Партийной и советской власти предстояла нелегкая задача: организовать возвращение населения и восстановить город для нормальной жизни. С этой задачей справились в короткий срок. Уже в марте в Воронеже было 10 тысяч населения. В мае пошел трамвай, было налажено электроснабжение и водоснабжение. Вскоре город стал вновь давать стране военную продукцию.
В феврале 1943 г. начали действовать предприятия пищевой промышленности. С февраля 1943 г. по решению Государственного комитета обороны в Воронеже были организованы мастерские по ремонту военной техники, танков; на базе ряда заводов осуществлялся ремонт авиационных моторов и самолетов. В 1943 – первой половине 1944 гг. возвратились из эвакуации воронежские заводы и приступили к восстановлению цехов и наладке оборудования. С 1944 г. начинается переход промышленности на мирные рельсы, часть машиностроения переводится на выпуск сельскохозяйственных машин, оборудования для машинно-тракторных станций и др.
В ноябре 1945 г. постановлением Совета Народных комиссаров СССР Воронеж был включен в число 15 старейших русских городов, восстановление которых являлось первоочередной задачей страны. Координировать работу местных архитекторов прислан был из Москвы известный зодчий Лев Владимирович Руднев. Под его руководством был разработан генеральный план Воронежа, утвержденный в 1946 г. Советом Министров РСФСР. В феврале 1949 г. было принято специальное постановление правительства «О мерах помощи в восстановлении города Воронежа». Воронежу вновь отпускались десятки миллионов рублей на строительство и ремонт жилья.
Слайд 30,31,32
Воронеж внес существенный вклад в разгром фашистов в годы Великой Отечественной войны. Как и Сталинград, он не был полностью оккупирован врагом. В ходе боев с июня 1942 г. до января 1943 г. немцы потеряли убитыми не менее ста тысяч солдат и офицеров.
В годы войны погибло более 32 тысяч человек – уроженцев Воронежа, 13 человек удостоены звания Героя Советского Союза, трое стали полными кавалерами ордена Славы.