Понятие и виды принципов правового регулирования предпринимательской деятельности

Понятие «принцип» (от лат. principum - начало, основа) означает то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений. Под принципами правового регулирования предпринима­тельской деятельности понимаются основные, исходные начала, используемые при регулировании общественных отношений, со­ставляющих предмет данной отрасли права. Эти принципы не только имеют теоретическое значение, которое заключается, преж­де всего, в том, что они охватывают, пронизывают нормы предпри­нимательского права, обусловливают общий дух правового регу­лирования, но и оказывают сугубо практическое влияние на про­цесс правового регулирования.

Основные принципы правового регулиро­вания предпринимательской деятельности:

· Принцип законности является общеправовым принципом, так как выступает принципом всех отраслей российского права и на­ходит свое закрепление в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Принцип за­конности означает, что все действия субъектов права должны ос­новываться на требованиях закона, не противоречить им. При на­рушении требований закона любое лицо, считающее, что его права, свободы и интересы были нарушены или подвергаются уг­розе нарушения, вправе обратиться за защитой в суд.

Как отмечено выше, в предмет предпринимательского права входят не только общественные отношения, связанные с осущест­влением предпринимательской деятельности, но и отношения по ее государственному регулированию, в рамках которых принцип законности также является определяющим. В связи с этим иссле­дователи совершенно справедливо подчеркивают, что государст­во должно обеспечить законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного управ­ления, регулирующих предпринимательство.

При этом и предпринимателям, и должностным лицам орга­нов государственной власти и органов местного самоуправления следует точно знать, требования какого закона они должны со­блюдать, в связи, с чем принцип законности предполагает также системность и непротиворечивость нормативных актов о пред­принимательстве, что создает стабильную правовую среду, в кото­рой предприниматели работают и защищают свои права.

Судебная защита является действенной гарантией соблюде­ния принципа законности не только предпринимателями, но и должностными лицами государственных органов регулирования предпринимательской деятельности: ст. 13 ГК РФ говорит о воз­можности признания недействительным ненормативного (а в случаях, предусмотренных законом, и нормативного) акта госу­дарственного органа или органа местного самоуправления.

· Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, ст. 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гаран­тируется свобода экономической деятельности; содержание этой свободы конкретизируется в ст. 34, где сказано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имуще­ства для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принимает решение, зани­маться ли ему собственной предпринимательской деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой деятельно­сти, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с другими лицами.

Подавляющему большинству субъектов предприниматель­ской деятельности (индивидуальных предпринимателей и ряда юридических лиц) законом предоставлена общая правосубъект­ность. Это означает, что ее носитель (предприниматель) имеет права и несет обязанности, необходимые для осуществления лю­бых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Предприниматель без постороннего вмешательства выбирает сферу своей деятельности, он вправе поменять эту сферу исходя из экономической целесообразности и прочих факторов, не ис­прашивая на это разрешение государственных или любых иных органов. Предприниматель самостоятельно формирует имущест­венную основу своей деятельности, используя для этого собствен­ные и привлеченные денежные средства, а также любое иное иму­щество, не изъятое из оборота.

Свобода предпринимательской деятельности неразрывно свя­зана с рядом основных положений гражданского законодательст­ва, закрепленных ГК РФ (ст. 1). Так, элементами свободы пред­принимательской деятельности являются свобода договора, недо­пустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления граж­данских прав.

Однако свобода предпринимательской деятельности не абсо­лютна и не безгранична. Прежде всего, она ограничена требова­ниями закона, устанавливающего те или иные правила, несо­мненно, вторгающиеся в сферу свободной предпринимательской деятельности, но необходимые для реализации и защиты публич­ных интересов общества и государства. Например, государство вводит требования обязательной регистрации субъектов предпри­нимательской деятельности; правила об обязательном лицензи­ровании отдельных видов предпринимательской деятельности. Права и свободы в сфере предпринимательства могут быть огра­ничены на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Кроме того, предпринимательская деятельность должна вес­тись разумно и добросовестно, свобода деятельности одного предпринимателя не должна ограничивать свободу предпринима­тельской деятельности других лиц, даже если запрет осуществле­ния конкретного действия и не предусмотрен прямо нормами права. Так, п. 1 ст. 10 ГК РФ закрепляет, что «не допускаются дей­ствия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключи­тельно с намерением причинить вред другому лицу... Не
допуска­ется использование гражданских прав в целях ограничения
кон­куренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке». В противном случае суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Данный принцип также нашел свое закрепление в ст. 421 ГК РФ.

· Многообразие и юридическое равенство форм собственности.
Соб­ственное имущество предпринимателя является не только
необ­ходимой предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, но и гарантией реальной ответственности в тех слу­чаях, когда необходимо возмещение вреда, причиненного им при осуществлении предпринимательской деятельности.

В период развития социалистической экономики равенство форм собственности отсутствовало: законодательно провозгла­шались преимущества в защите государственной собственности.

В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным об­разом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собст­венности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино­лично, так и совместно с другими лицами.

Принудительное отчуждение имущества, в том числе исполь­зуемого для предпринимательской деятельности (независимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику), для государственных нужд возможно только при условии предва­рительного и равноценного возмещения. Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда.

· Принцип единого экономического пространства. Статья 8 Консти­туции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Законодательство не содержит легального определения тер­мина «экономическое пространство». По нашему мнению, при­менительно к принципам предпринимательского права под эко­номическим пространством можно понимать территорию федера­тивного государства, на которой имеется (должна быть создана) совокупность общих условий, необходимых для осуществления свободной предпринимательской деятельности. В зависимости от наличия и содержания конкретных условий, имеющихся на со­ставных частях этой территории, можно говорить о едином эконо­мическом пространстве или его отсутствии.

Так, единство экономического пространства предполагает, в частности, единую нормативно-правовую базу осуществления предпринимательской деятельности с верховенством федераль­ных законов в системе источников регулирования предпринима­тельской деятельности; единые на всей территории страны требо­вания к предпринимателям, в том числе на этапе их регистрации в качестве таковых; отсутствие законодательных ограничений сво­боды выбора контрагента в зависимости от региона его регистра­ции; единую денежную единицу и централизованную денежную эмиссию; установление системы налогов, взимаемых в федераль­ный бюджет, и общих принципов налогообложения и сборов исключительно федеральным законом; единство и повсеместность судебной защиты прав и свобод в сфере предпринимательства и проч.

Важными гарантиями существования единого экономическо­го пространства в России являются положения Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации не допускается установление таможен­ных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в со­ответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, ох­раны природы и культурных ценностей.

Принцип единства экономического пространства особенно актуален для России как для федеративного государства и являет­ся необходимым условием реализации таких общих правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом (при отсут­ствии единства экономического пространства предприниматели и потребители некоторых регионов оказывались бы в привилеги­рованном положении) и верховенство федеральных законов в системе законодательства.

· Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. В Российской Федерации не допускается экономи­ческая деятельность, направленная на монополизацию и недоб­росовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ). Госу­дарство гарантирует поддержку конкуренции (ч. 1 ст. 8 Консти­туции РФ).

Законодательное закрепление и реализация принципа недо­пущения недобросовестной конкуренции являются правовым способом поддержания здоровой, эффективной, социально ори­ентированной экономики.

Целью ограничения монополистической деятельности высту­пает создание условий, при которых предприниматель для увели­чения прибыли не сможет использовать методы, способные нега­тивно повлиять на состояние рынка, качество товаров и услуг, экономически обоснованное формирование цены, несовмести­мые со свободой реализации предпринимательской деятельности иными субъектами.

Антимонопольное законодательство имеет своей главной целью развитие рыночной экономики. Важная роль в поддержа­нии конкуренции и борьбе с монополистической деятельностью принадлежит ФЗ «О защите конкуренции», пришедшему на сме­ну Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистиче­ской деятельности на товарных рынках» и ФЗ
«О защите конку­ренции на рынке финансовых услуг».

· Принцип государственного воздействия на осуществление
предпри­нимательской деятельности. В литературе данный принцип называ­ется также принципом государственного регулирования
эко­номики, что, по нашему мнению, справедливо, поскольку
госу­дарственное воздействие на экономику проявляется в форме регулирования.

Государство в тех или иных формах всегда воздействовало на предпринимательскую деятельность, причем спектр форм его воздействия простирался от жесткого командного регулирования с провозглашением исключительно государственной собственно­сти на средства производства и практически полным подавлением свободы хозяйствования в тоталитарных государствах до фактиче­ского невмешательства государства в экономические процессы, до сведения роли государства к функции «ночного сторожа».

Современные правовые социальные государства с развитой экономикой нацелены на поиск оптимального соотношения го­сударственного регулирования экономических процессов и сво­бодного развития экономики по объективным законам, игнори­рование которых недопустимо, политически и экономически опасно.

Цель государственного воздействия - обеспечение публично­го интереса, защита прав и свобод всех членов общества. Именно с этих позиций государство должно регулировать развитие эконо­мики, причем в правовом демократическом государстве - преимущественно экономическими методами, а не административ­ными, неэффективность которых подтверждается историческим опытом.

Таковы основные принципы предпринимательского права, традиционно выделяемые в правовой литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: