Понятие прибыли, её функции и виды

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует производство.

Для формирования прибыли необходимо иметь определенный уровень развития производства, который обеспечит превышение общей выручки от реализации продукции над общими затратами на производство и сбыт продукции.

Прибыль – денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятия по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда. Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Итак, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Прибыль=Оборот-Затраты,

где Оборот=Количество проданных товаров*Цена продажи.

На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют её потребителю, получая выручку, что не означает получение прибыли. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда её извлекает. Если выручка равна себестоимости, то это значит, что удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприниматель получает убытки.

В условиях рыночной экономики значение прибыли принимает большое значение. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объёма производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Сумма прибыли, получаемая предприятием, зависти от объёма продаж продукции, её качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, ассортимента, уровня затрат и инфляционных процессов, которыми неизбежно сопровождается становление рыночных отношений.

Функции прибыли:

• Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

• Стимулирующая функция. То есть прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

• Прибыль – один из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов вместе с другими доходными поступлениями и используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций и т.д.;

• Ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений.

Различают бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и явными издержками.

Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками, в том числе нормальной прибыли. Следовательно, экономическая прибыль – доход, полученный сверх нормальной прибыли.

Нормальная прибыль указывает на то, что на предприятии внешние и внутренние издержки возмещаются, и предприниматель получает доход, равный минимальной величине возмещения предпринимательских усилий.

Прибыль на предприятии зависит не только от реализации готовой продукции, но также от других видов деятельности, увеличивающих эту прибыль или же уменьшающих.

Различают балансовую, валовую, налогооблагаемую и чистую виды прибыли.

Балансовая прибыль – сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с её производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Использование термина «Балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Валовая прибыль – разница между Чистым доходом от продаж и себестоимостью реализованной продукции или услуги.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль.

Налогооблагаемая прибыль - та часть прибыли предприятия, которая облагается налогом. Для её определения необходимо из балансовой прибыли вычесть льготы по налогу на прибыль, отчисления на прибыль в страховой, а так же прибыль, облагаемая налогом в другом законодательном порядке.

Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, акцизов и платежей в государственные и местные бюджеты. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и социальные налоги.

Существует два основных источника прибыли:

1. Монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.

2. Второй источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре

Максимальная прибыль достигается во взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности фирмы. Основное требование максимизации прибыли – прибыльность каждой единицы выпуска. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками.

Факторы, влияющие на величину прибыли:

• Применяемые цены.

• Изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции, тем больше прибыли получит предприятия.

• Изменение объёма производства и реализации продукции. Чем больше объём реализации, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот.

• Изменение уровня себестоимости. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль, и наоборот.

Каждое предприятие, получая прибыль, стремится сделать её максимальной. Для этого существует несколько путей: 1) использование предельных величин, 2) проведение расчетов на основе маржинального дохода и производных от него величин, 3) формирование прибыли на основе условий безубыточности, 4) использование параметрических уравнений.

Одним из основных показателей, формирующих прибыль предприятия, является «доход». Этот показатель используется как в управленческом, так и финансовом учете. Рассмотрим виды доходов в следующем параграфе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: