Известный халяль / российская газета / 09. 09

Любовь Борисенко

В республике уже давно и активно производят халяль-продукцию и готовы поставлять ее в больших объемах за пределы страны. После вступления Киргизии в Евразийский экономический союз некоторые компании заявили о своей готовности выйти на рынки России, Казахстана, Беларуси и Армении. В странах ЕАЭС желающих приобретать именно экологические чистые продукты, к которым также относятся выпущенные под маркой «халяль», становится все больше.

Только на территории России, согласно данным Духовного управления мусульман РФ, проживает около 20 миллионов правоверных. В Беларуси и Армении, их, конечно, поменьше. В Казахстане и Киргизии мусульмане составляют подавляющее большинство населения. Но продукция «халяль» пользуется большим спросом у представителей других религиозных конфессий и атеистов.

Однако прежде чем начать разговор о перспективах развития этого направления экономики в Киргизии и его экспортного потенциала, еще раз хочу напомнить, что же такое халяль. В исламе это означает разрешенное, правильное в противоположность запретному - хараму.

Производство таких продуктов - высочайшая ответственность. Это не просто отсутствие свинины в рецептуре того или иного продукта. Прежде всего здесь важна чистота во всем, начиная от условий содержания скота. В его кормах, к примеру, не должно быть никаких биологически активных добавок для роста или набора веса.

Словом, чтобы получить право ставить маркировку «халяль», весь процесс изготовления продуктов должен на всех этапах осуществляться в соответствии со всеми требованиями и традициями ислама.

У Киргизии есть хороший потенциал для развития этой отрасли. На сегодня, например, продукция более чем полусотни наших компаний-производителей уже имеет евразийский сертификат центра развития халяль-индустрии. Среди них кондитерские фабрики, производители мяса-сырца, колбасы и другие. Но производить - это одно, главное - рынок сбыта.

Многие в Киргизии думают, что, например, в России и Беларуси, в которых самой распространенной религиозной конфессией является христианство, не знают, что такое халяль. Однако, побывав в этих странах, я и мои коллеги были приятно удивлены тем, что продукция под этим брендом пользуется спросом. Недавно, например, одна из киргизских кондитерских фирм заключила договор о поставке в Москву халяльных тортов.

Более того, Духовное управление мусульман Беларуси даже позволило употреблять в пищу продукты, приготовленные истинно верующими христианами. Ислам допускает такие исключения. Например, в тех местах, где нет мусульман, в пищу можно употреблять мясо животного, которое было забито христианином. Разумеется, за исключением свинины.

В 2002 году Совет муфтиев России разработал, утвердил требования к стандарту «халяль» и зарегистрировал соответствующий знак. Предприятия, прошедшие сертификацию, получают право реализовывать свою продукцию под таким брендом.

Представители России, Казахстана, Белоруссии и Армении, теперь к ним присоединилась и Киргизия, создали Евразийский союз стандартизации и сертификации халяль. Это дало возможность не только признавать сертификаты соответствия, выданные в странах- производителях, но и разработать общий документ, который в свою очередь был признан Организацией исламского сотрудничества (ОИС), куда входят более 50 государств.

В феврале 2015 года в Киргизию приезжала делегация муфтията Казахстана. Ее члены прибыли для подготовки соглашения в области контроля за выпуском продуктов питания под маркой «халяль». Тогда стороны договорились поддерживать двустороннее сотрудничество, проводить совместную работу, а также реализовывать тесное взаимодействие для укрепления международных отношений двух стран.

Чтобы усилить контроль над халяль-продуктами, делегаты приступили к подготовке меморандума о совместной работе между муфтиятами Казахстана и Киргизии.

Хочу отметить также, что наш сертификат выдается только после прохождения продукцией всех необходимых государственных процедур сертификации: фитосанитарного, санитарного и технического контроля. Совершенно исключена возможность, чтобы мы выдали разрешение, проигнорировав заключение о несоответствии продукции требуемому качеству, которое выдают официальные органы.

Опять же сертификация продукции под маркой «халяль» - это дело добровольное, и соответствие качеству - на совести производителя. Здесь он прежде всего несет ответственность перед Аллахом и самим собой. Поэтому я думаю, что истинный мусульманин вряд ли возьмет на душу грех обмана и под видом чистой продукции будет реализовывать запрещенную.

Одним словом, мы к государственным стандартам качества добавляем свои.

Хотя, признаю, подобные случаи были. Некоторые предприниматели, дабы привлечь покупателей, лукавили и под видом халяль продавали то, что, согласно канонам ислама, непригодно в пищу для правоверных. Такие бизнесмены вряд ли могут считать себя истинно верующими людьми.

Хотелось бы отметить, что одно время между нами и министерством экономики КР было недопонимание. Однако не так давно министр экономики Олег Панкратов заявил, что государство не может вмешиваться в процесс определения качества продукции по канонам ислама. По мнению чиновников, само общество должно создать систему, которая конт-ролировала бы эту продукцию. Если мы сможем это сделать, то будет гарантия, что мы соблюдаем все необходимые требования. Государство обещало под-держать нас в этом. Ведь в расширении рынков сбыта и развитии экономики оно заинтересовано не мень-ше нас.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И АПК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: