Человеком ХХ в

Мифологическое сознание связано с отражением мира в чувственной форме. Миф связан с некоторыми моделями мира.

В ХХ веке мы встречаемся с процессом ремифологизации – возврата мифа. Миф становится своеобразной точкой отсчета философского видения мира и человека. Он приходит в ХХ век вместе с новыми философскими теориями: Фрейдом, Юнгом, постмодернизмом => он приобретает новые качества в сравнении с веком XIX, поэтому его основная функция – интерпретация реальности. В связи с этим миф оказывается довольно пластичным, подвижным и приспосабливается к реалиям двадцатого столетия. Все эти произведения можно относить к философской проблематике. Миф одновременно и символичен, и реален. В романе Джона Апдайка «Кентавр» античная мифология приобретает особый смысл и встраивается в отношения между людьми.

В разных странах миф приобретает разную роль и разные функции. Но культовым произведением в этом контексте становится «Волшебная гора» Томаса Манна 1924г, построенная на сюжете тонгейзера, который провел 7 лет у Венеры; роман «Доктор Фаустус» 1927г, прототипом образа Леверкюна здесь был Вагнер, вступивший в сделку с дьяволом и в течении произведения теряет свой талант и в конце концов разум.

Генрих Гесса (1877-1962гг) и его два культовых романа «Степной волк» и «Игра в бисер». В первом романе рассказана судьба и жизнь интеллигента, который живет вне общества, судьба одинокого человека. Одним из главных эпизодов романа происходят в так называемом магическом театре, где действуют боги, причем роль богов выступают Гёте и Моцарт. Через это высокую культуру только можно найти себя. В 1943г появляется роман Мрак, который был удостоен нобелевской премии. Повествование идет от лица магистра игры государства Косталии, действие идет в будущем. Здесь совмещаются элементы утопии, антиутопии.

Еще один представитель мифологической плеяды писателей – Джон Фаулз: «Волхв» («Маг»), «Женщина французского лейтенанта», «Башня из черного дерева», «Коллекционер» - все произведения очень разные. Творчество Фаулза стоит между традициями начала ХХ века и постмодернистскими.

Особые функции миф приобретает в литературе Латинской Америки, где он соединяется с фольклорной, мистико-романтической, экзистенциальной линией. Это Маркес (1928-н/в) «Сто лет одиночества» и «Осень патриарха», Кортасар (1914-54) «Игра в классики» и «Модель для сборки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: