закон; незначительность жертвы (убийство старухи-процентщицы) в данном случае оправдывает великую цель: счастливое будущее многих людей. |
| Теория «наполеонизма» | Мысль об исключительном праве «сильной личности», которой все позволено; оправдание «крови по совести». |
| Ошибочность теории | Бесчеловечность средства достижения благородной цели; «кровь по совести» на деле превращается в цепь кровавых преступлений, которым не видно конца. Раскольников, преступивший нравственный закон внутри себя, обречен на душевные муки. |
«Двойники» Раскольникова
| Лужин | Свидригайлов |
| «Экономическая теория» Лужина: вульгарный вариант теории Раскольникова | «Свидригайловщина»: доведение теории Раскольникова до логического конца |
| Утверждает: «Наука говорит: возлюби, прежде всех, самого себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует. … Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана». | Утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», т.к. живут по принципу «все позволено» (Свидригайлов довел до смерти жену, преследует Дуню, развращает и толкает на самоубийство девочку, является виновником самоубийства дворового человека Федора и др.). При этом Свидригайлов сумел заглушить в себе голос совести, на самоубийство его толкает не раскаяние, а чувство опустошенности. |






