Нефтегазовое машиностроение было, есть и будет / ЛИТЕР / 01.10

Новая валютная политика не сильно сказалась на отечественном машиностроении, хотя и особо радужной нынешнюю ситуацию назвать тоже нельзя - заказы есть, но их объемы значительно сократились. Между тем казахстанская продукция, производимая для нефтегазового сектора, может легко конкурировать по качеству с китайскими или российскими аналогами. О том, что мешает отечественному машиностроению подняться на более высокий уровень и выйти на международный рынок, рассуждает генеральный директор ТОО «Белкамит» Павел Беклемишев.

Сегодня в стране около 500-700 машиностроительных организаций разного уровня. «В поле моего зрения порядка 300, нефтегазовым производством занимаются около 100. Серьезно работающих предприятий - не больше 50, остальные в основном занимаются перекупкой, сборкой и т.д. Сегодня по разным данным объем машиностроительного участия в промышленном производстве составляет от 1,3 процента до 3 процентов», - анализирует Павел Беклемишев.

По его словам, главное отличие ТОО «Белкамит» от других компаний в том, что это именно производство, а не сборка. Уровень казахстанского содержания у «Белкамита» может быть до 80 процентов. Стопроцентное происхождение продукции компания обеспечить не может только потому, что импортирует материалы, которые не производятся у нас в стране.

- Тот же листовой прокат мы вынуждены завозить в лучшем случае из России, а в основном импортируем из Японии, Южной Африки, Соединенных штатов, Германии, Турции. Россия - это самый простой вариант для нас. В зависимости от того, насколько дорогой материал, уровень казахстанского содержания может быть от 20 до 80 процентов. То есть если очень дорогой материал, то казахстанское содержание будет порядка 20 процентов, если материал более-менее «прозаический» - то до 80 процентов, - говорит Павел Иннокентьевич.

При этом бизнесмен абсолютно уверен в качестве своего товара и уверяет, что особой конкуренции со стороны российского аналога не испытывает, а в некоторых случаях и даст фору.

Цены те же

Такое предприятие как «Белкамит» сегодня держится на плаву благодаря связям с очень крупными заказчиками, поэтому даже значительное ослабление тенге не застало его врасплох и не заставило менять стоимость продукции.

- Ценовая политика в связи с изменившимся курсом тенге принципиально не изменилась, потому что мы и до этого работали с достаточно большим количеством международных компаний, функционирующих в Казахстане, таких как»Тенгизшевройл», Карачаганакский консорциум и т.д., с которыми можно работать в долларах и которые соглашались индексировать изменения цены, даже если контракт был подписан в тенге, - говорит Павел Беклемишев.

Сегодня основная продукция завода - нестандартное емкостное оборудование, колонные реакторы, сепараторы, теплообменное оборудование. Сосуды, работающие под высоким давлением, широко применяются в различных сферах: фармацевтике, пищевой промышленности, горной металлургии, энергетике. Чаще всего это нестандартное, мелкосерийное или единичное производство.

«Когда поступает заказ на 20 штук одинаковых изделий - это для нас очень редкий и вообще-то очень радостный случай», - смеется Павел Беклемишев. Оно и понятно, при выпуске повторяющейся продукции, себестоимость ее понижается, а прибыль повышается. Но такие случаи довольно редки.

И все же главное направление для предприятия - это нефтегазовый сектор. Ключевые клиенты завода - «Тенгизшевройл» (сотрудничество длится уже 18 лет), Карачаганакский консорциум, компании «Жаикмунай», «Казстройсервис» (для Азиатского газопровода). «Белкамит» активно работает по поставкам оборудования для Шымкентского НПЗ, а также для реконструкции Атырауского НПЗ и Павлодарского нефтехимического завода.

С падением цен на нефть и заказы, по сравнению с тем, что ожидалось, сократились. Замедлилась реализация планируемых крупных проектов типа грандиозного расширения «Тенгизшевройла». Все это, конечно, сказывается и на работе предприятия.

- В нашем случае новый курс тенге не сильно сказался на снижении прибыли, можно говорить, что она на том же уровне. Но и роста не наблюдается. Объем заказов упал, плюс девальвационные ожидания привели к сдерживанию в экономике, то есть даже в случае, если компаниям что-то необходимо, у них политика - не тратить деньги.

Самый страшный зверь

Президент страны не раз в своих выступлениях подчеркивал особую роль отечественного машиностроения. Он поставил задачу на основе наших сырьевых ресурсов развить перерабатывающую промышленность и в первую очередь нефтегазовое машиностроение. Однако по мнению Павла Беклемишева, все устремления заводчан упираются в вопросы коррупции:

- Самый страшный зверь в лесу - это человек. Так и у нас. Самая большая проблема - это коррупция. Президент четко понимает, что машиностроение важно и даже необходимо. А потом все это разбивается. Коррупция - основа всех проблем. Остро стоит вопрос неквалифицированных кадров, которые формируются из-за коррупции - в вузах студенты вместо того, чтобы учиться и сдавать экзамены, платят взятки. Потом выходят «никакими» специалистами. Дальше - работа банковской системы, таможенных и вообще всех контрольно-надзорных органов, они тоже коррумпированы. И пока мы эту проблему не изживем, говорить о фантастических успехах и прибылях не приходится.

Конкуренция

- Мы не особо чувствуем конкуренцию со стороны российских коллег. Наверное, оттого что работаем с зарубежными компаниями, для которых вопрос качества является доминирующим. Наша продукция качественнее, ведь мы следуем международным стандартам, - утверждает предприниматель.

Что же касается ценовой категории, которая также является одним из ключевых факторов в выборе, то, по его словам, в чем-то наша продукция дешевле, в чем-то российская. Если россияне выходят на уровень хотя бы мелкосерийного или серийного производства, их продукция объективно дешевле. «А вопрос качества лежит совсем в другой плоскости. Если клиент готов платить за качество, то предпочтет нашу продукцию», - убежден предприниматель.

Настоящая конкурентная борьба идет с корейскими, турецкими, немецкими, итальянскими компаниями. Предприятия Поднебесной сильны в своем сегменте - там, где сами китайцы закупают продукцию.

- Китайцев и россиян мы можем победить с точки зрения качества, европейцев - уже посложнее, но зато там мы можем пытаться быть конкурентоспособными по цене, - рассуждает предприниматель.

Какие изменения произошли на предприятии со вступлением Казахстана в Евразийский экономический союз? Как это повлияло на повышение конкурентоспособности? Отвечая на эти вопросы, Павел Иннокентьевич подчеркивает, что интеграционные процессы, безусловно, влияют на развитие конкурентоспособности. Однако ключевое влияние на предприятие оказало еще ранее создание Таможенного союза, когда исчезла необходимость таможенного оформления. Исчезли административно?бюрократические проволочки, а это в первую очередь временные затраты. Цены особо не изменились.

С чем идти на мировой рынок

Какую же продукцию нужно выпускать Казахстану, чтобы выйти на мировой рынок и завоевать там прочное место?

- До мирового рынка нам далеко даже с точки зрения территориального расположения. Нам нужно бороться за региональный рынок, я подразумеваю наших соседей, с которыми мы граничим, или в крайнем случае страны на небольшом от нас расстоянии - это Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Россия и Китай. Через них относительно недалеко Афганистан, Азербайджан, Иран, Монголия, Индия - это потенциальные страны для экспорта. То есть надо говорить не о мировом экспорте, а о региональном. Нам надо производить то, что нужно для себя - горно-металлургическое, нефтегазодобывающее, нефтеперерабатывающее оборудование, оборудование для пищевой, химической промышленности и т.д.

Сначала надо стать конкуренто-способными на своем рынке, а потом уже двигаться в страны соседей, уверен Павел Беклемишев.

- Так как у нас есть свое сырье, мы могли бы стать региональным производителем тех же электродвигателей. Я говорю о той продукции, которая производится из отечественных материалов. У нас есть медный провод, электротехническая сталь, алюминий, пластмасса для корпуса - это основа для производства электродвигателей. Наделали бы их, за ними потянулось бы еще что-то, те же насосы, редукторы и т.д., - предполагает он.

Главное - встать на ноги у себя в стране, достигнуть здесь международного уровня и затем уже на этой базе двигаться в сторону мирового рынка.

Производство сельхозтехники в России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: