Отрасль набирает обороты / казахстанская правда / 02. 10

В Астане проходит III Форум машиностроителей Казахстана, в рамках которого представители шести основных секторов отрасли обсуждают проблемы и перспективы развития отечественных предприятий в условиях новой экономической ситуации.

Ключевые приоритеты

Минуло всего год с момента завершения предыдущего форума машиностроителей, однако за это относительно короткое время существенно изменилась внешняя и внут­ренняя экономическая ситуация. При этом для многих предприятий отрасли такие понятия, как «конкурентоспособность продукции», «техноло­гическая эффективность производства», «произ­водительность труда», «рентабельность» и локализация», стали не просто символами, а жизненно важными условиями выживания на рынке.

Новые экономические реалии для отечественных компаний машиностроения – это не только работа в условиях низких цен на базовые ресурсы, спада мировой экономики, гео­политических и прочих коллизий. По мнению председателя правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрама Пшембаева, третий форум проходит в новых экономических условиях для отрасли и для всей экономики в целом. Это членство РК в ЕАЭС и вступление Казахстан в ВТО. Это большие, знаковые события.

– Для нас, участников обрабатывающей промышленности, машиностроителей, – это как новые возможности, так и новые вызовы, – сказал он.

В этой ситуации усиление конкуренции на внутреннем рынке со стороны ведущих региональных и мировых производителей остается одним из наиболее серьезных вызовов и факторов риска для отечественных предприятий. Снижение таможенных пошлин на импортную продукцию при некотором ослаблении государственных мер стимулирования секторов машиностроения ведет, как известно, к возможному вытеснению продукции казахстанских производителей на периферию рынка. И для того чтобы этого не произошло, необходимо усиливать меры, направленные прежде всего на повышение конкурентоспособности местных предприятий машиностроения, которые на сегодня производят не только автомобили, тепловозы, железнодорожные вагоны, морские суда, вертолеты и электротехническое оборудование, но и великое многообразие других промышленных товаров.

– В целом каждая отрасль машиностроения – это отдельные отрасли промышленности. Но в новых экономических условиях происходящие процессы вокруг затрагивают и нас. В этих условиях есть вопросы по наращиванию объемов производства экспортной продукции, это мы будем обсуждать в первую очередь. В целом мы должны модернизировать, переориентировать наши предприятия, чтобы они выпускали конкурентную продукцию с высоким качеством, – подчеркнул М. Пшембаев.

В условиях сужения рынка пот­ребления и сокращения заказов со стороны основных партнеров ключевым вопросом для машинострои­телей остается также поиск новых рынков сбыта.

Тенденции текущего года

В своем выступлении на форуме первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау сообщил, что в настоящий период машиностроительная отрасль начинает выходить из кризиса после резкого спада производства на 29% в первом полугодии. Так, за июль-август 2015 года в отрасли достигнут значительный рост уровня производства – на 119%.

– Это говорит о том, что шок преодолен. Предприятия приспособились к ситуации и начали восстанавливаться. На положительную динамику в июле-августе повлияло выделение первого транша, средства из которого пошли в том числе на автокредитование, – пояснил вице-министр.

При этом он также отметил, что на начало года ведомство оказалось неготовым к новым вызовам.

– Когда произошла девальвация рубля, упали цены на нефть и продукцию ГМК, естественно, мы это сразу почувствовали. Автопром, который является одним из ключевых секторов машиностроения, также продемонстрировал отрицательную динамику более чем на 50%. Надо признать, что мы ничего не могли сделать в этой ситуации, когда везде появились «серые дилеры», – заявил откровенно Альберт Рау.

Напомним, предприятия этого сектора в первом полугодии наиболее сильно пострадали вследствие ухудшения экономической ситуации в Российской Федерации и девальвации рубля. Отмена НДС и акцизов на ввозимые автомобили усугубили состояние отечественного рынка автомобильной продукции. По итогам первого квартала 2015 года зафиксирован рекордный уровень «серого импорта» – свыше 107 тыс. новых и подержанных автомобилей поступили на территорию республики по «серым» каналам. При этом порядка 74% объема теневого импорта сос­тавили подержанные автомобили.

Эксперты отмечают, что вследствие роста неорганизованной торговли «серый» сегмент отечественного авторынка в 4 раза превысил сбыт официальных дилеров и в 40 раз прев­зошел продажи автомобилей казахстанской сборки. В результате за 6 месяцев 2015 года производство автотранспортной техники составило всего 45 млрд тенге, ИФО – 54,2%. Наибольший спад наблюдался в сфере производства легковых автомобилей – 55,4% (7 901 ед.). При этом отмечался рост производства автобусов для перевозки 10 или более человек – на 19,3% (167 ед.), грузовых авто – на 62,1% (726 ед.) и специальных авто – на 44,0% (36 ед.).

В целом в текущем году в казахстанской автомобильной промышленности эксперты прогнозируют снижение объема производства более чем в 2,5 раза по сравнению с 2014 годом.

Железнодорожное машинострое­ние тоже пережило значительный спад объемов производства, что связано со снижением заказов со стороны АО «НК»Казахстан темир жолы». По итогам шести месяцев 2015 года объем производства железнодорожной техники составил 12,8 млрд тенге, ИФО – 41,1%. При этом производство локомотивов и пассажирских вагонов свелось к минимуму, а производство грузовых вагонов снизилось на 83,4% (50 ед.).

В первом полугодии в нефтегазовом машиностроении также наблюдался спад производства на 16,7%, в результате которого доля этого сектора в общем объеме обрабатывающей промышленности Казахстана сократилась до 0,5%. Примечательно, что еще двумя годами ранее этот показатель составлял 3,2%. При этом в 2012 году общий объем рынка неф­тегазового оборудования составлял 2 млрд долларов, из которых порядка 7,1% от общего объема рынка занимало внутреннее производство.

Отраслевики отмечают, что снижение цен на нефть, а также отсрочка запуска Кашагана на неопределенный период, могут негативно отразиться на производстве машин и оборудования в нефтегазовом секторе. Для оте­чественного нефтегазового машиностроения сокращение спроса на продукцию из-за отсрочки расширения имеющихся нефтяных месторождений, а также открытия новых, явно приведет к значительному снижению объемов производств.

В первом полугодии производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности сложилось на уровне 16,5 млрд тенге, ИФО – 99,8%. В этом секторе уровень произ­водства машин снизился на 74,7%, техники для горнодобывающей промышленности, подземной разработки и строительства – на 34,9%. При этом общий объем закупа машиностроительной продукции сис­темообразующими предприятиями составил 38,2 млрд тенге, а доля отечественной продукции в этом процессе – 3,1% (1,2 млрд тенге).

Новые алгоритмы роста

По мнению руководителя компании «Белкамит» Павла Беклемишева, сегодня предприятия отрасли уже начали перестраивать принципы своей­ работы. Но пути решения общих проб­лем отрасли в том, что нужно не только затягивать туже пояса, но и усиленно работать над ростом производительности труда, качеством и расширением линейки выпускаемой продукции. В текущем году, несмот­ря на общий спад производства в отрасли, многие предприятия выходят на рынок с новой и более наукоемкой продукцией.

С учетом приоритетов текущего периода организаторы форума на сей раз сосредоточили внимание на обсуждении с потенциальными партнерами и инвесторами спроса и предложения на рынке машиностроительной продукции, развитии отрасли в условиях ЕАЭС и ВТО, мерах государственной поддержки, привлечении инвестиций и технологическом развитии предприятий в целом. В первый день работы форума состоя­лись секционные заседания по шести приоритетным направлениям машиностроения. При этом свой комплекс вопросов, связанных в том числе с локализацией и ростом производства, обсудили и участники секции «Производство железнодорожной техники».

Как сообщил в своем выступлении представитель завода по производству пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго» Паскуаль Торрес, с 2016 года предприятие планирует выпуск новых типов вагонов с широким кузовом. Такого типа вагоны производятся впервые не только в Казахстане, но и в пределах СНГ.

– По своим габаритам вагоны с широким кузовом – это примерно такие же вагоны, которые эксплуатируются на пространстве СНГ, но только куда более современные, комфортные, маневренные и безопасные, – сказал Паскуаль Торрес.

В недалекой перспективе столичный завод планирует начать проектирование и выпуск пригородных поездов. При этом, когда будут завершены работы по проектированию, интеллектуальная собственность будет принадлежать не компании «Тальго», а казахстанскому предприятию «Тулпар-Тальго».

В рамках стратегических шагов по освоению новых рынков сбыта наибольший интерес для компании представляет рынок Ирана. Как отметил в связи с этим господин Торрес, сегодня в Иране уже находится один железнодорожный состав, который в ближайшие дни начнет проходить испытательные маршруты на пассажирских линиях этой страны. Уже есть предварительная договоренность с иранской стороной о заключении контракта на поставку продукции «Тулпар-Тальго» в случае успешного испытания казахстанского железнодорожного состава.

В рамках данной секции состоялось также выступления и руководителей других компаний, которые отметили позитивные сдвиги, происходящих на этих производствах. Так, по мнению представителя казахстанского филиала компании «Альстом», на сегодня в компании начата реализация проекта по локализации тяговых трансформаторов для четырех моделей электровозов, производимых как в Казахстане, так и в России.

В целом, как отметил в ходе дискуссий председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК Аманияз Ержанов, для достижения преи­мущества на рынке отечественным предприятиям необходимо работать над повышением компетенций и конкурентоспособностью, диверсификацией производства и встраиванием в глобальные цепочки распределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: