Понятие «принцип» (от лат. principum - начало, основа) означает то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений. Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основные, исходные начала, используемые при регулировании общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Эти принципы не только имеют теоретическое значение, которое заключается, прежде всего, в том, что они охватывают, пронизывают нормы предпринимательского права, обусловливают общий дух правового регулирования, но и оказывают сугубо практическое влияние на процесс правового регулирования.
Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
· Принцип законности является общеправовым принципом, так как выступает принципом всех отраслей российского права и находит свое закрепление в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Принцип законности означает, что все действия субъектов права должны основываться на требованиях закона, не противоречить им. При нарушении требований закона любое лицо, считающее, что его права, свободы и интересы были нарушены или подвергаются угрозе нарушения, вправе обратиться за защитой в суд.
|
|
Как отмечено выше, в предмет предпринимательского права входят не только общественные отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, но и отношения по ее государственному регулированию, в рамках которых принцип законности также является определяющим. В связи с этим исследователи совершенно справедливо подчеркивают, что государство должно обеспечить законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного управления, регулирующих предпринимательство.
При этом и предпринимателям, и должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления следует точно знать, требования какого закона они должны соблюдать, в связи, с чем принцип законности предполагает также системность и непротиворечивость нормативных актов о предпринимательстве, что создает стабильную правовую среду, в которой предприниматели работают и защищают свои права.
Судебная защита является действенной гарантией соблюдения принципа законности не только предпринимателями, но и должностными лицами государственных органов регулирования предпринимательской деятельности: ст. 13 ГК РФ говорит о возможности признания недействительным ненормативного (а в случаях, предусмотренных законом, и нормативного) акта государственного органа или органа местного самоуправления.
· Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, ст. 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности; содержание этой свободы конкретизируется в ст. 34, где сказано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
|
|
Свобода предпринимательской деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принимает решение, заниматься ли ему собственной предпринимательской деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой деятельности, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с другими лицами.
Подавляющему большинству субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и ряда юридических лиц) законом предоставлена общая правосубъектность. Это означает, что ее носитель (предприниматель) имеет права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.
Предприниматель без постороннего вмешательства выбирает сферу своей деятельности, он вправе поменять эту сферу исходя из экономической целесообразности и прочих факторов, не испрашивая на это разрешение государственных или любых иных органов. Предприниматель самостоятельно формирует имущественную основу своей деятельности, используя для этого собственные и привлеченные денежные средства, а также любое иное имущество, не изъятое из оборота.
Свобода предпринимательской деятельности неразрывно связана с рядом основных положений гражданского законодательства, закрепленных ГК РФ (ст. 1). Так, элементами свободы предпринимательской деятельности являются свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Однако свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и не безгранична. Прежде всего, она ограничена требованиями закона, устанавливающего те или иные правила, несомненно, вторгающиеся в сферу свободной предпринимательской деятельности, но необходимые для реализации и защиты публичных интересов общества и государства. Например, государство вводит требования обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности; правила об обязательном лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности. Права и свободы в сфере предпринимательства могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Кроме того, предпринимательская деятельность должна вестись разумно и добросовестно, свобода деятельности одного предпринимателя не должна ограничивать свободу предпринимательской деятельности других лиц, даже если запрет осуществления конкретного действия и не предусмотрен прямо нормами права. Так, п. 1 ст. 10 ГК РФ закрепляет, что «не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу... Не
допускается использование гражданских прав в целях ограничения
конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке». В противном случае суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Данный принцип также нашел свое закрепление в ст. 421 ГК РФ.
· Многообразие и юридическое равенство форм собственности.
Собственное имущество предпринимателя является не только
необходимой предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, но и гарантией реальной ответственности в тех случаях, когда необходимо возмещение вреда, причиненного им при осуществлении предпринимательской деятельности.
|
|
В период развития социалистической экономики равенство форм собственности отсутствовало: законодательно провозглашались преимущества в защите государственной собственности.
В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Принудительное отчуждение имущества, в том числе используемого для предпринимательской деятельности (независимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику), для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда.
· Принцип единого экономического пространства. Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Законодательство не содержит легального определения термина «экономическое пространство». По нашему мнению, применительно к принципам предпринимательского права под экономическим пространством можно понимать территорию федеративного государства, на которой имеется (должна быть создана) совокупность общих условий, необходимых для осуществления свободной предпринимательской деятельности. В зависимости от наличия и содержания конкретных условий, имеющихся на составных частях этой территории, можно говорить о едином экономическом пространстве или его отсутствии.
Так, единство экономического пространства предполагает, в частности, единую нормативно-правовую базу осуществления предпринимательской деятельности с верховенством федеральных законов в системе источников регулирования предпринимательской деятельности; единые на всей территории страны требования к предпринимателям, в том числе на этапе их регистрации в качестве таковых; отсутствие законодательных ограничений свободы выбора контрагента в зависимости от региона его регистрации; единую денежную единицу и централизованную денежную эмиссию; установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общих принципов налогообложения и сборов исключительно федеральным законом; единство и повсеместность судебной защиты прав и свобод в сфере предпринимательства и проч.
|
|
Важными гарантиями существования единого экономического пространства в России являются положения Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Принцип единства экономического пространства особенно актуален для России как для федеративного государства и является необходимым условием реализации таких общих правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом (при отсутствии единства экономического пространства предприниматели и потребители некоторых регионов оказывались бы в привилегированном положении) и верховенство федеральных законов в системе законодательства.
· Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ). Государство гарантирует поддержку конкуренции (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).
Законодательное закрепление и реализация принципа недопущения недобросовестной конкуренции являются правовым способом поддержания здоровой, эффективной, социально ориентированной экономики.
Целью ограничения монополистической деятельности выступает создание условий, при которых предприниматель для увеличения прибыли не сможет использовать методы, способные негативно повлиять на состояние рынка, качество товаров и услуг, экономически обоснованное формирование цены, несовместимые со свободой реализации предпринимательской деятельности иными субъектами.
Антимонопольное законодательство имеет своей главной целью развитие рыночной экономики. Важная роль в поддержании конкуренции и борьбе с монополистической деятельностью принадлежит ФЗ «О защите конкуренции», пришедшему на смену Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ФЗ
«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
· Принцип государственного воздействия на осуществление
предпринимательской деятельности. В литературе данный принцип называется также принципом государственного регулирования
экономики, что, по нашему мнению, справедливо, поскольку
государственное воздействие на экономику проявляется в форме регулирования.
Государство в тех или иных формах всегда воздействовало на предпринимательскую деятельность, причем спектр форм его воздействия простирался от жесткого командного регулирования с провозглашением исключительно государственной собственности на средства производства и практически полным подавлением свободы хозяйствования в тоталитарных государствах до фактического невмешательства государства в экономические процессы, до сведения роли государства к функции «ночного сторожа».
Современные правовые социальные государства с развитой экономикой нацелены на поиск оптимального соотношения государственного регулирования экономических процессов и свободного развития экономики по объективным законам, игнорирование которых недопустимо, политически и экономически опасно.
Цель государственного воздействия - обеспечение публичного интереса, защита прав и свобод всех членов общества. Именно с этих позиций государство должно регулировать развитие экономики, причем в правовом демократическом государстве - преимущественно экономическими методами, а не административными, неэффективность которых подтверждается историческим опытом.
Таковы основные принципы предпринимательского права, традиционно выделяемые в правовой литературе.