Причины социальных конфликтов

Причиной социального конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей соответствующих социальных групп. На наличие этой причины указывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс.

Причиной социального конфликта может стать несовпадение ин­дивидуальных и общественных ценностей.

Не менее важным источником конфликтов является социальное неравенство.

Позитивные и негативные функции конфликтов.

Первая функция - р азрядка психологической напряженности в отношениях про­тивоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации инди­видов, стимулирует положительные изменения.

Другой позитивной функцией конфликта является коммуника­тивно-связующая, Через эту функцию участники конфликта осоз­нают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие про­блемы, приспосабливаются друг к другу.

Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из пре­дыдущих, проявляется в том, что конфликт способен играть консоли­дирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения кон­фликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляет­ся интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

Однако социальные конфликты нередко носят негативный, раз­рушительный характер. Они могут дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предпри­ятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок пред­приятий может стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают отношения между нациями. Но какие бы ни существовали точки зрения относительно функций социальных конфликтов, можно утверждать, что они являются не­обходимыми элементами развития общества, без них не может быть движения вперед.

Классификация и типология конфликтов.

Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъ­ектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выраже­на следующим образом.

Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.

Межличностный конфликт — разногласия между двумя или бо­лее людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не обра­зующие группы.

Межгрупповой конфликт — конфликт между социальными груп­пами и социальными общностями людей с противоположными ин­тересами. Это самый распространенный конфликт.

Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны администра­тивных и экономических норм и предписаний. Они вступают в кон­фликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и таким образом.

Конфронтация — пассивное противостояние групп с противо­борствующими политическими, экономическими и социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

Соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества — приобретение лучших позиций, признание или же демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.

Конкуренция — особый тип конфликта, цель его — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Методы разрешения конфликтов.

Разрешение социального конфликта — дело довольно сложное. Оно может идти различными путями и методами.

Метод избегания конфликта — может выражаться, например, в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или в угрозе ухода; в избегании встреч с противником и т.д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается са­ма его причина.

Метод переговоров — позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что не­избежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консен­сусу, открыть путь к сотрудничеству.

Метод использования посредничества. Это примирительная проце­дура В роли посредников могут выступать как организации, так и ча­стные лица. Эти функции могут выполнять не только правительствен­ные, но и любые другие учреждения и организации, отдельные лично­сти. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник мо­жет быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на За­паде роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Та­кая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, про­фессиональная компетентность, высокий интеллект).

Метод откладывания — нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно под­черкнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопле­ния сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.

Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При раз­боре строго руководствуются нормами законов, в том числе между­народного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: