Армяно-российские отношения: в поисках взаимовыгодного сотрудничества / АМИ новости / 10. 09

В армянской и российской прессе продолжается обсуждение визита президента Армении Сержа Саргсяна в Москву и результатов его переговоров с его российским коллегой Владимиром Путиным. По итогам визита практически не было обнародовано никакой новой информации о договоренностях, в основном лишь те, которые были достигнуты в ходе июньского визита в Ереван сопредседателя армяно-российской межправительственной комиссии, министра транспорта РФ Максима Соколова. Напряженный фон переговоровСама встреча двух президентов проходила на фоне напряженной ситуации на границах Армении и Азербайджана, а также линии соприкосновения азербайджанских сил с Нагорно-Карабахской Республикой (НКР). Причем ситуацию осложнял факт, что азербайджанская сторона использует крупнокалиберное стрелковое оружие и ставшие нормой за последние месяцы гранатометы и минометы, в том числе и 120 мм, а также РСЗО турецкого производства.

Вооруженные силы двух армянских республик вынуждены открывать ответный огонь для принуждения противника к миру, в результате чего есть погибшие и раненные с обеих сторон, в том числе и среди мирного населения. На этом фоне недоумение армянской общественности вызывает молчание союзников по ОДКБ, в первую очередь России, связанной с Арменией союзническими отношениями и в рамках двусторонних соглашений, а также руководства самой организации. Многие надеялись, что этот вопрос будет поднят в ходе переговоров в Москве, однако в публичной ее части президенты обошли этот вопрос. Серж Саргсян лишь сообщил, что намерен подробно рассказать союзникам об обострении ситуации в зоне конфликта на саммите ОДКБ в Душанбе 15 сентября.Однако напряженность усилилась не только на границах с Азербайджаном, но и в целом во всем Ближневосточном регионе. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в угоду своим внутриполитическим целям инициировал обострение курдского вопроса. Целью Эрдогана является на фоне антикурдской истерии в турецком обществе со второй попытки получить достаточное для конституционной реформы парламентское большинство и перейти к президентской форме правления. В свою очередь, курды развернули настоящую партизанскую войну, в том числе и близ границ Армении, нападая на турецких военных и полицейских, а также взрывая объекты инфраструктуры. Россия все более активно вовлекается в сирийский конфликт, понимая, что без мощной внешней поддержки Башару Асаду не остановить продвижение радикальных исламистов из «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусра». «Оружейный вопрос» Особое недовольство в армянском обществе вызывают поставки Азербайджану наступательного российского оружия. И это естественно, учитывая, что страны НАТО (за исключением Турции) и Китай не продают оружие сторонам карабахского конфликта, а многих систем оружия продаваемых Россией Азербайджану нет у Израиля, и тем более Турции. Особо можно отметить поставки реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч» и тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек». Как показал конфликт в Донбассе (да и карабахская война 1992-1994 гг.), РСЗО в основном используются против мирного населения. Отговорки российских властей и экспертов, что эти поставки якобы «в интересах Армении», так как служат сближению Баку с союзником Еревана Москвой, вызывают лишь еще больший всплеск возмущения. Учитывая слабость России в информационном поле Армении, прозападные СМИ эффективно используют этот факт в антироссийской пропаганде, создавая тренд в информационном поле Армении, к которому присоединяется и большинство армянских СМИ.Даже информация о предоставлении Армении 200 млн. долларов льготного кредита для закупки российского вооружения воспринимается не как жест поддержки своего союзника, а как попытку Москвы исправить нарушенный при ее же активном участии баланс сил в регионе.Даже армянские власти, старавшиеся долгое время избегать реакции на этот вопрос вынуждены публично его поднимать на уровне президента республики, министров иностранных дел и обороны. Однако, учитывая речи российских высокопоставленных чиновников в ходе их визитов в Баку, российская сторона пока не планирует прислушиваться к опасениям своего союзника.Работать на перспективуНа армяно-российские союзные отношения очень сильно влияет ряд субъективных факторов. Одним из главных является ошибочная уверенность некоторых российских политиков и экспертов, что «Армении некуда деться», поэтому можно пренебречь ее интересами ради взаимоотношений с другими государствами. Насколько эффективен подобный подход можно судить на примере Украины и Грузии, в отношении которых у российских политиков и экспертов также бытовало мнение, что им никуда не деться с учетом зависимости от российского газа и рынка. Однако, сегодня мы стали свидетелями того, что потери и убытки, понесенные Киевом и Тбилиси, не сильно помогли Москве вернуть свои позиции в этих странах. В свою очередь, многие российские СМИ и структуры, действующие в сфере «мягкой силы», руководствуются принципом «зачем работать с Арменией, она и так за нас», направляя большую часть ресурсов на работу с Грузией и Азербайджаном. При этом зачастую игнорируется тот факт, что в случае потери Армении, Россия будет вынуждена окончательно уйти с Южного Кавказа. Ведь Грузия, даже после ухода с президентского поста Михаила Саакашвили, продолжает курс на вступление в ЕС и НАТО. А Азербайджан, не участвуя в западных или российских интеграционных проектах, тем не менее, считает своим военно-политическим союзником члена НАТО Турцию. Да и активное участие в энергетических проектах Запада, призванных ослабить зависимость Европы от российского газа, автоматически делает ее конкурентом России и связывает с Западом, откуда идут почти все ее доходы. Азербайджанские политики и эксперты не скрывают, что лишь наличие карабахского конфликта заставляет их считаться с Россией. В свое время такие же ожидания у России были в отношении Турции, что она, несмотря на членство в НАТО и таможенном союзе с ЕС, а также зависимость от США, изменит свою политику и поможет России в строительстве «Турецкого потока», призванного доставлять газ потребителям в Европе, минуя территорию Украины. Насколько оправдались эти ожидания, «Новости-Армения» уже писало.В свою очередь армянские власти многие внутренние проблемы, вызывающие общественное недовольство, пытаются свалить на Москву. За примерами далеко идти не надо, вспомним хотя бы недавние акции протеста из-за повышения тарифов на электроэнергию. (Энергораспредкомпания «Электрические сети Армении» дочерняя компании ИНТЕР РАО ЕЭС). При этом не учитывается, что решение по повышению тарифов принимает на основании заявок компаний армянская структура - Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ). Естественно, такое положение вещей не способствует усилению пророссийских настроений в армянской обществе. И хотя сейчас большая часть населения республики настроена доброжелательно по отношению к своему северному соседу, западные структуры активно работают по переформатированию общественного мнения Армении, умело используя просчеты российской стороны. Учитывая то обстоятельство, что Россия является лидером и в ОДКБ, и в Евразийском союзе, именно от нее главным образом зависит внутренний климат в этих структурах. Поэтому преимущества, которые их участники получают от такого партнерства, могут послужить стимулом для вступления в эти организации новых государств. Как это наблюдается в случае с ЕС - восточноевропейские и постсоветские страны стремятся в Союз, чтобы получить выгоды и преференции, которыми пользуются остальные его члены из Западной Европы. К сожалению, сегодня мы видим, что российские власти (да и армянские), вместо стратегического планирования и четкой и последовательной политики предпочитают действовать ситуативно, реагируя лишь на обострения и беспорядки. Ярким свидетельством этого стала реакция Москвы на протесты в Ереване против повышения тарифов на электричество («Электромайдан»). А ведь у обоих государств много общих интересов, и при правильной политике их сотрудничество и союз будет взаимовыгодным. Сделаются ли из всего сказанного правильные выводы, внесет ли Москва во внешнеполитический курс определенные коррективы, не будет отмахиваться от обсуждения существующих проблем - покажет время. Ведь эффективность военно-политических и экономических союзов определяется не отсутствием проблем, а готовностью союзников находить пути их взаимовыгодного решения. Айк Халатян - специально для «Новости-Армения»Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: