Источники права можно рассматривать, по меньшей мере, в трех значениях:
· в материальном - это тот экономический уровень, который достигло государство и который, в конечном счете, предопределяет содержание правовых предписаний;
· в идеальном - это уровень правосознания, который общество достигло, его правовая культура, что также предопределяет содержание права;
· в формально-юридическом - это и есть совокупность нормативных правовых актов, имеющих ту или иную отраслевую принадлежность.
Именно источники в их последнем значении интересуют юридическую науку и, в частности, науку предпринимательского права.
Источники права в первом приближении представляют собой те формы права, в которых оно находит свои внешнее выражение и закрепление.
Традиционно различают следующие формы права: нормативный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный (международный) договор.
Нормативный правовой акт. Нормы предпринимательского права находят свое выражение в различных нормативных правовых актах. Указанные акты в совокупности образуют предпринимательское законодательство. Можно с уверенностью говорить, что основным источником предпринимательского права является нормативный правовой акт.
|
|
Условно выделяют две группы стран: с единой системой частного права (единый гражданский кодекс) и с дуалистической системой частного права (общегражданский кодекс и специальный торговый кодекс - Германия - ГГУ, ГТУ, Франция - ФГК, ФТК, или Предпринимательский кодекс - Украина).
В Российской Федерации присутствуют единый Гражданский кодекс РФ и ряд специальных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности.
Предпринимательское право, будучи комплексной отраслью, регулируется двумя видами источников права:
· отраслевыми (в частности, ГК РФ);
· комплексными (в частности, Закон РФ «О банках и банковской деятельности»). Именно в комплексных нормативных правовых актах происходит основное взаимодействие норм частного и публичного права.
Таким образом, в совокупности нормы частного и публичного права, регулирующие осуществление и публичную организацию предпринимательской деятельности, составляют предпринимательское законодательство.
В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты делятся на: законы и подзаконные акты.
В систему источников предпринимательского права входят:
1) Конституция Российской Федерации; 2) международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права; 3) федеральные законы; 4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации; 5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации; 6) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; 7) корпоративные нормативные акты; 8) обычаи.
|
|
Конституция РФ (принятая на всенародном голосовании 12.12.93) занимает особое место. В частности, правовую основу предпринимательского права закладывают ст. 8, 9, 21, 23, 34, 35, 46 и некоторые другие.
Конституцией РФ провозглашаются основные принципы, на которых базируется российское государство: равенство всех перед законом и судом, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц, и т.д.
Нормы Конституции РФ как источника предпринимательского права можно разделить на две группы:
· общие нормы, регулирующие основополагающие вопросы
государственной и общественной жизни, обусловливающие и
обеспечивающие деятельность субъектов предпринимательства,
закрепляющие принципы того «пространства», в котором
осуществляется предпринимательская деятельность;
· специальные нормы, относящиеся непосредственно к
предпринимательской деятельности, определяющие основополагающие принципы деятельности ее субъектов.
В первой группе норм основополагающее значение имеет положение
ст. 1 Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Из провозглашения правового характера российского государства вытекает ряд положений, важных для правового регулирования предпринимательской деятельности.
Правовой характер государства предопределяет, что организация и вся деятельность государства базируются на идее верховенства права, в том числе над государством. Власть в таком государстве связана правом. Осуществление власти происходит исключительно в рамках права и только теми субъектами, которые уполномочены на это в установленном законом порядке, при строгом соблюдении определенной компетенции и предметов ведения и полномочий. Власть существует лишь для того, чтобы максимально эффективно обеспечивать конституционные права граждан. Принцип верховенства права представляет собой препятствие на пути возможного злоупотребления государством своими властными полномочиями и гарантирует субъектов права от необоснованного, незаконного вмешательства в их деятельность.
Ко второй группе норм - специальным нормам, относящимся непосредственно к осуществлению предпринимательской деятельности, можно отнести нормы о разграничении предметов ведения между Федерацией и субъектами Федерации в части, относящейся к предпринимательской деятельности.
Важную роль играют также нормы ст. 34 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Часть 2 указанной статьи запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Сюда же относятся и Федеральные конституционные законы
(«О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и т.д.).
|
|
Текущие федеральные законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны предпринимательской деятельности.
Кодифицированные законы являются особой разновидностью текущих законов. Среди них особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. Данный кодифицированный акт является базовым документом в рамках предпринимательского законодательства и часто именуется экономической конституцией нашего государства.
Гражданский кодекс РФ действует в четырех частях:
· часть I ГК РФ (подписана Президентом 30.11.94, вступила в силу с 01.01.95) содержит: общие положения гражданского законодательства, определение предпринимательской деятельности, положения о лицах, объектах, праве собственности и иных вещных правах, сроках в гражданском праве, общие положения об обязательствах, общие положения о договорах и др.;
· часть II ГК РФ (подписана Президентом 26.01.96, вступила в силу с 01.03.96) содержит: нормы об отдельных видах обязательств, в том числе о договорах, используемых в предпринимательской деятельности (поставка, лизинг, коммерческая концессия и т.п.), а также положения о внедоговорных обязательствах - о деликтах, неосновательном обогащении и т.д.;
· часть III ГК РФ (подписана Президентом 26.11.2001, вступила в силу с 01.03.2002) содержит нормы международного частного права, определяющие в том числе применимое право к предпринимательским отношениям, осложненным иностранным элементом;
· часть IV ГК РФ (подписана Президентом 18.12.2006, вступила в силу с 01.01.2008) посвящена праву интеллектуальной собственности (правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).
Предпринимательские отношения регулируются также другими кодифицированными актами: Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Таможенным кодексом таможенного союза Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (от 08.11.2007 № 259-ФЗ) и т.д.
|
|
Некодифицированных федеральных законов, регулирующих
предпринимательские отношения, на сегодня в Российской Федерации принято и действует множество. В связи с этим не представляется возможным привести их исчерпывающий перечень, да и в целом это нецелесообразно.
Однако можно дать следующую классификацию федеральных законов:
· законы, устанавливающие требования к осуществлению
предпринимательской деятельности (федеральные законы
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об особых экономических зонах» и др.);
· законы, регулирующие правовое положение участников
предпринимательской деятельности и их объединений (федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах»,
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»,
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О финансово-
промышленных группах», «Об инвестиционных фондах»,
«Об автономных учреждениях», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.);
· законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской
деятельности (федеральные законы «О рекламе», «Об аудиторской деятельности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об оценочной деятельности» и т.д.);
· законы, предусматривающие возможность использования
нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской
деятельности (федеральные законы «О коммерческой тайне»,
«Об информации, информационных технологиях и о защите
информации», «О персональных данных» и т.п.);
· законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (федеральные законы «О защите конкуренции», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О третейских судах», Закон РФ
«О международном коммерческом арбитраже» и др.);
· законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства (федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,
«О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об экспортном контроле» и проч.).
Международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права также являются источниками предпринимательского права.
В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными рядом международных соглашений, среди которых в первую очередь следует назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Они имеют общий характер и закрепляют право человека на предпринимательскую деятельность.
Источниками предпринимательского права России являются, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.), Евразийская патентная конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.).
На подзаконном уровне можно обозначить такие подзаконные нормативные правовые акты, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.
Указы Президента РФ в соответствии с ч. 3 ст. 90 Конституции РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров», «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» и т.д.).
Постановления Правительства РФ, например Постановление Правительства РФ от 02.06.2004 № 263 «О Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита», Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.
Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных
органов исполнительной власти, например Приказ Минэкономразвития РФ от 10.01.2001 № 3 «Об организации обеспечения проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов», Приказ Минэкономразвития РФ от 09.09.2002 № 289
«Об утверждении Положения о Департаменте регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» и др.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие субъектами Российской Федерации нормативных актов, относящихся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами.
Корпоративные (или локальные) нормативные акты в качестве
источника предпринимательского права представляют собой акты нормативного характера, принимаемые предприятиями, организациями, их органами управления и регулирующие вопросы коммерческой и внутренней управленческой деятельности этих предприятий, организаций. К ним относятся стандарты предприятий; положения об органах управления и контроля на предприятии; инструкции о порядке взаимодействия структурных частей предприятия в процессе хозяйственной деятельности; положения о коммерческой тайне предприятия и проч.
Правовой обычай. Обычай также выступает источником
предпринимательского права.
Обычай как таковой - это сложившееся в силу неоднократного единообразного применения общепринятое правило поведения, не выраженное прямо ни в законе (нормативном акте), ни в договоре сторон, но не противоречащее им.
Источником права обычай может стать лишь при условиях, что он:
· содержит юридическое воззрение, ибо никакое другое воззрение не может породить право;
· неоднократно проявляется в течение более или менее
продолжительного времени;
· проявляется однообразно, в противном случае обычай образоваться не может (правило должно сложиться);
· не противоречит нравственности.
Кроме того, обычаи не могут противоречить законодательству и договору. В настоящее время ГК РФ выделяет особо и признает в качестве источника права обычай (ст. 5 ГК РФ).
Согласно ст. 5 ГК РФ, «обычаем признается сложившееся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксированы ли оно в каком-либо документе».
Не применяются обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.
Классифицируют обычаи на общие (соблюдаемые во всем государстве) и местные (соблюдаемые лишь в определенной местности).
Примером последних служат обычаи морского порта, которые представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Причем обычаи морского порта должны быть засвидетельствованы Торгово-промышленной палатой России.
Поскольку обычай является источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.
Как правило, обычаи наиболее часто применяются во внешней торговле, особенно при морских перевозках. Международная торговая палата (МТП) систематизирует и публикует в сборниках обычаи для факультативного применения их предпринимателями, например Инкотермс - Международные правила по толкованию торговых терминов (Публикация МТП. 1990. № 460).
ГК РФ (ч. 6 ст. 1211) исходит из следующей презумпции: если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, то при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. Более того, Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты от 28.06.2001 № 117-13 (п. 4) Инкотермс-2000 признаны в России торговым обычаем, однако применяемым только при наличии на него ссылки в договоре.
Таким образом, Инкотермс-2000 не имеет самостоятельной юридической силы и применяется только при наличии на него ссылки в договоре, что сближает его по своей правовой природе с обыкновением.
Аналогичным правовым статусом (применяется только при наличии ссылки) обладают Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (Публикация МТП. 2007. № 600).
В российском законодательстве используется также термин «торговый обычай».
Торговый обычай можно определить, как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий.
Применение торговых обычаев допускается и международными договорами, участником которых является, в том числе Российская Федерация. К примеру, в п. 1 ст. 9 Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.80 (Венской конвенции) содержится положение о том, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.
К актам, отражающим содержание международных торговых обычаев, относятся Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА), которые не являются международным договором и носят рекомендательный характер. Для их применения необходимо соглашение об этом сторон договора. На практике их значение велико, они часто используются третейскими судами.
Юридический прецедент. Если абстрагироваться, то юридический (прежде всего судебный) прецедент является вторым по древности источником права (после обычая).
В странах романо-германской правовой семьи принято говорить о судебной практике, а англо-американской правовой семьи - о судебном (юридическом) прецеденте.
Смысл юридического прецедента в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы при разрешении подобных дел в последующем.
Согласно общепринятой правовой доктрине, в правовых системах, относящих себя к романо-германской правовой семье, юридический прецедент не является источником права. De jure так оно и есть, однако de facto постановления пленумов высших судебных инстанций, информационные письма ВАС играют значительную роль не только в формировании единообразного применения закона, но зачастую и в установлении по сути новых правил поведения.
Отдельно следует сказать о постановлениях Конституционного Суда РФ, которые по праву могут рассматриваться в качестве источника предпринимательского права. Согласно ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 № 1-ФКЗ, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта
неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Кроме того, решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Все это с достаточной очевидностью свидетельствует об огромной роли Конституционного Суда РФ в правовом регулировании общественных (предпринимательских) отношений, так как он, признавая конкретную
правовую норму неконституционной, тем самым изменяет модель правового регулирования и, следовательно, выступает творцом права в широком смысле.