Четырнадцать партий / Российская газета / 01. 10

Данияр Каримов

В предстоящее воскресенье в Киргизии выберут новый состав парламента

Два дня осталось партиям Киргизии, участвующим в выборах, чтобы убедить электорат отдать голоса за их кандидатов. Борьба за избирателей достигла небывалого накала, что привело к настоящим конфликтам и даже физическому насилию.

Практически всю первую половину текущей недели сохранялась интрига: будет ли снята с выборной гонки одна из участвующих в ней партий, представляющая, по сути, альянс двух политических организаций, бывших в действующем созыве в оппозиции правящей коалиции? Причиной же послужил громкий скандал с известным в КР политиком Камчибеком Ташиевым. Он, будучи одним из сопредседателей партии, подозревается в нанесении телесных повреждений оппоненту из конкурирующей организации. Что любопытно, оба участника неприятного инцидента - кандидаты в депутаты.

В субботу, 26 сентября, между политиками вспыхнула ссора, якобы переросшая в банальную драку. Случилось это в селе Бек-Абад Сузакского района Джалал-Абадской области. Оппонент Ташиева был госпитализирован. Как сообщают в милиции, по факту возбуждено уголовное дело и ведется расследование. Сам Ташиев ут-верждает, что произошедшее - провокация с целью дискредитации. Впрочем, ЦИК это объяснение не устроило. Центризбирком снял Ташиева с выборной гонки и напомнил, что инцидент в Джалал-Абадской области - не первый, в котором фигурирует его политическая организация.

Немногим ранее другой кандидат в депутаты от партии, сопредседателем которой является Ташиев, стал участником другого, не менее громкого скандала, получившего широкую огласку в местных СМИ. Произошел этот инцидент в Нарынской области, где политик якобы нанес ножевые ранения агитатору от другой партии. Впрочем, в милиции это не подтверждают. По данным областного УВД, с ножевым ранением в больницу никто не поступал.

Наблюдатели от гражданских организаций, в свою очередь, выражают обеспокоенность возможными провокациями в день выборов. Как заявили на пресс-конференции в Бишкеке представители ассоциации «Таза шайлоо» («Чистые выборы»), это может случится, если представители партий приведут на участки людей, не сдавших биометрические данные, и потребуют предоставить им возможность проголосовать. При этом, по данным ассоциации, половина из четырнадцати политических организаций, участвующих в парламентской гонке, нарушает правила агитации.

Власти, в свою очередь, перевели спецслужбы и силовые структуры Киргизии на усиленный режим несения службы. Премьер-министр КР Темир Сариев заявил, что правительство готово на жесткие меры, если кто-то под предлогом несогласия с результатами голосования решит спровоцировать беспорядки.

- Люди должны понимать, что в стране есть закон и он работает, поэтому любые попытки захватить административные здания или же перекрыть дороги должны быть исключены, - подчеркнул он. - Мы стали первой страной в регионе, где выборы проводятся на основании биометрических данных. Если понадобится, по итогам выборов бюллетени пересчитают по десять раз, а на участках, где зафиксируют нарушения в ходе голосования, будут проведены дополнительные выборы.

Юлия Якушева,

исполнительный директор политологического центра «Север - Юг»:

- Выборы в Киргизстане проходят интересно и непредсказуемо. Однако эволюция самого процесса налицо. Власти смогли сохранить баланс интересов между политиками. Это позволило провести предвыборную кампанию в относительно спокойной обстановке. Общественно-политическая ситуация в республике на данный момент стабильна. Практически отсутствуют движения или силы, которые ставили бы перед собой задачу нелегитимной смены власти. Также снижается уровень противоречий внутри элит. Вместе с тем в программах партий нет четких, идеологически обоснованных концепций развития страны. В то же время ключевым пунктом повестки дня на выборах в парламент является евразийская тематика. Курс на ЕАЭС стал важнейшей составляющей модернизации экономики и ключевым направлением деятельности президента.

«Онугуу-Прогресс»: Для решения проблем трудовой миграции нужно создать в регионах новые производства / АКИПРЕСС / 30.09

Проблемы трудовой миграции находятся в зоне особого внимания партии «Онугуу-Прогресс». Об этом заявил на встрече с избирателями лидер партии Бакыт Торобаев.

«Миграция населения республики за ее пределы также достигла довольно внушительных размеров. После вступления республики в ЕАЭС может произойти дополнительный отток трудоспособного населения из Кыргызстана: 100-200 тысяч человек могут в ближайшие годы перебраться в Россию. Пока нет рабочих мест в Кыргызстане, наши граждане будут за рубежом искать возможности работать и зарабатывать»,- отметил Бакыт Торобаев.

Поэтому партия «Онугуу-Прогресс» предлагает для решения проблем трудовой миграции безотлагательно создавать в регионах новые производства и рабочие места. Особое внимание нужно уделять созданию условий для притока инвестиций в регионы страны, созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, искоренению коррупционных проявлений, создающих препятствия на пути деловой инициативы граждан.

«Каждый кыргызстанец должен почувствовать, что он нужен на своей малой родине. Наши граждане должны быть твердо уверены в том, что на родине они могут достойно трудиться, получать достойную оплату за свой труд и обеспечить достойное будущее себе и своим детям», - заявил глава партии «Онугуу-Прогресс».

Номер партии «Онугуу-Прогресс» в бюллетени №8.

Оплачено из избирательного фонда партии «Онугуу-Прогресс».

МАКРОЭКОНОМИКА

Создание в России национального Аналитического кредитного рейтингового агентства

«Рейтинги – это не панацея от фальсификаций и других форм мошенничества» / ВЕДОМОСТИ / 01.10

Мари Месропян

В начале 2015 г. большая тройка рейтинговых агентств – Fitch, Moody’s и Standard & Poor’s – резко снизила рейтинг России, что вызвало со стороны российских властей упреки в политической ангажированности. В феврале в Госдуму был внесен законопроект о деятельности рейтинговых агентств, предусматривающий, в частности, создание национальной рейтинговой шкалы, он вступил в силу в июле. В конце июля Центробанк принял решение о создании в России национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Юридическое лицо будет создано в IV квартале этого года, а присваивать рейтинги АКРА планирует начать во II квартале 2016 г. Первоначально АКРА будет работать на внутреннем российском рынке, но планируется и постепенный выход на другие рынки, прежде всего Евразийского союза. Руководить АКРА будет нынешний вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова, которая проработала около 11 лет в Standard & Poor’s.

Как идет работа над созданием агентства, почему ЦБ решил создавать его с чистого листа и когда оно начнет получать прибыль, она рассказала в интервью «Ведомостям».

– Некоторые компании, например «Роснефть», указывали на конфликт интересов, который может возникнуть в случае, если они станут акционерами национального рейтингового агентства. Как идет формирование списка акционеров? Когда будет закрыт прием заявок?

– Потенциальный конфликт интересов нейтрализуется через диверсификацию акционерной структуры по индивидуальным долям (3,7% на каждого) и типам инвесторов, через фактическое отстранение акционеров от аналитической работы и оперативной деятельности АКРА, через жесткий комплаенс-контроль и систему корпоративного управления. Сбор заявок закрыт. У АКРА будет 27 акционеров, размер уставного капитала агентства составит 3 000 024 000 руб. (3 000 024 акций номиналом 1000 руб.). Таким образом, доля каждого акционера составит 3,7%, размер инвестиций – 111,112 млн руб. Окончательный список акционеров может быть раскрыт только по результатам учредительного собрания, которое планируется провести примерно через месяц. Доработка принципов корпоративного управления АКРА еще продолжается.

– По некоторой информации, число желающих стать акционерами АКРА сократилось. Вам пришлось кому-то отказать?

– Действительно, желающих было больше. Но было принято решение не затягивать процесс сбора заявок. В каких-то случаях запросы поступили слишком поздно, а затягивать процесс создания агентства нежелательно. В каких-то качество потенциальных инвесторов и их стратегический интерес к проекту вызывали вопросы.

– Были ли запросы от иностранных инвесторов?

– Да, но различия в корпоративных процедурах в разных юрисдикциях привели бы к значительному затягиванию сроков создания агентства. А необходимый для запуска пул инвесторов уже набран со значительным превышением.

– Почему для создания агентства потребовался столь большой объем инвестиций – 3 млрд руб.?

– Заявленная сумма капитала с существенным запасом покрывает финансовые потребности агентства вплоть до выхода на точку безубыточности (т. е. на горизонте 3–5 лет). Свободные денежные средства будут размещаться на рыночных условиях прежде всего для обеспечения их наилучшей ликвидности и возвратности.

– Когда вы рассчитываете начать получать прибыль? Будут ли привлекаться кредитные ресурсы?

– По нашим прогнозам, положительный финансовый результат будет получен уже после трех лет функционирования агентства. Прогноз во многом зависит от общеэкономической конъюнктуры и может быть скорректирован исходя из фактической динамики выручки. При этом общий кумулятивный убыток до выхода на безубыточность не превысит 300 млн руб., что примерно в 10 раз меньше уставного капитала АКРА. Привлечения кредитных ресурсов для обеспечения деятельности агентства в обозримом будущем не потребуется.

– Кто будет управлять деятельностью агентства? Кто станет вашим заместителем?

– В текущих проектах уставных документов АКРА, которые сейчас обсуждаются с будущими акционерами, определены следующие органы управления агентством: собрание акционеров, совет директоров, а также генеральный директор как единоличный исполнительный орган. Учитывая ограниченный штат агентства (менее 50 человек к третьему году работы), по крайней мере на начальном этапе работы не планируется создание правления и должности заместителя гендиректора.

– Кто войдет в совет директоров, кроме вас?

– Большинство членов совета директоров будут иностранными, сейчас обсуждается список кандидатов с опытом работы в «большой тройке» и рейтинговой отрасли из США, Австрии, Люксембурга, Франции и России.

– Правда ли, что совет директоров возглавит Карл Джоханссон, который много лет управлял компанией EY в странах СНГ?

– Акционеры действительно рассматривают его кандидатуру. С ним ведутся переговоры. Между аудиторским и рейтинговым бизнесом много общего в подходах, организации процессов и культуре. Его огромный международный опыт, в частности в вопросах корпоративного управления и работы финансовых рынков, а также хорошее знание российских реалий были бы очень полезны для становления и развития АКРА.

– Кто будет руководить аналитическим отделом?

– Руководить аналитическими подразделениями будут руководители соответствующих групп. Единого куратора у всех аналитических подразделений на данном этапе не предполагается.

– Откуда вы намерены брать кадры? Ищете ли вы людей в уже существующих российских рейтинговых агентствах?

– Мы очень тщательно подходим к выбору кандидатов. По отдельным направлениям мы посмотрели более 50 человек, при том что многих специалистов я знаю лично. Область поиска довольно широкая с основным фокусом на опыт кредитного анализа. Я получаю десятки писем с резюме из разных отраслей и даже стран. Например, недавно получила письмо с резюме из Австралии. Уже могу сказать, что на некоторых ключевых позициях как в аналитическом, так и коммерческом блоках будут работать профессионалы с опытом работы в большой тройке рейтинговых агентств. Для позиций в методологии принимаем во внимание академический опыт, наличие предметных исследований в данной области.

– В какой валюте будут выставляться счета за присвоение и поддержание рейтингов? Сколько будет стоить рейтинг?

– В российских рублях и без привязки к иностранной валюте. Новые надзорные требования значительно повышают операционную нагрузку на рейтинговые агентства. Это та цена, которую рейтинговые агентства платят за обеспечение качества и доверие рынка. Есть очень конкретный расчет себестоимости присвоения и обслуживания одного рейтинга. Считаю неправильным ее озвучивать, но поверьте, что это очень внушительная цифра. Обеспечение качества рейтингового процесса – дорогое удовольствие.

– Стоимость рейтинга будет привлекательна для некрупных компаний?

– Существуют две основные причины, почему небольшие компании и банки мало обращаются к услугам «большой тройки»: ценовая и аналитическая (потенциально низкий кредитный рейтинг, исходя из небольшого размера активов и использования международной шкалы). По обеим названным причинам я вижу предпосылки того, что небольшие игроки смогут быть клиентами нового рейтингового агентства при условии адекватного предоставления информации и добросовестности собственников и бизнеса.

– У вас есть какое-то преимущество перед «большой тройкой»?

– Базовый продукт нового рейтингового агентства – кредитные рейтинги по национальной шкале – является не абсолютной заменой, а скорее дополнением к международным рейтингам.

«Большая тройка» также присваивает рейтинги по национальной шкале в России, но по ряду причин они не получили в их исполнении полноценного развития. Среди прочего потому, что рейтинги по национальной шкале «большой тройки» являются производными от международных рейтингов, вторичными и их калибровки регулярно сдвигаются, что делает такие рейтинги не полностью сопоставимыми по прошествии определенного времени. То есть подразумеваемая вероятность дефолта для рейтингов по национальной шкале «большой тройки» может меняться с течением времени, о чем так и сказано в их методологиях. «Большая тройка» не проводит полноценных исследований истории дефолтов по национальной шкале. Еще раз напомню, что для регулятивных целей в России будут использоваться именно такие рейтинги по национальной шкале. Так что в целом ряде задач по приведению своей работы в России в соответствие с новым законом о рейтинговой деятельности «большой тройке» придется начинать с нуля, как и новому агентству.

– Каковы отличия в методологии между рейтингами по международной и национальной шкале?

– Рейтинги по национальной шкале – это относительная оценка кредитоспособности в сравнении с самым качественным эмитентом в отдельно взятой стране, обладающим наивысшим рейтингом по национальной шкале. Все прочие эмитенты распределяются по шкале ниже такого эмитента.

По международной шкале уровень рейтинга наиболее качественного эмитента в отдельно взятой стране может меняться относительно других стран, что приводит к эффекту домино – пересмотру значительного количества рейтингов в стране. У «большой тройки» это обычно государство, но не всегда.

Мы не раз это видели, когда при пересмотре суверенного рейтинга России менялись и многие международные рейтинги компаний, банков и других эмитентов в стране. Когда рейтинги поднимаются, это всех радует. Но при серийном снижении рейтингов возникает дополнительное давление на рынки и эмитентов, создается дополнительный негативный новостной фон для не всегда сведущей в тонкостях и особенностях рейтинговой аналитики аудитории.

Рейтинги по национальной шкале меняются вследствие изменений индивидуальных характеристик кредитоспособности эмитента. Например, рейтинг отдельно взятого эмитента может измениться по международной шкале в силу пересмотра суверенного международного рейтинга, но останется неизменным по национальной шкале, так как оценка его кредитоспособности относительно государства никак не поменялась. Рейтинги по национальной шкале не учитывают так называемый страновой риск, риск перевода средств за границу или в другую, не внутринациональную валюту.

Это не значит, что один или другой рейтинг неправильный. Они просто выставляются исходя из разных методологий, для разных целей, для разных категорий инвесторов. Рейтинги по национальной шкале не предназначены для международных сравнений, но представляют собой более гранулированное по сравнению с международными рейтингами относительное распределение эмитентов в стране по уровню кредитного качества. В национальной рейтинговой шкале используются все ее уровни для рейтингования эмитентов, тогда как по международной шкале только отрезок, как правило начиная с суверенного рейтинга этой страны и ниже. Тем самым по национальной шкале с большим количеством имеющихся для рейтингования ступеней есть возможность лучше отразить отличия в уровнях кредитоспособности эмитентов в этой стране.

– Уже понятно, какой будет рейтинговая шкала АКРА?

– Очень вероятно, что буквенные обозначения рейтинговой шкалы нового агентства будут во многом совпадать с международными аналогами, национальная рейтинговая шкала нового агентства обязательно будет содержать специальные буквенные обозначения, указывающие на ее страновую принадлежность. Наряду со всеми методологическими материалами национальная шкала нового рейтингового агентства будет предложена для обсуждения участникам рынка после создания агентства и еще до начала рейтинговой деятельности.

– Рейтинговые агентства основываются на информации, содержащейся в финансовой отчетности, и данных, предоставленных самим рейтингуемым лицом. В связи с этим возникает логичный вопрос к качеству информации, ее достоверности. Как с этим быть?

– Важно понимать: рейтинги – это не панацея от фальсификаций и других форм мошенничества в рейтингуемых организациях. Это не задача кредитных рейтингов. Абсолютное большинство рейтинговых агентств, включая агентства «большой тройки», полагаются на принцип «презумпции достоверности» в отношении информации, которая имеется в их распоряжении. Аналитики проводят проверку поступающей информации, но это позволяет выявить лишь какие-то несоответствия в различных формах, возможно, ошибки и пропуски данных.

– Но есть же какие-то показатели, которые могут намекнуть на некоторые несоответствия?

– Наибольшее, что могут себе позволить аналитики, это запросить акт оценки того или иного актива, например здания, и сделать корректировку на сумму расхождения с оценкой агентства. Но это довольно редкие случаи, и критическую массу они абсолютно точно не формируют. Также всегда тщательно проверяется факт смены аудитора, в особенности если компания меняет широко признанного инвестиционным сообществом аудитора на менее известного локального игрока. Но это не является отдельным рейтинговым фактором и не способно самостоятельно повлиять на результат рейтингового комитета.

– Почему было принято решение о создании нового агентства, а не на базе уже существующих российских рейтинговых агентств? Была ли идея купить какое-то из них? И почему не купили?

– Если речь идет о покупке действующего бизнеса, инвестор должен быть готов к наличию скелетов в шкафу. На их выявление и зачистку может уйти много времени. Это справедливо и для рейтинговой отрасли. Перед нами стоит задача в довольно сжатые сроки сделать максимально качественный аналитический продукт, поэтому было принято решение, что более эффективным будет создание агентства с нуля. Этот путь позволит с чистого листа формировать правильную репутацию агентства у инвесторов.

– Существующие российские агентства не предлагали вам купить их бизнес?

– Я не получала никаких конкретных предложений.

– Как считаете, есть ли у действующих национальных агентств шансы остаться на рынке? Смогут ли они быть конкурентами АРКА, учитывая ваш административный ресурс?

– Не обладая информацией о внутренних процессах в национальных агентствах, я не вправе давать подобные оценки. Считаю, что это компетенция регулятора. Любое агентство, прошедшее аккредитацию и включенное в реестр, будет нашим конкурентом.

– Есть ли уже компании, которые заявили, что хотят получить ваши рейтинги? Что это за компании?

– По моим данным, заинтересованность российских компаний в услугах национального агентства высока.

– Из чего это следует?

– Я сужу об этом по ряду косвенных причин, а также по разговорам с руководством и собственниками многих российских компаний и банков.

– Будет ли АКРА рейтинговать все компании, которые обратятся к вам? Не будете никому отказывать?

– Мы будем максимально открыты рынку. Но, безусловно, компании должны будут удовлетворять принципам соответствия деловой репутации, открытости и качества финансовой отчетности.

– Над чем вы работаете в данный момент? Когда вы планируете подавать заявку на аккредитацию в ЦБ?

– Идет формирование акционерного соглашения, устава и договора о создании компании с учредителями. Ведется также поиск помещения, и уже идет набор персонала, проводится анализ поступивших коммерческих предложений для выбора аудитора и регистратора. Заявку в ЦБ мы намерены подать в феврале 2016 г.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Акцизы на алкоголь и табак в ЕАЭС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: