Лучше бы папа промолчал

Мусульмане Юго-Восточной Азии практически единодушно присоединились к волне критики Папы Римского Бенедикта XVI, прокатившейся в исламском мире осенью 2006 г. в связи с его критическим высказыванием о роли и месте насилия в учении пророка Мухаммеда. Нашли поддержку и отклик высказывания по этому поводу поли-

РЕСПУБЛИКА ИНДОНЕЗИЯ (Справка)

Индонезия расположена в Юго-Восточной Азии на островах Малайского архипелага и в западной части острова Новая Гвинея (Западное Папуа). В состав Индонезии входит 17508 островов, крупнейшие из них - Ява, Суматра, Сулавести, большая часть Калимантана. Этот островной мир протянулся на 5100 км в широтном направлении. Омывается водами морей Тихого и Индийского океанов.

Площадь -1 826 440 кв. км. Подконтрольная морская акватория - 7,9 млн. кв. км.

Численность населения - 238,5 млн. человек. В столице - Джакарте проживает около 20 млн. человек. Население относится в основном к двум расам: южноазиатской - монголоидной (96%) и папуасско-меленезийской (4%).

Государственный язык - индонезийский. Используются китайский и голландский языки, а также многочисленные диалекты. Всего в стране около 540 языков и диалектов коренных этносов.

Индонезия - поликонфессиональная страна. Подавляющее большинство верующих - мусульмане (87%). Другие официально признанные религии - протестантская (4,6%), католическая (2,3%), буддистская (более 1%), балийско-индуистская (1,7%). Кроме того, в стране более 1% конфуцианцев, а также представителей других верований.

Унитарная республика с президентской формой правления. Высший представительный орган - Народный консультативный конгресс, высший законодательный орган - однопалатный парламент.

Источники: http://gate-indonesia.com, "Азия и Африка". Страны и народы. М., 2006, с. 22.

стр. 41

тических и религиозных деятелей Ближнего и Среднего Востока, в частности слова президента Пакистана П. Мушаррафа о том, что нужно бороться против отождествления ислама с терроризмом. Получили широкую огласку и слова видных деятелей Египта и Турции, также осудивших заявление Папы.

Радикальная организация "Фронт защитников ислама" потребовала от Папы, чтобы он извинился перед мусульманами и отказался от своих слов, хотя к тому моменту последний уже сделал это. Сотни членов этой организации собрались у посольства Ватикана в Джакарте, чтобы вручить петицию протеста для передачи ее Бенедикту XVI. Поборники умеренного ислама также выразили крайнее недоумение по данному поводу. Свое сожаление в связи со случившимся высказал и председатель Совета улемов Майруф Амин.

Следует отметить, что события подобного рода уже приводили к сближению взглядов части умеренных мусульман и их радикальных единоверцев. Практически Запад в очередной раз посягнул на позиции умеренных мусульман в их противоборстве с радикалами и привел, может быть, хотя и к временному, но все же оттоку первых в сторону вторых. Как известно, их соотношение весьма подвижно и во многом зависит от положения дел на международной арене.

Вместе с тем, высказывание главы католической церкви, при всей масштабности реакции на них со стороны мирового мусульманского сообщества - уммы, не вызвали у мусульман ЮВА столь бурной реакции, какую можно было ожидать. Скажем, визит в Индонезию в марте того же 2006 г. госсекретаря США Кондолизы Райе вызвал куда более масштабные выступления мусульман региона, тем более что этот визит совпал по времени с третьей годовщиной войны в Ираке. Массовые антиамериканские демонстрации были организованы Исламским фронтом - коалицией из 35 мусульманских организаций фундаменталистского толка. Тысячи людей с лозунгами "Американцы - вон из мусульманских стран" и "Буш - террорист N 1" требовали немедленного вывода войск коалиции из Ирака и Афганистана. В этих условиях главе американского дипломатического ведомства, приехавшей для наведения мостов с Индонезией, не оставалось ничего другого, кроме как "делать хорошую мину при плохой игре". Она публично называла эту страну "демократическим союзником США", "маяком умеренного ислама", показывающим пример толерантности другим мусульманским государствам, отмечала ее "гигантский прорыв к демократии" и заявляла перед журналистами, что воспринимает открытый протест индонезийцев в качестве доказательства торжества демократии в крупнейшей мусульманской стране.

За месяц до приезда К. Райе в Индонезию мусульмане региона также крайне бурно отреагировали на опубликование датским журналом "Юлландспостен", а затем в других западных изданиях гротескных изображений пророка Мухаммеда. В ходе митингов в трех крупных городах Индонезии демонстранты жгли датские флаги, в посольство Дании и представительства датских компаний поступали многочисленные угрозы. МИД Дании заявил, что спецслужбы страны получили информацию о возможных нападениях на датчан и датскую собственность в азиатских странах. Датское правительство немедленно после этого призвало своих граждан покинуть Индонезию. Однако власти последней поспешили заявить, что все это - не более чем провокации экстремистов, воспользовавшихся случаем, чтобы еще раз заявить о себе. Но даже если бы это было так, нельзя не отметить, что действия исламистов тогда получали поддержку в самых широких мусульманских кругах, а не только среди адептов радикального ислама.

Возвращаясь к известным высказываниям Папы, все же можно констатировать, что на этот раз в Индонезии возобладали силы, стоящие на здравых и умеренных позициях. Этому способствовали, в частности, действия индонезийских христиан, которых в стране не более 7%. Глава индонезийских католиков кардинал Юлиус Дармаатмаджа принес мусульманам своей страны извинения. Причем на такой шаг он пошел не единолично, а по решению специально созванной конференции католиков страны.

Скорее всего, этот шаг был все-таки вынужденным. Любой всплеск напряженности между двумя конфессиями чреват непоправимыми последствиями. От лидеров конфессий как никогда требуются взвешенные поступки, они должны понимать, что в острых ситуациях от их решений зависят судьбы многих людей.

Что, к счастью, в данном случае и произошло. Вслед за извинениями кардинала глава крупнейшего в Индонезии объединения мусульман "Нахдатул Улама", насчитывающего десятки миллионов сторонников (стоящих, как правило, на умеренных позициях), Хашим Музади призвал мусульман страны принять извинения Юлиуса Дармаатмаджи. Это сняло остроту момента и, как можно предположить, спасло много жизней.

* * *

Таким образом, "периферийность" ислама ЮВА - не такое уж плохое его свойство. Благодаря ему удается избежать многих конфликтов, по крайней мере, внутри региона. Беда в том, что "юго-восточно-азиатскому" исламу становится все труднее оставаться вне процессов, проходящих внутри исламского мира в целом. В "эпоху Интернета" события в одной части этого мира буквально "в мгновение ока" становятся достоянием уммы в целом, и ее реакция часто становится непредсказуемой.

В частности, сейчас исламский мир ЮВА стоит перед трудным выбором. С одной стороны, мусульманские страны региона вынуждены учитывать опыт государств (прежде всего арабских), являющихся изначальными носителями ислама, в вопросах, касающихся взаимоотношений религии и власти. С другой, велико искушение, играя на мусульманской солидарности, преодолеть "комплекс периферийное™" и стать, по крайней мере, равными среди равных в той иерархии исламских стран, которая складывается сейчас на волне их растущей политической активности и активизации "мусульманского фактора" во всем современном мире.

1 ИТАР-ТАСС. Пульс планеты. Азиатско-Тихоокеанский регион. 22.06.2006.

2 Strait Times, 09.08.2006.

3 ИТАР-ТАСС, Пульс планеты... 13.07.2006.

4 Там же, 20.06.2006.

5 Там же, 21.07.2006.

6 Там же, 20.06.2006.

7 Там же, 03.07.2006.

8 Там же, 19.07.2006.

стр. 42

постоянный адрес статьи: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/11757059

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: