1. Согласны ли вы с мнением психолога Н.И. Жинкина, что письменная речь подсказывает интонационный рисунок устной речи?
Конечно, текст не ноты, в которых прямо указываются высота тона, длительность звука и часто сила звука... Ни один из этих признаков интонации в тексте не обозначен. Однако воспринятое в тексте буквосочетание не может быть узнано как слово, если это сочетание не отнесено к тому же самому слову разговорной речи. Читающий должен вычитать интонацию, которая вписана в текст. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.
Образец размышления 1
Выразительное средство звучащей речи — интонация. С ее помощью можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель: чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выражает смысловые отношения между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение вопроса, приказания либо просьбы.
Интонационно-мелодический рисунок читателю подсказывают не только слова, но и знаки препинания. Именно с их помощью можно «вычитать интонацию» того или иного текста.
Маломуж Юлия,
студентка Донского
педагогического колледжа
2. Объясните, почему известный специалист в области методики обучения русскому языку М.А. Рыбникова считала первостепенной задачей учителя начальной школы совершенствовать технику речи школьников: «Учитель должен проводить упражнения по развитию речевого слуха, вырабатывать у учащихся правильное литературное произношение, а также постоянно обращать внимание на правильную интонацию звучащей речи».