Упражнение № 6 «Стон»

Произносите сочетание звуков «ми, мэ, ма, мо, му, мы» так, как будто вы жалуетесь: «ах, как мне боль­но». Вы стонете, громко стонете от сильной боли.

Вторым компонентом техники речи называют го­лос. Как уже было замечено, звучание голоса — ре­зультат сложной психофизиологической деятельности человека, направляемой его интеллектом, эмоциями и волей. В быту различают голоса сильные — слабые, высокие — низкие, чистые — нечистые, звонкие — глу­хие, визжащие — ворчащие и т.д. Голос каждого от­личается тембром, то есть таким качеством, по кото­рому можно узнать, кто говорит. В обыденной жизни человек, как правило, легко справляется с теми на­грузками на голосовой аппарат, которые возникают в бытовых ситуациях речевого общения. Но нередко го­лос для человека является инструментом его профес­сии, и тогда владеть им следует профессионально.

Какие же существуют основные качества профес­сионального речевого голоса? Первое качество — звуч­ность. Его не следует путать с громкостью (это понятие субъективное, связанное с индивидуальным восприяти­ем). Голос должен обладать достаточной силой в любой аудитории, при усилении и ослаблении не вызывать у слушателей затруднения в восприятии. У настоящего профессионала даже шепот может услышать каждый слушатель. Второе качество голоса — подвижность, гибкость, так называемый регистровый диапазон. Во многом именно им определяется богатство голоса. Чем шире голосовой диапазон (от самого низкого до самого высокого звука), тем ярче голос. Третье — полетность звука, то есть способность голоса лететь вдаль, выде­ляясь на фоне других, но не смешиваясь и не теряясь в них. Четвертое качество — тембр. Уже отмечалось, что тембр дан человеку от природы, это его индивиду­альная голосовая окраска. Ко всему этому можно доба­вить еще такие качества, как чистота голоса — отсут­ствие в нем хриплости, гнусавости, придыхания и вы­носливость — малая утомляемость, позволяющая го­лосу выдерживать значительные нагрузки.

Таким образом, хороший (поставленный) голос от­личается гибкостью, подвижностью, эластичностью, звучностью, полетностью, чистотой. Совершенствуя свою речь, человек должен изучить возможности свое­го голоса, определить его диапазон, выработать под­вижность. Этому способствуют специальные упражне­ния, предназначенные для развития голоса. Первый этап работы над голосом — освобождение фонацион­ных путей, то есть снятие избыточного мышечного на­пряжения в голосовом аппарате, второй — развитие собственного органичного для человека голоса, кото­рый звучит без всяких усилий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: