Синтаксис

Задание 1. Укажите тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).

Образец:

Интересная книга – согласование;

Написать изложение – управление и т.д.

Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски.

Задание 2. Рассмотрите предложения. выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) в предложениях.

1. На спинке стула у него в комнате висело холстинное полотенце, в углу стоял кувшин холодной колодезной воды (М.А.Шолохов). 2. Что-то заворочалось в потемках и испустило глубокий вздох (А.П.Чехов). 3. Половина неба затянулась красным дымом (К.Г.Паустовский). 4. Меня взялся приобщать к подледному лову мой друг Саша Косицын (В.А.Солоухин). 5. И что-то тут случилось невидимое. Что-то незаметное, скрытое вдруг распахнулось (В.Вересаев). 6. Стаи белых птиц метались перед ней, как хлопья одуванчика (К.Г.Паустовский). 7. За два дня до собрания гремяченской партячейки к Нагульнову на квартиру пришли шесть колхозниц (М.А.Шолохов). 8. Мы трое пошли вечером на ялтинскую пристань (В.Г.Паустовский). 9. Я продолжал переписываться с отцом (В.Гиляровский). 10. В курене у знакомого Якову Лукичу казака сидело человек 20 хуторян (М.А.Шолохов). 11. На столике горели две восковые свечи (К.Г.Паустовский). 12. Ее [голову] красиво окружает венчик седых кудрей (М.Горький).

Задание 3. В следующих предложениях найдите главные члены и определите, чем они выражены. Между подлежащим и сказуемым в необходимых случаях поставьте тире. Обоснуйте его постановку.

1. Притаившись, я соображал, пороть значит расшивать платье, отданное в краску, а сечь и бить одно и то же, видимо (М.Горький). 2. Смотреть на все это невыносимо тяжело (М.Горький). 3. Ночь была полна глубокой тишины, и темнота ее казалась бархатной и теплой (А.И.Куприн). 4. Я стал не тем, кем был тогда (С.Есенин). 5. Быть поэтом значит петь раздолье… (С.А.Есенин). 6. То было веселое и беспокойное племя маленьких черноморцев (К.Г.Паустовский). 7. Электросварка дело, требующее тонкого знания (Б.Полевой.). 8. Вано решил идти вперед, хотя и знал, где находится крепость (К.Г.Паустовский). 9. Стоять на месте невозможно (К.Г.Паустовский). 10. Дом наш тоже большой пароход. Папин врачебный кабинет капитанский мостик (Л.Кассиль). 11.Иванов, наверное, второкурсник (Д.Э.Розенталь).

Задание 4. Расставьте знаки препинания в тексте.

Деревья бульвара серые от пыли неподвижно млели под горячим безжалостным солнцем и давали такую же серую неохлаждённую тень. На всех скамейках сидели мужчины и женщины грязно и странно одетые без платков и шапок как будто они тут и жили и у них не было другого дома. Были лица равнодушные и злые но на всех них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему. Часто чья-нибудь лохматая голова клонилась бессильно на плечо и тело невольно искало простора для сна, как у третьеклассного пассажира проехавшего тысячи вёрст без отдыха, но лечь было негде.

По дорожкам расхаживал с палкой сторож и смотрел чтобы кто-нибудь не развалился на скамейке или не бросился на траву порыжевшую от солнца на такую мягкую такую прохладную. Женщины всегда одетые более чисто даже с намёком на моду, были все как будто на одно лицо и одного возраста хотя иногда попадались совсем старые или молоденькие почти дети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: