Поразмышляем вместе

1. Согласны ли вы с мнением психолога Н.И. Жинкина, что письменная речь подсказывает интонаци­онный рисунок устной речи?

Конечно, текст не ноты, в которых прямо указывают­ся высота тона, длительность звука и часто сила звука... Ни один из этих признаков интонации в тексте не обозна­чен. Однако воспринятое в тексте буквосочетание не мо­жет быть узнано как слово, если это сочетание не отнесено к тому же самому слову разговорной речи. Читающий дол­жен вычитать интонацию, которая вписана в текст. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.

Образец размышления 1

Выразительное средство звучащей речи — интона­ция. С ее помощью можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель: чувство, отношение говоряще­го к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предло­жения и фразы (такты), выражает смысловые отноше­ния между частями предложения, сообщает произноси­мому тексту значение вопроса, приказания либо просьбы.

Интонационно-мелодический рисунок читателю под­сказывают не только слова, но и знаки препина­ния. Именно с их помощью можно «вычитать интона­цию» того или иного текста.

Маломуж Юлия,

студентка Донского

педагогического колледжа

2. Объясните, почему известный специалист в обла­сти методики обучения русскому языку М.А. Рыб­никова считала первостепенной задачей учителя начальной школы совершенствовать технику речи школьников: «Учитель должен проводить упражне­ния по развитию речевого слуха, вырабатывать у учащихся правильное литературное произношение, а также постоянно обращать внимание на правиль­ную интонацию звучащей речи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: