Эксперт об интеграции Казахстана и Кыргызстана в рамках ЕАЭС / капитал. Kz / 01. 10

Таможенная граница между Казахста­ном и Кыргызстаном до интеграции с ЕАЭС была достаточно прозрачна: Кыргызстан поставляет нам часть про­дукции своей легкой и пищевой промыш­ленности, в частности, молочную продук­цию, РК в свою очередь - пшеницу и газ. После вступления Кыргызстана в ЕАЭС ситуация упростилась, но по сути мало изменилась. Интеграция стала больше формальным актом. Произойдут ли какие- либо изменения сейчас, когда Кыргызстан официально вошел в состав ЕАЭС и какие выгоды в этом случае получит Казахстан, в интервью «Капитал.кг» рассказал Кубат Рахимов, эксперт по инфраструктурному развитию Центральной Евразии, глава компании Smart Business Solutions Central Asia.

- Вы как-то сказали, что если Кыр­гызстан войдет в ЕАЭС, больше всего пострадают казахстанцы. Как будут развиваться отношения между нашей страной и Кыргызстаном на новом эта­пе интеграции и, все-таки, почему Ка­захстан может пострадать?

- Процесс интеграции, тем более столь многофакторный, как у государств, всег­да будет нести многочисленные разно­направленные последствия. Главным по­зитивом будет усиление конкуренции, от которой выиграют потребители Казахста­на, но со стороны Кыргызстана конкурен­ция будет только в сфере малого и среднего бизнеса. Крупных субъектов бизнеса в КР можно пересчитать по пальцам. А из субъ­ектов МСБ конкуренцию составят только те, которые смогут исполнить требования ЕАЭС в части стандартов качества и суме­ют пройти процедуру сертификации для своей продукции. До середины сентября 2015 года еще одним преимуществом кыр­гызских и других иностранных субъектов был более высокий курс тенге. Однако по­сле его корректировки до уровня 270-280 тенге за доллар в валютном отношении конкурентоспособность казахстанских производителей стала примерно равной.

В некоторой степени могут пострадать субъекты сервиса в Казахстане, так как в Кыргызстане почти все услуги значитель­но дешевле. До 2010 года, когда образо­вался ТС и граница была более открытой, многие казахстанские владельцы авто­транспорта ремонтировали свои машины в Кыргызстане. На первый взгляд выгляде­ло странно, но факт, пригнав автомобиль в Бишкек из Алматы или Тараза за 240-280 км, отремонтировав его в КР и поехав на­зад, даже с учетом поездки и проживания суток в гостинице, выходило дешевле.

Кыргызские швейники - самые извест­ные не только в Центральной Азии, но и в СНГ. При этом в период СССР в Киргизии была создана полная производственная цепочка: от выращивания хлопка и других культур, животноводства, производства тканей и до готовых изделий. После распа­да СССР практически все эти звенья были уничтожены «прихватизацией». Но на ме­сте швейных фабрик стали создаваться мелкие цеха. Да, они импортируют 95% сырья и комплектующих, но при этом су­мели выжить и занять свою нишу на рын­ках Казахстана и России.

Конкуренции со стороны сельхозпро­изводителей Кыргызстана серьезной не будет. Дело в том, что в 1990-е годы на месте порядка одной тысячи коллектив­ных хозяйств после их «приватизации» и дробления было создано 300 тысяч так называемых «фермерских» хозяйств. И на каждое такое крестьянское «хозяйство» приходится в среднем лишь 2,7 га земли. С учетом севооборота на каждую культуру остается по 0,5 га. Вырастить рентабель­но что бы то ни было на столь мизерном участке невозможно. По этой же причи­не, например, кыргызские мукомольные комбинаты покупают зерно в Казахстане, где свободно можно приобрести 3 тысячи тонн и больше. А у мелких раздробленных крестьянских хозяйств в КР закупить та­кие объемы ни зерна, ни помидоров, ни иного просто невозможно.

Крупные же субъекты бизнеса Казах­стана, скорее, выиграют. Так как составить конкуренцию казахстанским производи­телям муки, мучных изделий, сахара, ме­дикаментов и другого кыргызским пред­приятиям будет затруднительно.

В части риска контрабанды товаров из Китая - вопрос непростой. С Китаем у Кыргызстана лишь два пограничных пере­хода: Торугарт и Эркештам, поэтому их можно взять под эффективный контроль в ЕАЭС, если будут сомнения в адекват­ности работы кыргызской таможни. Но на данный момент ряд казахстанских тамо­женных операторов жалуется на то, что их клиенты ушли на таможенную очистку в Кыргызстан. Одно из двух: либо совокуп­ные издержки их конкурентов ниже, либо действительно есть элементы некоррект­ной работы таможни КР.

- Ваша оценка состояния и перспек­тив двустороннего экономического сотрудничества между Казахстаном и Кыргызстаном?

- Перспективы есть. Они объективны, так как в наших экономиках есть не только конкуренты, но и субъекты бизнеса, кото­рые способны дополнять друг друга. По­этому, полагаю, что с открытием границ и устранением препон они постепенно нач­нут находить партнеров. Например, в Кыр­гызстане мелкое товарное производство преобладает почти во всем, в том числе и в молоке, но цена на него низкая даже по кыргызским меркам. Например, весной 2015 года производители в КР были возму­щены снижением цен на молоко скупщи­ками с 20 до 15 сомов за литр. В переводе на тенге в настоящее время это эквивалент 56 тенге. Согласитесь, что по казахстан­ским меркам это вполне доступно. Другой вопрос, как обеспечить его качество и кон­курентную конечную стоимость с учетом сбора молока у сотен мелких производи­телей. Это серьезные логистическая и са­нитарная задачи, и не факт, что казахстан­ским производителям молочных изделий удастся их успешно решить. В том и явля­ется сила белорусских производителей мо­лока, что они в отличие от нас не пошли на поводу у Всемирного банка с его програм­мами приватизации и дробления, сохра­нили свои крупнотоварные производства, чем спасли поголовье скота и обеспечили свою продовольственную безопасность.

- Изменятся ли кыргызско-казах­станские отношения в связи со вступле­нием Кыргызстана в ЕАЭС?

- Здесь будут две основные тенденции: потепления в силу интеграции и отдель­ные обострения, когда представители од­ного бизнеса будут уступать свои рынки конкурентам из соседней республики. В таком случае могут быть задействованы различные инструменты, и, увы, не толь­ко рыночные, но и административные, вплоть до перепроверки продукции нере­зидентов на предмет ее соответствия тре­бованиям сертификации.

- Насколько Кыргызстан инвести­ционно привлекателен для партнеров по ЕАЭС? Ожидаете ли вы, что какие- то производства будут переноситься в Кыргызстан, например, из Казахстана, из-за открытых границ?

- Формально в Кыргызстане более де­шевые компоненты производства: зар­плата, электроэнергия, ставки аренды и другое. Но в реальности не все так одно­значно. При более низком уровне зарплат не факт, что удастся подобрать специали­стов требуемой квалификации, так как из-за массового закрытия производств в промышленности и дробления коллектив­ных хозяйств на селе в 1990-е годы боль­шинство квалифицированных специали­стов выехало из КР. Электроэнергия в КР стоит дешевле для бизнеса в 1,5-2,2 сома за 1 кВтч (7-8 тенге), но ее дефицит в ре­спублике нарастает и уже крайне сложно получить новое подключение к сетям, так как запас свободной мощности зачастую исчерпан, и не только в сетях, но и в гене­рации. Кыргызстан с 2014 года стал нетто- импортером электроэнергии.

Кроме того, даже выпустив конкурент­ную по цене и качеству продукцию в КР, основные рынки сбыта для нее будут в России и Казахстане. Кыргызский рынок в силу его крайне малого объема и низкой платежеспособности всерьез рассматри­ваться не может. Значит, возникнет задача обеспечения конкурентной по условиям и тарифам логистики до рынков сбыта за пределами КР. А железная дорога в КР есть только в Чуйской области. Из других реги­онов Кыргызстана вывозить продукцию можно лишь автотранспортом, и, соот­ветственно, логистические издержки у их производителей будут очень высокими.

Вхождение КР в ЕАЭС, конечно, не­сколько повысит инвестиционную при­влекательность Кыргызстана, так как предоставит его производителям доступ на более емкий рынок сбыта в 180 млн че­ловек с двух-, трехкратно более высокой покупательной способностью, чем в КР. Но при этом вышеперечисленные проблемы у производств в КР тоже останутся и будут продолжать быть для них и их инвесторов серьезным сдерживающим фактором.

- Как отреагирует на вступление в ЕАЭС такая важная отрасль экономики, как реэкспортная торговля? Ожидается ли рост импорта товаров в Казахстан из Кыргызстана, закупленных до вступле­ния в ЕАЭС?

- С вхождением в ЕЭАС Кыргызстан принял единые ставки таможенных сбо­ров. Некоторые преференции на несколь­ко лет были приняты лишь по отдельным товарным позициям, используемым в ка­

честве сырья и комплектующих местными производителями. Поэтому тот же китай­ский товар дешевле и проще будет импор­тировать в Казахстан и Россию напрямую из КНР. Ведь у РК и РФ есть железнодорож­ные переходы с Китаем, а у Кыргызстана с КНР только два автомобильных, и оба высокогорные, на которых придется пре­одолевать перевалы высотой более 3,5 тыс. метров над уровнем моря. Поэтому реэк­спорт китайских товаров из Кыргызста­на, если и останется, то в минимальных объемах. Подтверждением этому служат местные крупные оптовые рынки, они так и не ожили после вхождения КР в ЕАЭС. По товарам, закупленным в КР до вступления в ЕАЭС: самой емкой позицией были авто­мобили, но по ним установлена отсечка по дате импорта в КР до 2014 года. По автома­шинам, ввезенным с 2014 года, придется доплачивать разницу в ставках таможен­ной пошлины КР с РК и с РФ. А остальные товары в виде одежды, обуви и др. имеют крайне короткий срок ликвидности, по истечении которого они становятся невос­требованными на рынке. Поэтому данный риск считаю минимальным.

- Насколько велика вероятность, что в связи с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС в Казахстан хлынет поток трудо­вых мигрантов из соседней республи­ки? Как будет регулироваться рынок труда в этих условиях?

- Емкость казахстанского рынка труда в 10 раз меньше российского. Уровень зар­плат после очередных девальваций тенге в августе и сентябре 2015 года стал зна­чительно ниже в долларовом исчислении. Трудовым мигрантам из КР, так же как и внутренним казахстанским мигрантам, придется снимать жилье и нести другие дополнительные издержки в сравнении с местными работниками. Поэтому серьез­ного наплыва в Казахстан кыргызских ми­грантов ожидать не стоит.

Другой вопрос, что нет осязаемых подвижек в части создания новых произ­водств и рабочих мест в Кыргызстане. Но сделать это в условиях, когда 96,6% грузов в республике перевозится автомобиль­ным транспортом, почти невозможно. Мультипликативного эффекта от милли­ардов долларов, заимствованных для ре­монта и строительства автодорог в КР, так и не произошло. Такой эффект для эконо­мики способно дать только строительство железных дорог, но после распада СССР в Кыргызстане не было проложено ни од­ного километра ж\д путей. А реконстру­ированные в счет займов автодороги уже через 10 лет приходят в негодность и тре­буют новых вложений. При этом в КР так­же до сих не запущено в строй ни одного километра платных автодорог. Говорить об эффективности работы пунктов весога­баритного контроля тоже не совсем умест­но, так как ежегодно производятся аресты их сотрудников из-за того, что до сих пор все платежи на ПВК собираются только в виде наличных денег и не установлено ни одного POS-терминала для приема оплат безналичным путем.

- Как вы оцениваете эффективность членства в ЕАЭС для Казахстана? В чем Казахстан проиграл и в чем выигрыва­ет?

- Почему-то в Казахстане озадачены до­пуском кыргызских производителей на свой, безусловно, более емкий рынок, но при этом редко говорят о том, что такую же реакцию получили и казахстанские производители, получив доступ на де­сятикратно более емкий рынок России. Безусловно, от любой интеграции будут как позитивные, так и негативные мо­менты. Но по ним следует не «шуметь», а предпринимать конкретные действия по нейтрализации негативных аспектов и укреплению позитивных. Здесь нужен спокойный технократический подход в виде экономических и административ­ных мер воздействия, которые придется разрабатывать как ситуативно, так и си­стемно. Эффективность ЕАЭС для Казах­стана - это, прежде всего, расширение рыка сбыта для его производителей. Ведь страна с населением в 17,5 млн человек, неравномерно расселенных на площади в 3 млн кв. км, тоже не является самодоста­точным рынком сбыта для отечественных производителей. Как правило, этот порог начинается с численности государства в 30 млн человек, при условии хорошей ло­гистики и платежеспособности. Но и ука­занные последние два условия не везде в Казахстане являются благоприятными. Шероховатости от интеграции тоже неиз­бежны. Однако их можно и нужно решать в рабочем порядке, без эмоций и суеты.

- Многие эксперты считают ЕАЭС ев­разийским аналогом Евросоюза. На ваш взгляд, не столкнется ли Евразийский экономический союз с трудностями, ко­торые сейчас переживает ЕС?

- Отдельные сложности неизбежны. Но в целом механизм принятия решений в ЕАЭС более лояльный и гибкий, чем в ЕС. Во всем нужна мера. В том числе и в сте­пени интеграции. Это как расстояние от Земли до Солнца. Будь наша планета хоть чуть ближе к Солнцу, на ней была бы более высокая температура и мы бы не выжили. Окажись Земля чуть дальше, и мы бы за­мерзли. Как между людьми, автомобиля­ми, так и между государствами желатель­но соблюдать определенную дистанцию. Не впусти в свое время ЕС Грецию в зону евро, не было бы сегодняшних проблем в финансах у еврозоны. Ключевые ошибки Евросоюза, полагаю, в его чрезмерной ин­теграции, а также в директивном управле­нии, которое по умолчанию лишает гиб­кости его членов. Они просто вынуждены подчиняться решениям из Брюсселя, кото­рые далеко не все являются правильными.

- Можно ли связывать нынешнюю экономическую ситуацию в стране не­посредственно с интеграцией? Каково ваше мнение по этому вопросу?

- Причины проблем в экономике Ка­захстана многокомпонентные. Это, пожа­луй, тема для отдельного исследования. Но ключевыми с весны 2014 года стали несколько факторов: девальвация нацио­нальных валют стран ТС и ЕАЭС, при ста­бильном курсе тенге до августа-сентября 2015 года недостаточная диверсификация по отраслям экономики РК с сохранением преобладания в ней экспорта углеводоро­дов и руд. Кроме того, неблагоприятная ценовая конъюнктура на основные экс­портные товарные позиции Казахстана: падение цен на нефть и металлы.

Винить в проблемах экономики Ка­захстана его вхождение в ЕАЭС, полагаю, можно лишь отчасти. Просто они возник­ли в одно время с созданием ЕАЭС. Ну за­крылся бы Казахстан от российских това­ров после девальвации рубля в 2014 году при отсутствии единого рынка, и что? Они все равно бы проникали, но с меньшей ин­тенсивностью, и расширяли бы свою долю на казахстанском рынке сбыта. Тем более в свете вхождения Казахстана в ВТО. Нель­зя говорить, что интеграция - это сплош­ное благо, но позитива в ней, как правило, больше, чем негатива. При постепенном разрешении текущих и далее возникаю­щих проблем в ЕАЭС, уверен, пользы будет больше всем нам.

Важно не торопиться с чрезмерным сближением и не уходить в директивное управление. Не зря ведь шарнирно-соч­лененные конструкции являются самы­ми устойчивыми. Потому что в них есть и связка, и определенная независимость, и необходимая гибкость. Когда баланс всех компонентов будет выдержан, то и интеграционное образование будет более прочным.

РК УКРЕПИТ СОТРУДНИЧЕСТВО С ЛЮКСЕМБУРГОМ

В Нью-Йорке состоялась встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с премьер- министром Люксембурга Ксавье Беттелем на полях 70-н сессии Генассамблен ООН. В ходе встречи были затронуты вопросы развития двусторонних отношений между странами, а также укрепления сотрудничества Казахстана с Европейским союзом. Глава государства вы­разил готовность Казахстана н в дальнейшем укреплять взаимовыгодное сотрудничество с Люксембургом. Нурсултан Назарбаев также поздравил Беттеля с председательством в Ев­ропейском союзе, выразив надежду, что под­писанные Казахстаном новые соглашения с ЕС в скором времени будут ратифицированы. Пре­мьер-министр Люксембурга поблагодарил за прием, оказанный во время его визита в Астану, н отметил успешность Астанннского экономи­ческого форума, собравшего представительный состав гостей для обсуждения важных вопро­сов развития. (Пресс-служба Акорды).

КАТАР ВЛОЖИТ $35 МЛРД В США

Катар в следующие пять лет планирует вложить в экономику США около $35 млрд. Су­веренный фонд этой страны QIA открыл офис в Нью-Йорке, который позволит обеспечить связь с новыми н существующими инвести­ционными партнерами. Общий объем акти­вов QIA составляет более $256 млрд. Большая часть средств размещена в европейских цен­ных бумагах. В частности, фонд активно инве­стирует во французскую нефтяную компанию Total н британский банк Barclays. Одной из немногих крупных покупок США стало приоб­ретение за $900 млн подразделения деловых поездок American Express. В целом фонд отме­чает, что сохранит свои инвестиции в Европу, Ближний Восток н Восточную Азню.В целом в Азию фонд планирует вложить в следующем году около 20 млрд. Представительства в Дели н Пекине будут для этих целей расширены. Ка­тар собирается вкладывать за рубеж больше, в то время как многие государственные фонды ближневосточных нефтяных государств лик­видируют активы, (lenta.ru)

ВСТРЕЧА ПРЕЗИДЕНТОВ РФ И США

Первая с 2013 года полноценная, а не «на ногах», встреча президента России Владимира Путина с его американским коллегой Бараком Обамой продолжалась почти два часа, хотя по плану на нее отводилось менее часа. По словам Путина, встреча была конструктивной, дело­вой н откровенной. Американский президент не стал комментировать ее итоги журналистам н быстро ушел, на вопросы прессы отвечал один Путин. «Отношения между Россией н США, к сожалению, находятся на достаточно низком уровне, но это не наша инициатива», - сказал он. И отметил, что это плохо для двусто­ронних н международных отношений. Россия, по словам президента, готова к развитию отно­шений н их восстановлению, однако текущее положение стало результатом позиции США. Политику санкций он назвал неэффективной. Президенты обсуждали проблемы Сирии, за­трагивалась тема Украины. Путин рассказал, что расширение участия США в украинском урегулировании не планируется, поскольку Вашингтон н так «достаточно активно в этом участвует». США в известной степени стоят за спиной киевских властей, но у Москвы с Вашингтоном по украинскому вопросу тоже налажен «хороший деловой контакт», заверил президент. На просьбу журналистов проком­ментировать выход Петра Порошенко из зала во время выступления Путина, президент рассказал, что не заметил этого демарша: при­сутствие всех ему было не очень важно, а сам он старается не переходить в политике на лич­ности. В ходе встречи Путин н Обама достигли понимания, что по Снрнн «надо усилить нашу работу хотя бы на двусторонней основе по созданию необходимых механизмов коорди­нации», сообщил об итоге почти двухчасовых переговоров президент России. Он отметил, что «на удивление» у обоих президентов на­шлось много совпадающих позиций. Проком­ментировал российский президент н резкие высказывания как Обамы, так н президента Франции Франсуа Олланда по поводу Башара Асада. Первый назвал президента Снрнн ти­раном, а второй - палачом. Путин сказал, что судьбу Снрнн должен решать ее народ, а Асад готов к политическим переговорам. (РБК)

ПОРТ ЛЯНЬЮНЬГАН УВЕЛИЧИТ ГРУЗОПОТОК

Казахстанский логистический терминал в порту Ляньюньган в северо-восточной части Китая на побережье Желтого моря стал одним из центров возрождающегося экономического пояса Великого шелкового пути. Выбор именно этого порта имеет большое геостратегическое значение. На сегодняшний день он является одним из 25 самых крупных морских портов мира. Ляньюньган занимает важное положе­ние между Востоком н Западом н представляет собой восточное начало нового евразийского трансконтинентального коридора. В мае 2014 года на его территории было заложено строи­тельство первого совместного казахстанско- китайского терминала, площадь которого со­ставляет 21 гектар. Об этом было заявлено на совместном деловом совете между РК н КНР в Астане представителями мультимодальной логистической компании АО «КТЖ Экспресс». Так, уже в декабре 2014 года с опережением гра­фика терминал в Ляньюньгане начал свою ра­боту. Общая стоимость проекта составила $99,4 млн. Основной целью строительства терминала стала необходимость концентрировать грузы из стран Юго-Восточной Азин в направлении ЦА, Казахстана, России н Евросоюза. При этом за восемь месяцев текущего года казахстанско- китайский терминал обработал 84 тыс. контей­неров в 20-тонном эквиваленте. (Соб.инф.)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОВЕСТКА

70-я Сессия Генассамблеи ООН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: