Рекомендации по организации самостоятельной работы

Подготовку к семинарским занятиям по ИППУ целесообразно начинать с внимательного ознакомления с программой, содержанием выносимых на обсуждение вопросов, со спецификой предложенной к изучению учебной и научной литературы. После этого стоит перечитать конспект лекции. Это даст общее представление о проблематике семинара и поможет лучше ориентироваться при выявлении общих проблем для всех вопросов предстоящего занятия. Вопросы к семинарским занятиям сформулированы таким образом, чтобы преподавателю и магистру предоставить возможность конкретизации и детализации основной философской проблемы. Преподаватель, ведущий занятие, вправе не рассматривать все вопросы, а ограничиться лишь некоторыми из них, т.к. основная цель семинарских занятий − развитие способности магистранта мыслить самостоятельно, аргументировано, и на этой базе формировать осознанную гражданскую позицию, гуманистические убеждения, научное мировоззрение.

При подготовке к семинару основной задачей будет изучение специальной литературы. Всегда стоит отличать содержание первоисточника (труды классиков философии, политической науки, юриспруденции), содержание профессиональных интерпретаций этих трудов (т.е. работы профессиональных исследователей) и собственное понимание той или иной проблемы. В тетради эти фрагменты должны быть разделены, но в то же время магистру стоит найти элемент их соответствия. При конспектировании необходимо записи располагать так, чтобы их в дальнейшем (в ходе осмысления при подготовке к семинару, на самом занятии и при подготовке к экзамену или зачёту) можно было дополнить комментариями, различного рода соображениями. Конспект должен отражать не простое умение выписывать самые главные мысли из книги (это уровень среднего звена школы), а живую мысль конспектирующего. Эта настоящая мысль и есть шаг к получению высшего образования.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что конспектирование источников позволит сосредоточить внимание на происхождении проблемы в истории философии. Конспекты значительно облегчают подготовку к зачету и экзамену.

Конспектирование − процесс творческий. Его нельзя сводить к выписыванию цитат и отрывков из изучаемого произведения. Выписывать дословно следует лишь важнейшие, принципиальные, положения и те отрывки текста, стиль которых составляет самостоятельное значение. Остальное содержание произведения можно изложить максимально кратко, своими словами, так, чтобы то, что написано, было понятно самому написавшему.

Следующий важный этап подготовки к семинарскому занятию – составление плана ответов на вопросы, которые будут обсуждаться на семинарском занятии.

При прослушивании лекций, самостоятельном чтении специальной литературы приходится сталкиваться с новыми понятиями, неизвестными терминами, без расшифровки которых нельзя обойтись. Их следует записывать в тетрадь. Содержание понятий можно выяснить в словарях и другой многочисленной и разнообразной справочной литературе.

Основные понятия: Демократия, олигархия, меритократия, охлократия, полития, аристократия, тирания.

Основные понятия: Средневековье, теология, теократия, ересь, догма, схоластика, глоссаторы, секуляризация, каноническое право.

Основные понятия: Возрождение, Реформация, макиавеллизм, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, утопия.

Основные понятия: «общественный договор», «теория естественного права», либерализм, теория разделения властей.

Основные понятия: Юриспруденция интересов, юридический позитивизм, марксизм, консерватизм, теория правового государства.

Доклады и рефераты на семинарских занятиях предназначены для того, чтобы углублено рассмотреть отдельные проблемы, уяснить их естественную взаимосвязь с современностью и деятельностью судебных органов, с юридическими науками. Доклады и рефераты способствуют привитию магистрам навыков исследовательской работы, формированию научного мировоззрения.

Главными критериями исследовательского начала доклада или реферата являются творческая работа с литературой, умение самостоятельно искать источники. Необходимо систематизировать и обобщить материал из различных источников, сознательно построить логику изложения проблемы, найти доводы в защиту той или иной точки зрения.

Доклад необходимо оформить в виде письменной работы, изложение которой рассчитано примерно на 10 - 13 минут. Содержание и структуру реферата курсант избирает самостоятельно. Однако обязательно, чтобы в нем были план, введение, собственно исследование проблемы и заключение.

Следует обратить внимание на научный аппарат и оформление реферата. В нём обязательно должны быть ссылки на цитируемые источники (с указанием автора, полного названия, места издания, года издания, страниц и т.д.), т.к. это отражает не только формальные правила, научную культуру магистра, но и элементарные нормы морали. На титульном листе реферата должны быть указаны вуз, кафедра, тема, автор, группа, в которой он учится, научный руководитель, его ученая степень, ученое звание, должность, а также место и год написания реферата.

На занятии не допускается чтение реферата, он должен свободно излагаться, что будет свидетельствовать об овладении магистром соответствующей проблематикой и о самостоятельности написания работы.

Следует помнить, что значительная часть материала изучается магистром заочной формы обучения самостоятельно, на основе прочитанных лекций, изучения учебной и специальной литературы. Особое внимание следует уделить ознакомлению с трудами классиков политико-правовой мысли. Не всегда удается уделить внимание собраниям сочинений тех или иных мыслителей, в таком случае необходимо обратиться к сборникам и хрестоматиям (см. список литературы).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: