Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности

Источники права можно рассматривать, по мень­шей мере, в трех значениях:

· в материальном - это тот экономический уровень, который до­стигло государство и который, в конечном счете, предопределяет содержание правовых предписаний;

· в идеальном - это уровень правосознания, который общество достигло, его правовая культура, что также предопределяет содер­жание права;

· в формально-юридическом - это и есть совокупность норматив­ных правовых актов, имеющих ту или иную отраслевую принад­лежность.

Именно источники в их последнем значении интересуют юри­дическую науку и, в частности, науку предпринимательского права.

Источники права в первом приближении представляют собой те формы права, в которых оно находит свои внешнее выражение и закрепление.

Традиционно различают следующие формы права: норматив­ный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный (международный) договор.

Нормативный правовой акт. Нормы предпринимательского пра­ва находят свое выражение в различных нормативных правовых актах. Указанные акты в совокупности образуют предпринима­тельское законодательство. Можно с уверенностью говорить, что основным источником предпринимательского права является нормативный правовой акт.

Условно выделяют две группы стран: с единой системой част­ного права (единый гражданский кодекс) и с дуалистической сис­темой частного права (общегражданский кодекс и специальный торговый кодекс - Германия - ГГУ, ГТУ, Франция - ФГК, ФТК, или Предпринимательский кодекс - Украина).

В Российской Федерации присутствуют единый Гражданский кодекс РФ и ряд специальных нормативных правовых актов, регу­лирующих осуществление предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право, будучи комплексной отраслью, регулируется двумя видами источников права:

· отраслевыми (в частности, ГК РФ);

· комплексными (в частности, Закон РФ «О банках и банковской деятельности»). Именно в комплексных нормативных правовых актах происходит основное взаимодействие норм частного и пуб­личного права.

Таким образом, в совокупности нормы частного и публичного права, регулирующие осуществление и публичную организацию предпринимательской деятельности, составляют предпринима­тельское законодательство.

В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты делятся на: законы и подзаконные акты.

В систему источников предпринимательского права входят:
1) Конституция Российской Федерации; 2) международные дого­воры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нор­мы международного права; 3) федеральные законы; 4) норматив­ные правовые акты Президента Российской Федерации; 5) норма­тивные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации; 6) нормативные правовые акты субъектов Россий­ской Федерации; 7) корпоративные нормативные акты; 8) обычаи.

Конституция РФ (принятая на всенародном голосовании 12.12.93) занимает особое место. В частности, правовую основу предпринимательского права закладывают ст. 8, 9, 21, 23, 34, 35, 46 и некоторые другие.

Конституцией РФ провозглашаются основные принципы, на которых базируется российское государство: равенство всех перед законом и судом, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собст­венности; право каждого иметь имущество в собственности, вла­деть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и со­вместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц, и т.д.

Нормы Конституции РФ как источника предприниматель­ского права можно разделить на две группы:

· общие нормы, регулирующие основополагающие вопросы
госу­дарственной и общественной жизни, обусловливающие и
обеспе­чивающие деятельность субъектов предпринимательства,
закреп­ляющие принципы того «пространства», в котором
осуществляет­ся предпринимательская деятельность;

· специальные нормы, относящиеся непосредственно к
предпри­нимательской деятельности, определяющие основополагающие принципы деятельности ее субъектов.

В первой группе норм основополагающее значение имеет по­ложение
ст. 1 Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респуб­ликанской формой правления». Из провозглашения правового ха­рактера российского государства вытекает ряд положений, важных для правового регулирования предпринимательской деятельности.

Правовой характер государства предопределяет, что организа­ция и вся деятельность государства базируются на идее верховенст­ва права, в том числе над государством. Власть в таком государстве связана правом. Осуществление власти происходит исключитель­но в рамках права и только теми субъектами, которые уполномо­чены на это в установленном законом порядке, при строгом соб­людении определенной компетенции и предметов ведения и полномочий. Власть существует лишь для того, чтобы максималь­но эффективно обеспечивать конституционные права граждан. Принцип верховенства права представляет собой препятствие на пути возможного злоупотребления государством своими властны­ми полномочиями и гарантирует субъектов права от необоснован­ного, незаконного вмешательства в их деятельность.

Ко второй группе норм - специальным нормам, относя­щимся непосредственно к осуществлению предпринимательской деятельности, можно отнести нормы о разграничении предметов ведения между Федерацией и субъектами Федерации в части, от­носящейся к предпринимательской деятельности.

Важную роль играют также нормы ст. 34 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Часть 2 указанной статьи запрещает экономическую деятельность, на­правленную на монополизацию и недобросовестную конкурен­цию.

Сюда же относятся и Федеральные конституционные законы
(«О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Прави­тельстве Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Рос­сийской Федерации» и т.д.).

Текущие федеральные законы принимаются на основе и во ис­полнение конституционных законов, составляют текущее зако­нодательство и регулируют различные стороны предпринима­тельской деятельности.

Кодифицированные законы являются особой разновидностью те­кущих законов. Среди них особое значение имеет Гражданский ко­декс РФ. Данный кодифицированный акт является базовым доку­ментом в рамках предпринимательского законодательства и часто именуется экономической конституцией нашего государства.

Гражданский кодекс РФ действует в четырех частях:

· часть I ГК РФ (подписана Президентом 30.11.94, вступила в силу с 01.01.95) содержит: общие положения гражданского законода­тельства, определение предпринимательской деятельности, поло­жения о лицах, объектах, праве собственности и иных вещных правах, сроках в гражданском праве, общие положения об обяза­тельствах, общие положения о договорах и др.;

· часть II ГК РФ (подписана Президентом 26.01.96, вступила в силу с 01.03.96) содержит: нормы об отдельных видах обязательств, в том числе о договорах, используемых в предпринимательской деятельности (поставка, лизинг, коммерческая концессия и т.п.), а также положения о внедоговорных обязательствах - о деликтах, неосновательном обогащении и т.д.;

· часть III ГК РФ (подписана Президентом 26.11.2001, вступила в силу с 01.03.2002) содержит нормы международного частного пра­ва, определяющие в том числе применимое право к предпринима­тельским отношениям, осложненным иностранным элементом;

· часть IV ГК РФ (подписана Президентом 18.12.2006, вступила в силу с 01.01.2008) посвящена праву интеллектуальной собствен­ности (правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).

Предпринимательские отношения регулируются также други­ми кодифицированными актами: Бюджетным кодексом Россий­ской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Та­моженным кодексом таможенного союза Российской Федерации, Кодексом торго­вого мореплавания Российской Федерации, Воздушным кодек­сом Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (от 08.11.2007 № 259-ФЗ) и т.д.

Некодифицированных федеральных законов, регулирующих
пред­принимательские отношения, на сегодня в Российской Федера­ции принято и действует множество. В связи с этим не представ­ляется возможным привести их исчерпывающий перечень, да и в целом это нецелесообразно.

Однако можно дать следующую классификацию федеральных законов:

· законы, устанавливающие требования к осуществлению
предприни­мательской деятельности (федеральные законы
«О государствен­ной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании», «О санитарно-эпидемиологиче­ском благополучии населения», «Об отходах производства и по­требления», «Об особых экономических зонах» и др.);

· законы, регулирующие правовое положение участников
предприни­мательской деятельности и их объединений (федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах»,
«О го­сударственных и муниципальных унитарных предприятиях»,
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О финансово-
промышленных группах», «Об инвестиционных фондах»,
«Об авто­номных учреждениях», «О развитии малого и среднего предпри­нимательства в Российской Федерации» и др.);

· законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской
дея­тельности (федеральные законы «О рекламе», «Об аудиторской деятельности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об оценочной деятельности» и т.д.);

· законы, предусматривающие возможность использования
немате­риальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской
дея­тельности (федеральные законы «О коммерческой тайне»,
«Об информации, информационных технологиях и о защите
ин­формации», «О персональных данных» и т.п.);

· законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъек­тов предпринимательской деятельности (федеральные законы «О защите конкуренции», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О третейских судах», За­кон РФ
«О международном коммерческом арбитраже» и др.);

· законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства (федеральные законы «Об осно­вах государственного регулирования внешнеторговой деятельно­сти»,
«О специальных защитных, антидемпинговых и компенса­ционных мерах при импорте товаров», «О мерах по защите эконо­мических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О валютном регулировании и ва­лютном контроле», «Об экспортном контроле» и проч.).

Международные договоры Российской Федерации, общепри­знанные принципы и нормы международного права также явля­ются источниками предпринимательского права.

В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные за­коном, то применяются правила международного договора.

В Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными рядом международных соглашений, среди которых в первую оче­редь следует назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах 1966 г. Они имеют общий характер и закрепляют право человека на предпринимательскую деятельность.

Источниками предпринимательского права России являются, например, Конвенция ООН о договорах международной куп­ли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Парижская кон­венция по охране промышленной собственности (Париж, 20 мар­та 1883 г.), Евразийская патентная конвенция (Москва, 9 сентяб­ря 1994 г.).

На подзаконном уровне можно обозначить такие подзакон­ные нормативные правовые акты, как указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ и т.д.

Указы Президента РФ в соответствии с ч. 3 ст. 90 Конституции РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обес­печению прав акционеров», «О мерах по стимулированию созда­ния и деятельности финансово-промышленных групп» и т.д.).

Постановления Правительства РФ, например Постановление Правительства РФ от 02.06.2004 № 263 «О Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Россий­ской Федерации», Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного ауди­та», Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О во­просах государственного регулирования аудиторской деятельно­сти в Российской Федерации» и др.

Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных
орга­нов исполнительной власти, например Приказ Минэкономразвития РФ от 10.01.2001 № 3 «Об организации обеспечения проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов», Приказ Минэкономразвития РФ от 09.09.2002 № 289
«Об утверждении Положения о Департа­менте регулирования предпринимательской деятельности Мини­стерства экономического развития и торговли Российской Федера­ции» и др.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Принятие субъектами Российской Федерации нормативных ак­тов, относящихся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграниче­ния предметов ведения и полномочий в данной сфере между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами.

Корпоративные (или локальные) нормативные акты в качестве
ис­точника предпринимательского права представляют собой акты нормативного характера, принимаемые предприятиями, организа­циями, их органами управления и регулирующие вопросы коммер­ческой и внутренней управленческой деятельности этих предпри­ятий, организаций. К ним относятся стандарты предприятий; по­ложения об органах управления и контроля на предприятии; инструкции о порядке взаимодействия структурных частей пред­приятия в процессе хозяйственной деятельности; положения о коммерческой тайне предприятия и проч.

Правовой обычай. Обычай также выступает источником
предпринима­тельского права.

Обычай как таковой - это сложившееся в силу неоднократно­го единообразного применения общепринятое правило поведе­ния, не выраженное прямо ни в законе (нормативном акте), ни в договоре сторон, но не противоречащее им.

Источником права обычай может стать лишь при условиях, что он:

· содержит юридическое воззрение, ибо никакое другое воззрение не может породить право;

· неоднократно проявляется в течение более или менее
продолжи­тельного времени;

· проявляется однообразно, в противном случае обычай образо­ваться не может (правило должно сложиться);

· не противоречит нравственности.

Кроме того, обычаи не могут противоречить законодательству и договору. В настоящее время ГК РФ выделяет особо и признает в качестве источника права обычай (ст. 5 ГК РФ).

Согласно ст. 5 ГК РФ, «обычаем призна­ется сложившееся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксиро­ваны ли оно в каком-либо документе».

Не применяются обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения по­ложениям законодательства или договору.

Классифицируют обычаи на общие (соблюдаемые во всем го­сударстве) и местные (соблюдаемые лишь в определенной мест­ности).

Примером последних служат обычаи морского порта, которые представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не преду­смотренные законодательством Российской Федерации. Причем обычаи морского порта должны быть засвидетельствованы Торго­во-промышленной палатой России.

Поскольку обычай является источником права, его применение следует считать возможным и при отсутст­вии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существу­ет пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.

Как правило, обычаи наиболее часто приме­няются во внешней торговле, особенно при морских перевозках. Международная торговая палата (МТП) систематизирует и пуб­ликует в сборниках обычаи для факультативного применения их предпринимателями, например Инкотермс - Международные правила по толкованию торговых терминов (Публикация МТП. 1990. № 460).

ГК РФ (ч. 6 ст. 1211) исходит из следующей презумпции: если в договоре использованы принятые в международном обороте тор­говые термины, то при отсутствии в договоре иных указаний счи­тается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев, обозначаемых соответствующими тор­говыми терминами. Более того, Постановлением Правления Тор­гово-промышленной палаты от 28.06.2001 № 117-13 (п. 4) Инкотермс-2000 признаны в России торговым обычаем, однако приме­няемым только при наличии на него ссылки в договоре.

Таким образом, Инкотермс-2000 не имеет самостоятельной юридической силы и применяется только при наличии на него ссылки в договоре, что сближает его по своей правовой природе с обыкновением.

Аналогичным правовым статусом (применяется только при наличии ссылки) обладают Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (Публикация МТП. 2007. № 600).

В российском законодательстве используется также термин «торговый обычай».

Торговый обычай можно определить, как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неод­нократного воспроизведения одних и тех же действий.

Применение торговых обычаев допускается и международны­ми договорами, участником которых является, в том числе Россий­ская Федерация. К примеру, в п. 1 ст. 9 Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.80 (Венской конвенции) содержится положение о том, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отноше­ниях.

К актам, отражающим содержание международных торговых обычаев, относятся Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА), которые не являются между­народным договором и носят рекомендательный характер. Для их применения необходимо соглашение об этом сторон договора. На практике их значение велико, они часто используются третейски­ми судами.

Юридический прецедент. Если абстрагироваться, то юридиче­ский (прежде всего судебный) прецедент является вторым по древности источником права (после обычая).

В странах романо-германской правовой семьи принято гово­рить о судебной практике, а англо-американской правовой семьи - о судебном (юридическом) прецеденте.

Смысл юридического прецедента в том, что ранее состоявшее­ся решение государственного органа (судебного или администра­тивного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы при разрешении подобных дел в последующем.

Согласно общепринятой правовой доктрине, в правовых сис­темах, относящих себя к романо-германской правовой семье, юридический прецедент не является источником права. De jure так оно и есть, однако de facto постановления пленумов высших судебных инстанций, информационные письма ВАС играют зна­чительную роль не только в формировании единообразного при­менения закона, но зачастую и в установлении по сути новых пра­вил поведения.

Отдельно следует сказать о постановлениях Конституционно­го Суда РФ, которые по праву могут рассматриваться в качестве источника предпринимательского права. Согласно ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 № 1-ФКЗ, акты или их отдельные положения, признанные некон­ституционными, утрачивают силу. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта
не­конституционным не может быть преодолена повторным приня­тием этого же акта. Кроме того, решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не под­лежат исполнению и должны быть пересмотрены в установлен­ных федеральным законом случаях. Все это с достаточной очевид­ностью свидетельствует об огромной роли Конституционного Суда РФ в правовом регулировании общественных (предприни­мательских) отношений, так как он, признавая конкретную
пра­вовую норму неконституционной, тем самым изменяет модель правового регулирования и, следовательно, выступает творцом права в широком смысле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: