Тема 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

Особенности древневосточной политико-правовой мысли. Религиозно-мифологическое мировоззрение. Патерналистские представления о власти. Первичные представления об общественных отношениях, законе и порядке, легенды о сверхъестественном происхождении государственной власти, о божественной природе земных порядков – основа религиозно-мифологического мировоззрения. Жестокая регламентация всех сторон социальной жизни. Теологическое понимание сущности государства, общественного порядка, справедливости, закона. Взаимосвязь мифа и религии в сфере политико-правовых взглядов.

Политико-правовые учения Древнего Египта. «Поучение Птахотепа». Целесообразность сословно-классового неравенства. «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну». Советы политического поведения правителя. Трактовка государственной власти. Правовое неравенство бедных. «Речения Ипусера» – уникальное описание древнеегипетской революции, масштабного политического переворота.

Политико-правовые идеи Древней Индии. Религиозный характер политической идеологии. Варново-кастовый строй. Социально-политические идеи различных школ брахманизма. Источники брахманизма (Веды, Упанишады). Понятие «дхармы». Оправдание кастового строя в Ведах, Упанишадах, Законах Ману. «Законы Ману» – учение о «семичленном царстве» – одна из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства. Единоличное правление государя. Идея наказания как всеобъемлющий принцип государственной власти. Метод принуждения как главный метод осуществления власти. Политико-правовой принцип полезности в трактате Каутильи «Артхашастра» («Наставление о пользе»). Развитие идеологии брахманизма в дхармасутрах и дхармашастрах.

Политические идеи и основные политико-правовые категории буддизма. Рационалистическая теория права и государства в буддизме. Моральные принципы раннего буддизма, представления о природе наказания, законности. Ранний буддизм как один из вариантов естественного права.

Политико-правовые учения Древнего Китая. Политико-правовая идеология даосизма и теория недеяния во взглядах китайского мудреца VI в. до н.э. Лао-цзы. Политико-правовые аспекты определения принципа «дао». Общество и человек как элементы космического миропорядка. Отрицание достижений цивилизации, осуждение гордыни, проповедь среднего достатка, умеренность во всём.

Конфуций, его политическое учение и концепция государства. Патриархально-патерналистская концепция государства. Моральные основы государственного правления. Основные категории конфуцианства: понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Соблюдение законов и традиций предков как путь к гармонизации общества.

Моизм. Политико-правовые идеи Мо-цзы. Идея договорного происхождения государства и права. Идея социального равенства. «Критика правления наследственной аристократии. Идея централизации власти. Управление государством методом «кнута и пряника».

Легизм (Шан Ян). Критика легистами конфуцианства, традиционного морального правопонимания. Роль законов в государстве. Идея единого, унифицированного писаного права. Законы и наказания как главный инструмент государственного управления, способ регулирования общественных отношений. Учение легизма о морали, политике и власти; предлагаемые им экономические и политические реформы. Закон не как общесоциальная норма, а как репрессивная мера (уголовное наказание) и административные распоряжения. Концепция деспотической власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: